kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание в 1-2 классах "Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности и сохранить здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит определить, какие семейные факторы способствуют сохранению здоровья ребенка и помогают преодолеть возникающие трудности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 1-2 классах "Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности и сохранить здоровье"»

Родительское собрание в 1-2 классах.

Разработано учителем ЧОУ СОШ «Индра» г.Екатеринбурга, Ереминой О.А.

Тема: Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности и сохранить здоровье.

Задачи: - понять причины школьных трудностей;

- определить, какие семейные факторы способствуют сохранению здоровья ребенка и помогают преодолеть возникающие трудности;

- определить, чем и как родители могут и должны помочь своему ребенку;

- дать возможность родителям получить информацию или консультацию специалистов (психолога и логопеда) на данном этапе работы с их детьми (индивидуальные и групповые консультации).


План-конспект:

  1. Актуальность, цель, задачи собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы часто произносим слово ЗДРАВСТВУЙТЕ, желая здоровья, ведь без здоровья невозможна полноценная и счастливая жизнь. Здоровье помогает нам реализовывать планы, решать различные задачи, преодолевать трудности. Здоровье обеспечивает человеку долгую и активную жизнь.

Здоровый, успешный ребенок – не это ли мечта любого родителя? Думаю, ни один из нас не пожертвует здоровьем ребенка ради его успехов в школе, но часто это происходит неосознанно, опосредованно, малыми «дозами», которые накопившись, только через определенное время дадут о себе знать ухудшением здоровья ребенка.

В той или иной мере преодолевать школьные трудности приходится всем детям. Как это сделать наиболее мягко и не нанести вред здоровью ребенка? Попытаться ответить на этот вопрос – цель нашего собрания. На пути к цели нам необходимо решить ряд задач, которые послужат планом наших рассуждений (записан на доске):

1. понять причины школьных трудностей;

2. определить, какие семейные факторы способствуют сохранению здоровья ребенка и помогают преодолеть возникающие трудности;

3. определить, чем и как родители могут и должны помочь своему ребенку.

В работе мы будем опираться на материалы исследований и выводы и рекомендации М.М. Безруких, - доктора биологических наук, профессора, академика Российской академии образования, директора Института возрастной физиологии, лауреата премии Президента РФ в области образования.


  1. Основная часть.

Каковы ваши требования к учебе ребенка, чего вы от него ждете?

Перед каждым из вас лежит лист с вопросами, это личная информация, собирать эти листы я не буду, они нужны, чтобы собрать самые важные сведения, на которые вам как родителям придется опираться в своей работе. Я прошу вас максимально честно для себя ответить на 1вопрос.

Что Вас как родителей не устраивает в учебной деятельности ребенка?

-рассеянность, все забывает;

-невнимательный, постоянно отвлекается, отсюда -ошибки;

-не всегда аккуратно работает, хотя может;

-неусидчивый;

- все делает очень медленно, трудно оторвать от предыдущего занятия;

- плохо запоминает;

-все устраивает пока.

(ответы фиксируются)

Как вы реагируете на такое поведение ребенка?

- высказываю недовольство, но корректно;

- иногда раздражаюсь;

- вместе обсуждаем, почему это плохо;

-расстраиваюсь.

Изменилось ли поведение ребенка?

- нет.

А сколько раз в день ребенок слышит упреки в свой адрес? Он, наверняка, расстраивается так же, как вы, из-за своего поведения или расстраивался раньше, а ситуация не меняется. Что делать?

Определить, как помочь ребенку, невозможно, если не знаешь причин, вызывающих трудности.

Помогут в поиске причин 2-6 вопросы анкеты. УУУУ

Почему именно с ответа на эти вопросы мы начали разговор о причинах школьных трудностей?

(выслушать предположения родителей)

Да, состояние здоровья ребенка - основа и его успехов, и его неудач. А это - внутренние факторы, которые часто являются причинами возникающих трудностей.

(из заготовленных заранее карточек на доске составляется схема причин трудностей, предложенная Безруких М.М. Приложение 1)

Приведите, пожалуйста, примеры влияния этих факторов на школьные успехи или неудачи ребенка. (обсуждаются примеры). Хочется остановиться на таком факторе как несформированность физического и нейросенсорного развития ребенка. Патологоии встречаются не так часто, как возрастная несформированность. Часто мы начинаем учить чему-либо ребенка, когда он еще в силу возраста (готовность мышц, развитие процессов внимания и памяти, нервно-мышечной регуляции и т. п.) не готов этому научиться. Поэтому отдавать ребенка в школу рекомендуют не раньше 6,5, а лучше – 7 лет. Объем знаний ребенка на момент поступления в школу не может обеспечить успешность обучения ребенка даже полгода спустя. А не скорректированная индивидуальным подходом вовремя возрастная неготовность ребенка проявится как раз к концу 1 и во 2-3 классе.

