Родительское собрание "Зачем нужна техника чтения?"
Родительское собрание "Зачем нужна техника чтения?"
«Бойтесь, дети, лени, как дурной привычки и читайте в сутки вы хоть по страничке», - так писали, обращаясь к малышам, книгоиздатели прошлого века. Но и сейчас, более 100 лет спустя, в эпоху вездесущего телевидения, видеофильмов и компьютеров, этот призыв не устарел. Почему же ребенку так необходимо чтение? Как привить ему любовь к книгам? Эти вопросы интересуют всех родителей, и сегодня мы попытаемся на них ответить. Предлагаю обратиться к устному народному творчеству, к пословицам о чтении, которые проверялись веками многими поколениями людей, обменяться опытом по этому вопросу и просмотреть видеоролик о детях нашего класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Зачем нужна техника чтения?" »
Ш
Родительское собрание
1 класс
Как воспитать у детей интерес к чтению? Зачем нужна скорость чтения?
Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Дени Дидро
Вступительное слово учителя.
Тема нашего собрания «Как воспитать у детей интерес к чтению? Зачем нужна скорость чтения?» обратите внимание на цитату, записанную на доске: «Бойтесь, дети, лени, как дурной привычки и читайте в сутки вы хоть по страничке», - так писали, обращаясь к малышам, книгоиздатели прошлого века. Но и сейчас, более 100 лет спустя, в эпоху вездесущего телевидения, видеофильмов и компьютеров, этот призыв не устарел. Почему же ребенку так необходимо чтение? Как привить ему любовь к книгам? Эти вопросы интересуют всех родителей, и сегодня мы попытаемся на них ответить. Предлагаю обратиться к устному народному творчеству, к пословицам о чтении, которые проверялись веками многими поколениями людей.
Работа родителей в парах
– Вспомните конец пословиц.
Книга – лучший … (товарищ)
С книгой жить - … (век не тужить)
Чтение – лучшее … (учение)
Будешь книги читать - … (будешь все знать)
Книга вчить, як … (на світі жить).
Выводы учителя
– Думаю, эта работа напомнила о важности чтения, о его необходимости. Послушайте, что писал о чтении выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «… можно жить и быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
Чтение требует труда (кстати, не только от детей, но и от родителей). Телевизор смотреть намного легче. С чтением все иначе. Как вы думаете, с какого возраста нужно прививать любовь к книге? (…) Хотите верьте, хотите – проверьте, но по мнению детских психологов, любовь к чтению нужно прививать буквально с «пеленок». Ребенок лучше будет развиваться, если у него над колыбелью читают книги (причем необязательно детские, можно, например, классическую поэзию). Это отложится у него в подсознании, и в своей «взрослой» жизни он обязательно вспомнит об услышанном.
Еще В. Маяковский в своем стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо» писал:
Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик.
Процесс приобщения к миру книг должен начинаться еще в раннем детстве, уже тогда, когда родители читают ребенку первые сказки. Очень хорошо, когда чтение чередуется с рассматриванием картинок. Первые книжки малыша должны быть яркими, иллюстрированными. Уже начиная с 3-4 лет, следует начинать работу по привитию навыков бережного отношения к книге: аккуратному листанию страниц, необходимости закладок, хранению книг в определенном месте и т.д. но ваш малыш растет… Проходит время – и он узнает буквы, связывает слоги, медленно читает слова… Вы с гордостью говорите знакомым:: «Мой сын уже читает!»» позади 1 класс школы, 2-й… К 3-му классу вы начинаете понимать, что у ребенка падает интерес к учебе, появляются низкие оценки, его успеваемость огорчает не только вас, но и учителей. В чем же дело? По мнению психологов и учителей, на успеваемость влияет более 40 факторов. Но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – скорость чтения. Рассмотрим более подробно этот вопрос на материале нашего класса.
Просмотр видеоролика. Чтение одного и того же текста тремя учениками с различной скоростью чтения. Ответы детей на вопросы: «Зачем люди читают? Есть ли у тебя дома библиотека? Что читают твои родители? Читает ли тебе мама?»
Постановка проблемного вопроса.
- Какой ученик сможет быстрее осмыслить задачу, записанную в учебнике? (с высокой скоростью чтения)
- Сможет ли решить эту задачу ученик с низкой скоростью чтения? (да, но на это уйдет гораздо больше времени)
- В этой ситуации назревает вопрос: «Что делать?? Как развивать достаточную скорость чтения?»
Статистические данные по классу:
Всего учащихся – 20
Читают – 20
Способ чтения: побуквенный – 2
Слоги + буквы – 3
Слоги – 10
Слоги + слова – 5
Ознакомление родителей с нормами оценивания скорости чтения на конец 1 класса.
Выступления родителей. Обмен опытом.
Выступление библиотекаря школы. Рекомендации по литературе для чтения первоклассников.
Работа в группах. Обсуждения ситуаций.
Мама с сыном выбирали книги в магазине. Мальчик выбрал книгу о космосе. Мама, увидев выбор сына, сказала: «Сынок, эта книга интересная, но ты еще не все там поймешь. Давай выберем вот эту книгу о приключениях».
- Правильно ли поступила мама? Как поступите Вы?
Дима очень слабо читал. Чтение давалось ему с большим трудом. Однажды после родительского собрания папа, придя домой, сказал сыну: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи».
- Прав ли папа? Сколько времени должен читать ученик, имеющий низкую технику чтения? Как помочь Диме?
Мама пришла с работы. Ее дочь Наташа выполняла домашнее задание. Все уроки, кроме чтения, были выполнены. Мама начала проверять домашнее задание и, обнаружив, что дочь не читала, раздраженно сказала: «Читай 10 раз, а я посмотрю фильм. После фильма я обязательно тебя проверю».
- Как бы поступили Вы?
Как Вы думаете, привить любовь к книгам можно в любом возрасте или нет?
Почему монахи хорошо читают и имеют отменную память? Может ли это быть связано с молитвами?
Знакомство с памяткой читателя.
Прежде чем читать текст, обрати внимание, кто его автор. Постарайся запомнить.
Теперь внимательно читай.
Если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре).
Если при чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз.
Прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.