Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам, тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности.
Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, - это Ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться – это Ваша вина: завтра разбудите его раньше на столько, на сколько он «закопался» сегодня.
Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш завтракает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребенок будет думать о бутерброде с маслом.
Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо» и т.п. Гораздо полезнее пожелать малышу удачи, подбодрить – ведь у него впереди трудный день.
Встречая ребенка из школы, забудьте фразы, типа: «Что ты сегодня натворил?», «Ну, двоечник, как успехи?». Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет с ходу поделиться чем-то, едва вернувшись из школы, - не откладывайте разговор на потом, выслушайте его – это не займет много времени. Подумайте о том, как иногда Вам самой важно, чтобы Вас кто-нибудь выслушал.
Если Вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, - не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет все сам. А нет – осторожно поинтересуйтесь позже. Но не пытайтесь удовлетворить свое любопытство сию минуту.
Интересуйтесь успехами ребенка у учителей. Обязательно поддерживайте авторитет учителя в глазах ребенка. Даже если Вы не согласны с учителем по некоторым позициям, не обсуждайте данный факт, в своей семье в ПРИСУТСТВИИ ребенка. Лучше лично переговорите с учителем, и Вы обязательно найдете компромиссы.
Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если Ваш первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий нужно делать 10-15-минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными.
Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь – наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьете у ребенка охоту просить Вас о помощи в будущем.
Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то, то…». Это порочная практика – у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, делает Вам одолжение, за которое Вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется.
Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для Вас нет ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач.
Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что – нет, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом. Не надо думать, что все решится само собой, или, что Вы сами до всего дойдете. Изобретать велосипед конечно не возбраняется, но жизнь ребенка – не самый подходящий полигон для экспериментов.
Помните, что в течение учебного года есть «критические периоды», когда учиться становится сложнее, ребенок быстрее утомляется, у него снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, затем – конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
Учтите, что даже 7-8-летние дети любят сказку на ночь, ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопившееся задень, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день и в Ваших руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему и себе нервы.