«Дитя как сундук. Что в детстве положишь, то в старости достанешь». Цель: обсудить с родителями причины плохого поведения и непослушания детей. Задачи: Определить уровень поведения учащихся класса, используя свои наблюдения и беседы с родителями. Помочь родителям понять причины плохого поведения и непослушания детей и найти способы их преодоления. Ход собрания Организационный момент Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать самых заботливых, самых любящих и внимательных родителей на свете! Не смотря на свою занятость вы здесь. Вы оставили все дела и пришли, чтобы узнать что-то новое, что поможет вам и вашим детям стать счастливее и радостней! Тема нашего собрания актуальная, серьёзная. Теоретическая часть. Ребенок может вести себя неправильно, если с раннего возраста воспитывается в условиях безнадзорности, недостатка эмоциональных контактов в общении, безучастности к его развитию. Неблагополучные семейные условия с противоречивыми по своей направленности, конфликтными отношениями ведут к формированию особой модели поведения ребенка. Ребята усваивают «дурной пример» для подражания, наблюдая привычное разрешение ссор с помощью драки, культивирование агрессии, физической силы в семье. Школьная дезадаптация усугубляется, разумеется, воздействием неформальной подростковой группы с асоциальными проявлениями – уходами из дома, воровством. Школьная дезадаптация при этом проявляется особым, «защитным», типом реагирования в виде ухода в мир собственных фантазий, игр в одиночестве, возникновением внушенных соматических недугов. Такого рода расстройства могут наблюдаться как в младшем, так и в старшем школьном возрасте на фоне психической слабости, снижения устойчивости к нагрузкам.Трудности в поведении можно разделить на следующие группы: Реакции протеста (оппозиции). Реакции имитации . Реакции компенсации или гиперкомпенсации. Реакции эмансипации. Реакция группирования со сверстниками. Реакция увлечения. Дети с особым, аномальным характером формируют вторую обширную группу состояний, вызывающих школьную дезадаптацию. Треть из них – личности с преобладанием повышенной эмоциональной возбудимости. Это дети, которые дают реакции гнева, неудовольствия, отказа по малейшему поводу, взрываются при любом незначительном внешнем раздражении. При замечаниях, неприятных для них требованиях, ущемлении их интересов они начинают кричать, разбрасывают или портят вещи, бранятся, угрожают и проявляют агрессию. На пике аффекта такие субъекты не помнят себя: с бледным, перекошенным лицом могут наговорить много гадостей окружающим и совершить такие поступки, о которых впоследствии искренне сожалеют. В дошкольном возрасте дети с повышенной возбудимостью с трудом удерживаются в детском коллективе, постоянно бьют сверстников, не терпят ограничений, запретов, нарушают режим учреждений. На замечание или порицание взрослых они реагируют падением на пол, рыданиями, криками и стенаниями, которые выводят из равновесия окружающих. Некоторые могут надолго запомнить обиду и впоследствии отомстить обидчику. В других случаях проявлением протеста возбужденного ребенка может быть его побег из дома, в более позднем возрасте – из школы. Известны ли причины «возбудимого» характера? Первопричиной является задержка формирования эффективного процесса торможения в связи с врожденной особенностью ребенка или вследствие отрицательных факторов, действовавших на его мозг во внутриутробном, родовом периодах или вскоре после рождения (интоксикации, болезни матери, обвитие пуповиной, родовая травма и др.). Нежелательные формы поведения у ребенка могут сформироваться по механизму подражания. Если ребенок наблюдает грубость, вспыльчивость, бесцеремонность родителей, то он легко может усвоить подобные манеры. Наряду с этим повышенная возбудимость ребенка может развиться в ситуациях, которые часто вынуждают его к протесту и оппозиции. К примеру, деспотизм, чрезмерная требовательность родителей вынуждают ребенка бороться с неудовлетворительными семейными условиями. Ошибочные, неадекватные формы поведения при этом могут зафиксироваться. Наконец, возможно и прямое культивирование нежелательных свойств ребенка родителями или авторитетными посторонними людьми, которые сами отличаются далеко не идеальным характером. «Плохим» поведением грешат ведь совершенно разные пациенты. Повышенная возбудимость – следствие не только особого характера, она может быть как у дурно воспитанного, так и у страдающего тяжелым душевным заболеванием ребенка. Почему вообще дети проявляют агрессию, бьют друг друга? Связано ли это в первую очередь с методами их воспитания, особенностями характера, личностью родителей? Психологи считают, что агрессию проявляют дети, которые сами боятся быть травмированными. Иначе говоря, в ее основе находится страх, связанный с прошлыми травмами и переживаниями, которые не вспоминаются, но живут в подсознании ребенка. Агрессивность проявляют дети, пережившие глубокую обиду, душевную травму или нападение в прошлом (насилие со стороны сердитых родителей или разгневанных учителей). Исходя из этой концепции ученые рекомендуют прежде всего воспитывать у детей начиная с детского сада миролюбие, доверие и самоуважение. Для этого предлагаются специальные игры для малышей, особое поведение педагогов в школе, подражание положительной модели поведения взрослых. Отечественные специалисты большое значение в происхождении агрессивности придают биологическим, врожденным предпосылкам и нажитым, приобретенным качествам личности ребенка. Чтобы избежать неприятных последствий в подобных случаях, настоятельно рекомендую родителям своевременно обратиться к детскому психиатру. Если амбулаторное лечение и психотерапевтически направленная, грамотная беседа с врачом не приводят к успеху, то остается крайняя мера – «закрыть ребенка на ключ». Других эффективных способов помочь ему не существует. Рефлексия. Итог собрания Быть внимательными к детям, чтобы вовремя заметить проблемы в поведении. |