Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 4 классе "Кризис взросления младшего школьника"»
Родительское собрание в 4 классе
"Кризисы взросления младшего школьника"
Слайд 1
- Добрый день уважаемые родители и гости нашего родительского собрания. Тема нашего собрания "Кризисы взросления младшего школьника».
-Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком? Как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Предлагаю вам поучаствовать в играх, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Итак, начнем с приветствия друг друга. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Каждый по очереди подарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть в глаза.
Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу.
Упражнение «Слово-АССОЦИАЦИЯ»
Школа-парта-учитель-…….
Семья-ребенок-дети-….
Слайд 2 Проблема
Уважаемые родители! Четвертый класс! Этот период – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.
Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:
1.Трудности при взаимодействии с учителями.
2.Тревожность при ответах у доски.
3.Страх перед контрольными работами.
4.Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5.Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Слайд 3 Актуальность.
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться.» и т.п.. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и не хочет идти в школу.
Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Слайд 4 Цели
Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста;
Обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период.
Слайд 5 Задачи
Дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды;
Проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;
Найти пути преодоления проблем в общении с детьми.
Слайд 6 Причины подросткового кризиса
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
Более значимой становится оценка сверстников;
Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
----Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...
...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.
...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Упражнение «Как тебе лучше?»
Попрошу выйти 3 пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями .Один родитель в роли ребенка, другой в роли родителя. Условие: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его действия словами.
1.Иди, я тебе сказала. Немедленно, иди правильно , как я тебе говорю!
2. Может ты не пойдешь, а вдруг упадешь? Еще испачкаешься..
3. Все в порядке. Я иду рядом с тобой. Ты молодец! Хорошо идешь, вперед.
-Выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка и роли родителя.
-- Как вы себя чувствовали?
-В какой роли вы себя чувствовали комфортно?
-В роли ребенка?
-В роли сопровождающего родителя?
-Родители-дети, какие слова вам мешали идти?
-Какие наоборот?
-Какой вывод мы можем сделать?
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
Слайд 7
«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;
«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;
«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;
«Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);
«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;
Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Но не каждому человеку он дан;
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
Слайд 8
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия.
Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина - дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции.
Слайд 9
Упражнение «Чего хотят дети?»
(Рисунок сердца разрезан на части. Каждая часть пронумерована, чтобы легче собрать.)
-Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 9-10 лет. Вспомните , чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой.
-Зачитайте поочереди свои фразы. Почему вы записали это…
-Давайте соберем наше сердце на доске.
Чего на самом деле хотят дети? ЭТО МНОГО ЛЮБВИ,ТЕПЛА И ЛАСКИ.
Подведение итогов родительского собрания
Слайд 10
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
все более возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном
Упражнение «Цветок»
- Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, к ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».
Инструкция: предлагаю заполнить цветочек. В середине запишите имя своего ребенка. На лепесточках ласковые слова. А внизу под цветком положительные качества ребенка.
Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет «Памятка на каждый день»
В течение трех минут заполните пожалуйста памятку.
1. Я никогда не буду_____________________________________________________
2. Всегда буду знать_____________________________________________________
3. Всегда буду проявлять интерес к__________________________________
4. Я должна_______________________________________________________________
5. Я не могу______________________________________________________________
6. Я не хотела бы ________________________________________________________
7. Я хочу__________________________________________________________________
Надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка
Сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Пожалуйста каждый поочереди продолжите фразу: «Мне сегодня понравилось…»
- Уважаемые родители, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители.
Упражнение «Аплодисменты».
-Представьте в одной ладошке улыбку, а в другой –радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Хлопаем в ладоши. До свидания. Спасибо за работу.