Трудности могут быть вызваны и внешними причинами. Какими? Теми, которые оказывают влияние на организм ребенка, на его физическое и психологическое состояние. (Вместе с родителями выявить, используя примеры, и занести в схему экологические, социально-экономические, социокультурные и факторы школьного риска)

На какие из внешних факторов мы как родители можем повлиять и как? (выявляются и обсуждаются в беседе вместе с родителями после ответа на вопросы 7-13 анкеты)

- Социально-экономические (обеспечить своевременное лечение и профилактику болезней, правильное питание; посещать с ребенком выставки, театры, спортивный зал и т.п; покупать развивающие игры; поддерживать и помогать реализовывать интересы ребенка; обеспечить и правильно оборудовать рабочее место и место для сна и отдыха; очень важно, несмотря на занятость, обеспечить соблюдение режима дня).

- Социокультурные (развивая ребенка, учитывать его возраст и физическое состояние; обратить внимание на выбор книг, фильмов и мультфильмов, компьютерных игр, телевизионных передач т.к. они влияют на психику детей, на поведение, формирование нравственных норм, культуру общения).

- Школьные факторы риска вполне можно отнести и к семье. 1 – стресс (исключить жесткую, агрессивную среду, конфликтные ситуации, упреки, жесткое ограничение времени, т.к. постоянное напряжение, страх наказания неизбежно скажутся на здоровье ребенка, важно создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье).

2 –интенсификация учебного процесса – увеличение количества часов занятий Ответьте, пожалуйста, на вопросы 14-19.

Рабочий день ребенка нередко составляет 9-10 часов! Учитывая свои ответы на вопросы 13-19, анкеты оцените фразу: «Может писать красиво, внимательно считать, когда не ленится». Оценив ежедневную нагрузку, утомление, постоянное напряжение, соотнесем объем нагрузки с ответами на 2-6 вопросы анкеты о реальном состоянии здоровья ребенка и его возрастного развития. Думаю, что понятно без комментариев, что ребенок не ленится, у него часто не хватает сил на качественное выполнение заданий. Регулировать нагрузку в школе – задача школьных специалистов, но регулировать количество дополнительных занятий в кружках, секциях, расстановить приоритеты между уроками и дополнительными занятиями в интересах ребенка, организовать качественный отдых, режим дня – задача и долг родителей. Посмотрите, отметьте в анкете те условия, которые нужно изменить и сделать это реально, чтобы помочь ребенку избавиться от напряжения, постоянной усталости, стресса.

3 – неадекватность методик и требований. Мы попытались с помощью анкеты представить наглядно картину внешних и внутренних условий жизни наших детей. Вернемся к 1 вопросу анкеты о наших требованиях и ожиданиях. Адекватны ли они тем условиям, в которых находится ребенок, хватит ли у него сил и возможностей соответствовать им (не забывайте о генетических факторах и возрастных особенностях, о которых говорил психолог на собрании в начале учебного года)?

Скорее всего, мы, родители и педагоги, можем и должны реально оценить ситуацию и скорректировать требования.

Ответьте, пожалуйста, на 20-22 вопросы анкеты.

Вопрос выбора методики работы с ребенком решают только специалисты, но нам нужна ваша, родительская, помощь. Только вместе, объединив усилия, мы сможем оказать ребенку помощь, когда он в ней нуждается. В чем может состоять эта помощь?

  1. В четком, регулярном и обязательном выполнении рекомендаций специалистов (логопеда и психолога), работающих с нашими детьми.

  2. В своевременном обращении к специалистам с любыми вопросами, даже незначительными, на ваш взгляд.

  3. В вашей искренней вере в то, что мы вместе можем помочь детям справиться с любыми трудностями и сохранить их здоровье.

  4. В том, чтобы исключить или свести к минимуму влияние негативных психологических факторов, о которых мы говорили, и обеспечить условия для сохранения его физического здоровья.

  1. Заключительная часть.

Родителям детей отнесенных к группе риска (леворуких, медлительных, непоседливых с нарушением внимания) выдаются памятки-рекомендации, как помочь ребенку.

Спасибо за внимание, за работу, за вашу активность в обсуждении всех вопросов. Сейчас наши специалисты (психолог и логопед) готовы побеседовать с Вами индивидуально о ходе работы с Вашим ребенком, если Вам удобно сейчас, или записать Вас на консультацию в другое время.


  1. Приложения, использованные на собрании:

Приложение 1. Причины трудностей обучения чтению и письму

(схема Безруких М.М.)

