Цель: Выявление проблемы взаимодействия родителей и детей в ходе выполнения домашнего задания
Задачи:
1.Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
2. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий;
3. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Форма проведения: собрание-практикум.
Повестка:
Для чего нужно домашнее задание
В каких условиях выполнять домашнее задание
Продолжительность работы над домашним заданием
Ход собрания
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Родительское собрание у вас проведу я. А тема нашего сегодняшнего собрания «Выполнение домашнего задания-залог успешной учебы»
Сегодня наш разговор пойдет о том как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности.
Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Уже несколько поколений школьников называют домашнее задание- «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий.
А как вы думаете, зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашних заданий? Какова роль домашних заданий?
Родители высказывают свое мнение
Учитель: Главное назначение домашнего задания заключается в следующем:
-воспитание волевых усилий ребенка, ответственность и самостоятельность
- овладение навыками учебного труда
-формирования умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей
Как родители вы должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. С одной стороны нужно помочь найти ребенку правильный режим, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитывать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включится в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно-всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навык самоконтроля, умения работать самостоятельно. А как вы можете помочь своему ребенку с выполнением домашнего задания?
Родители высказывают свое мнение
Учитель: Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.
Исследования показывают, что матери в среднем тратят менее 30 минут, разговаривая с детьми, объясняя им что-либо или просто читая. Отцы ещё меньше-около 15 минут.
А какую оценку вы поставите себе за выполнение домашнего задания с ребенком?
Родители ставят себе оценки с комментариям.
Учитель: А теперь давайте развеем обстановку и поиграем в игру «Разброс мнений». Я раздам вам карточки, на которых написана половина предложения, вторую половину вы должны будете дописать сами.
Карточка
У нашего ребенка есть специальное место, где он__________________________________________________________
Наш ребенок выполняет домашнее задание__________________________
Учитель: Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей в 1 классе- до 1 часа, во 2 классе-до 1,5 часов, в 3-4 классе- до 2 часов.
Памятка «Продолжительность работы по приготовлению домашних заданий»
Класс
Продолжительность работы по приготовлению домашних заданий
1
До 1-го часа
2
До 1,5 часов
3-4
До 2 часов
Учитель: Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы и выполнить задания (учитель раздает карточки с заданием каждой группе)
Прочитайте, пожалуйста, ситуации и ответьте на вопросы
Первая группа
Старший ребёнок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки делал там кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.
Вопросы:
Если ребенок ходит в «продленку», то всё должны делать там? А как вы считаете?
Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом в тетради?
Вторая группа
Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица-Светлана, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка-что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе?
Вопросы:
Как вы оцениваете поведение родителей?
Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
Если ребенок получил двойку, то какие будут ваши действия?
Третья группа
Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска- сначала муж, потом я. мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома , приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Очень часто бывали и слёзы, и настоящее отчаяние.
- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.
Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.
-Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буквой? Ты и другие сможешь написать также хорошо
Вопросы:
1)Правильно ли поступила мама Юры?
2)Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?
Родители выступают с ответами
Учитель: А как вы думаете, в каких условиях дети должны выполнять домашнее задание?
Родители высказывают свое мнение
Учитель дополняет
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, т.к. этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книг, книгу полезно поместить на подставку под наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Следует отметить, что утомление при выполнении домашнего задания наступает гораздо быстрее, если ребенок работает при шуме.
Решение родительского собрания
Учитель: К какому выводу мы придем на нашем родительском собрании?
Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении домашних заданий.
Составить вместе с ребенком реально достижимые учебные цели
-В завершении нашего собрания хочу раздать вам памятки.