Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Знакомство с родителями учеников-первоклашек"»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж» (ГБПО РО”ЗернПК”)
Родительское собрание на тему:
Знакомство с родителями учеников -первоклассников
Студентки 3Б группы
Ковган Елены Дмитриевны
Зерноград 2018
Родительское собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников -первоклассников
Цель: сплочение родительского коллектива
Задачи:
познакомить учителя и родителей первоклассников между собой
повышение социально-педагогической компетентности и культуры родителей;
помочь семье подготовиться к обучению ребенка в первом классе
выбор родительского комитета, распределение обязанностей
План проведения собрания:
Вступительное слово будущего учителя
Познакомить родителей с учителем и друг другом
Провести беседу на тему «Как помочь ребенку стать школьником»
Определение актива родителей класса, который будет помогать в организации жизни класса
Подведение итогов
Раздача памяток и анкет для заполнения дома
Подготовка:
Приглашения на родительское собрание
Подготовка анкет, памяток, тестов и тренингов для родителей
Вид родительскогособрания:
Организационный
Форма-коллективная
Методы: беседа, тестирование
Вступительное слово
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Здравствуйте. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Меня зовут Ковган Елена Дмитриевна. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Смогу ли я оправдать ваши ожидания? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорит как вас зовут и как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)
Как помочь ребенку стать школьником
Мозговой штурм
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и в вашей жизни.
"Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль
Входу в море будет посвящён наше собрание.
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, … )
Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями.
Давайте прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест. Он состоит из 17 вопросов. Ваша задача ответить на каждый вопрос + или -
Тест для родителей.
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать, одним словом, "фрукты" яблоки и груши?
Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребѐнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжѐнно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Хлопок (тренинг1)
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем работать и взаимодействовать. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всѐ получится.
Создайте общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.
Знания учеников первого класса не оцениваются, поэтому вместо вопроса: “Какую отметку ты получил?” спрашивайте: “Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?”; Хвалите ребёнка за самые малые успехи и достижения.
Прислушайтесь к советам психолога.
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.
Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).
Совет второй: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.
Совет третий: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Цветные карандаши (тренинг 2)
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.
Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Отсюда второе наше правило:
никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные. Нет кого-то или чего-то лучше, или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют это поведение. В противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: почему одни взрослые за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
Задание: Родители обсуждают, за что они будут хвалить ребенка или ругать, и выбирают по 3 самых значимых, на их взгляд, момента. То же делает учитель. Анализ.
Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.
1.Копилка школьных УСПЕХОВ
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться» «добрые дела, маленькие успехи: похвала за хороший ответ, красиво написанная палочка, буква, и т. д). Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.
Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.
Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.
Определение актива родителей класса, который будет помогать в организации жизни класса
Нам надо выбрать активных родителей, которые имеют желание и возможность посвятить свое время подготовке к учебному году.
Председатель родительского комитета
Родительский комитет
Финансовый центр
Досугово-культурный центр
Хозяйственный центр
Подведение итогов
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Ладошка (тренинг 3)
На столе остался ещѐ лист бумаги. Обведите на нѐм свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, пожелания своим деткам.
Всем спасибо! До свидания!
Памятка для родителей первоклассников
Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.
Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.
Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаше спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».
Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей,
Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать - много будешь знать».
Обязательно оказывайте посильную помощь школе.
Необходимые принадлежности к урокам для первоклассников:
Тетради, обложки для тетрадей: (в косую линейку). В клетку (3 шт., 12 листов).
- Прописи
Обложки для учебников и закладки.
Все тетради и учебники должны быть в обложках!
В учебниках и рабочих тетрадях должны быть закладки!
Число, месяц, год рождения _____________________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________________
Телефон _____________________________________________________________
Мать: Фамилия, имя, отчество, место работы, телефон __________________________________________________________________________________________________________________________
Отец: Фамилия, имя, отчество, место работы, телефон __________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько в семье детей? _________________________________________________
Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие игры предпочитает? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С кем чаще играет (с девочками или мальчиками)? _____________________________________________________________
Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие обязанности имеет дома? (эпизодические, постоянные) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый
Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, бабушка, отец, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра? (подчеркнуть).
Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, в кино, туристических походах? (подчеркнуть)
Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? (да, нет)
Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)? _______________________________________________________
Что вас затрудняет в воспитании ребенка? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие методы воспитания вы предпочитаете: уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.? (подчеркнуть, добавить) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли у ребенка отдельная комната или специальный уголок? _____________________________________________________________
Особенности поведения ребенка: настроение, сон, аппетит ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения со взрослыми: в контакт вступает легко со всеми, только с близкими, отказывается от контакта (что – то еще) __________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к оценке взрослого: положительно, отрицательно, реагирует на замечания взрослого, не реагирует вообще, ждет похвалы (что – то еще). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких мероприятиях класса вы бы хотели участвовать?
в проведение бесед с родителями на специальные темы (врач и т.д.);
изготовление наглядных пособий, раздаточного материала (уметь рисовать и набирать на компьютере);
ремонт мебели;
в организации походов в кино, театр и т.д.;
дежурства;
другое ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для родителей.
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать, одним словом, "фрукты" яблоки и груши?
Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.
Анализ проведения родительского собрания
Ф.И.О.-Ковган Елена Дмитриевна
Дата проведения: 28.12.18
Тема: Знакомство с родителями учеников -первоклассников
Инициатором темы была я. Основанием выбора темы родительского собрания послужило более близкое знакомство с родителями первоклашек.
Подготовка к родительскому собранию:
Цель родительского собрания- сплочение родительского коллектива
Задачи: познакомить учителя и родителей первоклассников между собой; повышение социально-педагогической компетентности и культуры родителей; помочь семье подготовиться к обучению ребенка в первом классе; выбор родительского комитета, распределение обязанностей; - соответствовали родительскому собранию. Конспект родительского собрания присутствует. Родителей заранее оповестили о собрании и дате его проведения. Во время подготовки к собранию, были подготовлены необходимые материалы такие как: тесты, анкеты, бумага (поштучно), цветки для тренинга, цветные карандаши и список необходимых принадлежностей к урокам для первоклашек. Перед собранием был подготовлен кабинет и место для хранения верхней одежды.
Во время родительского собрания была замечена высокая степень заинтересованности родителей темой, так как это первое родительское собрание и тема актуальна.
Родители активно принимали участие в обсуждении темы собрания, тренингах, а также задавали вопросы.
Организация родительского собрания:
По времени собрание занимало около часа, регламент выступлений соблюден.
Оценка родителями проведенного собрания была осуществлена с помощью приема «Ладошки», а также выбора актива родительского коллектива.
На мой взгляд родительское собрание соответствует всем критериям анализа и не требует дополнений