Приложение 2. Анкета для родителей.

Приложение 3. Рекомендации для родителей по подготовке домашних заданий

с леворуким ребенком.

Приложение 4. Рекомендации для родителей по подготовке домашних заданий

с медлительным ребенком.

Приложение 5. Рекомендации для родителей по подготовке домашних заданий

с активным ребенком с нарушением внимания.













Приложение 1


Причины трудностей обучения чтению и письму (автор Безруких М.М.)

Факторы





  • экологические;


  • социальные,


экономические;


  • социокультурные;


  • школьные факторы риска:


    • стресс,


    • интенсификация учебного процесса,


    • неадекватность методик и требований


ВНЕШНИЕ


  • особые группы риска:


    • часто болеющие дети


    • медлительные дети


    • гиперактивные дети


    • леворукие дети


    • дети из социально неблагополучных семей



СМЕШАННЫЕ

  • генетические,


  • нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития)


  • нарушения (несформиро-ванность) нейросенсорного развития;


    • дисфункции мозга;


    • несформированность коры, регуляторных структур мозга;


    • возрастная несформи-рованность познавательного развития


ВНУТРЕННИЕ




































Приложение 2


Анкета для родителей

к собранию

«Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности и сохранить здоровье».

(анкета не собирается или собирается без подписи)


1. Какие требования Вы предъявляете к учебной деятельности ребенка?


2. Знаете ли Вы о наличии в семье заболеваний, проявляющихся не в одном поколении?

3. Были ли нарушения беременности и родов при рождении Вашего ребенка?

4. Есть ли у ребенка хронические заболевания?

5. Сколько раз в год он (она) болеет?

6.Сколько лет было ребенку на момент поступления в 1класс?


7.Бывает ли, что ребенок приходит в школу с плохим самочувствием (кашель, насморк, болит живот и т.д.)?

8.Ест ли ребенок перед школой и во сколько ужинает?

9.Есть ли у ребенка отдельная комната или специально для него оборудованный уголок?

10.Во сколько ребенок ложится спать?

11.Есть ли в Вашей семье культурные, спортивные и др. традиции? Какие?

12.Наказываете ли ребенка, если да, то как?

13.Часто ли вместе с ребенком читаете, играете, смотрите его фильмы и т.п.?

14.Сколько времени в день ребенок бывает не свежем воздухе?

15.Сколько времени в день ребенок тратит на приготовление домашних заданий?

16.Какие кружки, секции посещает? _____________________________________

Сколько часов в неделю тратит на это?

17.Сколько посвящаете дополнительным занятиям (по школьным дисциплинам, логопедическим, с психологом)

18.Сколько времени ежедневно посвящаете просмотру телевизора, компьютерным играм?

19.Сколько времени у ребенка остается на занятия по его желанию?

20.Считаете ли Вы важным для успешного обучения ребенка выполнять рекомендации специалистов?

21. Регулярно ли выполняете с ребенком задания логопеда, психолога?

22.Верите ли Вы в успех ребенка?


Спасибо.



Приложение 3



Рекомендации родителям леворуких детей.


1. Никогда не проявляйте негативного отношения к леворукости, не заостряйте внимания на этой особенности ребенка, принимайте его таким, какой он есть, обстановка всегда должна быть доброжелательной.

2. Не занимайтесь самовольным, насильственным переучиванием.

3.Помогите левше организовать свое рабочее место: изменить при письме наклон тетради так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа. Выполнять задания должно быть удобно.

4. Составьте рациональный режим дня с часами отдыха, прогулками, продленка для левши не желательна. Прежде, чем приступить к выполнению домашней работы, ребенок должен отдохнуть.

5. Внимательно относитесь к жалобам ребенка на усталость, делайте динамические паузы во время выполнения домашних заданий через каждые 15-20 минут.

6. Не торопите ребенка, дайте возможность сначала проговорить, что и как нужно сделать, обсудите пошагово каждое действие.

7. Не ругайте ребенка за неудачи, не заставляйте переписывать задания, лучше вместе найдите ошибки, помогите ему понять, почему не получилось. Обязательно в любой его работе находите удачно выполненные (написанные) задания, хвалите даже за отдельные буквы, показывайте, что он может.

8. Желательно играть с ребенком в игры, развивающие зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию.

9. Выполняйте рекомендации педагогов и психолога обязательно.

10. Задания для дополнительных занятий, если они нужны ребенку, Вам помогут составить специалисты, рекомендуем встречаться с ними лично и обсуждать тактику дальнейшей работы примерно раз в 7-10 дней.


11. Занимаясь с ребенком, помните, что начинать нужно с игровых упражнений; в занятия включить задания, с которыми ребенок обязательно справится.









Приложение 4



Рекомендации родителям медлительных детей.


1. Не ругайте ребенка за медлительность, это не упрямство, а особенность протекания нервных процессов, относитесь спокойно к этой его особенности. Важно принять его и полюбить таким, как он есть. Ваше недовольство еще больше замедляет его работу.

2. Умейте ждать: важно понимать, что каждый на­вык, приобретаемый ребенком, важен не только сам по себе, но имеет важное значение в общем моторном развитии. Дайте своим детям возможность копаться! Им это необходимо. Выделяйте для этого специальное время и настаивайте, чтобы ребенок ста­новился самостоятельным.

3. Медлительным детям сложно пере­ключаться с одной деятельности на дру­гую и приспосабливаться к новой обста­новке. Поэтому, если ваш ребенок медлительный, лучше придерживаться строгого распорядка дня. Ребенку будет легче, если он будет точно представлять, после чего (во сколько) он должен сесть за уроки. О смене вида деятельности предупреждайте его заранее.

4. Прежде, чем приступить к выполнению домашней работы, ребенок должен отдохнуть. Внимательно относитесь к жалобам ребенка на усталость, делайте динамические паузы во время выполнения домашних заданий.

5. Обязательно в любой его работе находите удачно выполненные (написанные) задания (буквы, слова), хвалите его даже за отдельные буквы, показывайте, что он может.

6. Расставьте приоритеты в школьных дисциплинах и увлечениях, примите, что у вашего ребенка по некоторым предметам может быть невысокая отметка. Определите, что важнее для ребенка, учитывая его интересы, не перегружайте ребенка.

7. Поощряйте детские увлечения и склонности. Если медлительные дети чем-то увлечены, они, со свойственной им настойчивостью, постепенно станут в сво­ей области самыми первыми. Возможно, для ребенка важнее больше узнать, например, о свойствах воздуха и блеснуть этими знаниями на уроке. Для ре­бенка важно быть хоть в чем-то действи­тельно на высоте — это существенно по­вышает его самооценку. Помогайте ему реализовать свои возможности.

8. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.

9. Выполняйте рекомендации педагогов и психолога обязательно.

10. Задания для дополнительных занятий, если они нужны ребенку, Вам помогут составить специалисты, рекомендуем встречаться с ними лично и обсуждать тактику дальнейшей работы примерно раз в 7-10 дней.

11. Занимаясь с ребенком, помните, что начинать нужно с игровых упражнений; в занятия включить задания, с которыми ребенок обязательно справится.









Приложение 5



Рекомендации для родителей непоседливых детей с нарушением внимания.


  1. Если в поведении ребенка наблюдается импульсивность, повышенная двигательная активность (не может сидеть на месте, везде лезет, крутится), невнимательность устойчиво в течение полугода, стоит обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу – для консультации. Обязательно четко выполняйте рекомендации специалистов.

  2. Повышенная отвлекаемость, неустойчивая работоспособность, невозможность сохранять внимание более чем на несколько минут – это особенности поведения, которые ребенок сам изменить не может, требовать от него «хорошего» поведения бесполезно.

  3. Уважительно относитесь к своему непоседе: не проявляйте раздражение, грубость; выделите время, чтобы его выслушать, если сейчас это невозможно, извинитесь, определите время для разговора.

  4. Во время занятий с ребенком соблюдайте следующие правила:

- не отвлекайтесь сами;

-максимально исключите воздействие внешних раздражителей;

-для ребенка во время занятий важен контакт «глаза в глаза»;

-используйте приемы привлечения внимания ребенка, постоянные, понятные ребенку (слова, жесты, карточки, прикосновение к руке, поглаживание по голове и т.д.);

- инструкции должны быть понятными ребенку, четкими, пошаговыми, ребенок должен повторить инструкцию шаг за шагом;

- четко обозначьте правила деятельности, не изменяйте их;

- чтобы ребенок лучше усвоил материал, используйте внешние опоры (рисунки, схемы), лучше создавать их вместе с ребенком;

-не акцентируйте внимание на неудаче, объясните, как исправить ошибку и дайте задание, с которым ребенок справится;

- хвалите даже за самые маленькие достижения, выражайте свою уверенность в том, что у него все получится;

- следите за тем, как сидит и держит ручку ребенок во время письма.

  1. Обязательно записывайте отложенные на время дела и задания.

  2. Научите ребенка обращаться за помощью к педагогу.






9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еремина Ольга Анатольевна

Дата: 04.08.2016

Номер свидетельства: 338630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание: "Адаптация учащихся 5 класса" "
    ["seo_title"] => string(60) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169678"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423456806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства