Рекомендации по созданию специальных образовательных условий по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с ЗПР
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с ЗПР
рекомендациях Всероссийского НИИ физической культуры и спорта указывается, что недельные занятия физическими упражнениями должны составлять у школьника 8-12 часов. Эти рекомендации относятся к учащимся массовой школы, то есть к здоровому школьнику. А поскольку для детей с задержкой психического развития двигательный режим является одной из лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо создавать специальные образовательные условия по формированию и развитию двигательных умений и навыков у детей с задержкой психического развития, начиная с начальной ступени общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по созданию специальных образовательных условий по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с ЗПР »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
ИТОГОВАЯ РАБОТА
«Рекомендации по созданию специальных образовательных условий по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития в образовательной организации»
Выполнила:
Рязкова Наталья Александровна,
учитель ГБОУ СОШ с. Хворостянка,
1категория
2014 год
Введение
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также стресс повседневной жизни школьников, медикаментозная агрессия, увеличение количества социопатических семей. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации семей, дефицит сна, гиподинамия, гипокинезия.
Статистика детской заболеваемости по стране подтверждает неблагополучность ситуации. У 60% российских школьников нарушена осанка, 50% детей заканчивает школу с ослабленным зрением, третья часть страдает нервно-психическими расстройствами. По данным Минздрава за последние годы в 16 раз увеличилось количество детей с вегетососудистой дистонией, в 5 раз- ожирением.
Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна: клинические наблюдения и практический опыт врачей показывают, что дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей детей являются главными условиями подготовки к жизни и, в последующем, к физическому труду.
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что 82-85% дневного времени большинство учеников находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16019% времени суток, из них на организационные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Отмечено изменение двигательной активности в четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть), весной и осенью возрастает.
Малая подвижность отражается на функционировании многих систем школьника, особенно на сердечно-сосудистой и двигательной функциях. При длительном сидении за партой дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма, и особенно, мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений. Из-за недостаточной двигательной активности снижается и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках, а также исправить нарушения моторики, расширить двигательные возможности детей с задержкой психического развития - активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Понятно, что основной формой организации физического воспитания в школе остается урок. Но, к сожалению, количество часов этого предмета в учебном процессе весьма незначительно. А в рекомендациях Всероссийского НИИ физической культуры и спорта указывается, что недельные занятия физическими упражнениями должны составлять у школьника 8-12 часов. Эти рекомендации относятся к учащимся массовой школы, то есть к здоровому школьнику. А поскольку для детей с задержкой психического развития двигательный режим является одной из лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо создавать специальные образовательные условия по формированию и развитию двигательных умений и навыков у детей с задержкой психического развития, начиная с начальной ступени общего образования.
Объект работы: процесс формирования и развития двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет: урочная и внеурочная деятельность по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель: подобрать и апробировать комплекс мероприятий для разработки рекомендаций по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза: работа по формированию и развитию двигательных умений и навыков у детей с задержкой психического развития будет более эффективной, если правильно подобрать комплекс мероприятий с учетом особенностей двигательного развития этих детей.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме физического развития детей с задержкой психического развития;
Выявить специфические особенности развития двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития;
Подобрать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих развитию и коррекции двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития;
Выявить положительные результаты проведенной коррекционной работы.
Разработать рекомендации по созданию специальных образовательных условий по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Методы работы:
Сбор данных
Анализ анамнестических сведений на учащихся
Диагностика (констатирующий эксперимент)
Проверка документации
Наблюдения
Практическая значимость работы заключается в ее направленности на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей с задержкой психического развития в начальной школе средствами физического воспитания.
Основная часть.
Особенности физического развития младших школьников с задержкой психического развития.
Для решения многих задач физического воспитания, необходимо знать, каковы особенности двигательного развития детей с задержкой психического развития. Особенности развития двигательного анализатора этих детей рассматривались многими учеными, такими как: (Н.А.Козленко, Р.Д.Бабенкова, А.А.Дмитриев и др). В физическом развитии ребенка с задержкой психического развития так же, как в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Но отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большой подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), нарушении развития основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушении равновесия. У младших школьников отмечаются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной организации (Р.Д. Бабенкова, Н.А. Козленко). У одних детей эти нарушения выражены не сильно, в результате чего они кажутся совершенно здоровыми, а у других оказываются явно выраженными. Корпус наклонен вперед, голова опущена в низ, они часто смотрят под ноги. При ходьбе отмечается шарканье ногами, движения рук и ног не согласованны между собой, темп ходьбы не устойчивый, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. Имеются затруднения в метании мяча в цель, при преодолении препятствий, ползании, лазанье.
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность детей с задержкой психического развития с целью формирования у них жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи детям с нарушениями психического развития.
В число таких мероприятий могут входить:
утренняя зарядка, в процессе которой учащиеся обязательно вместе с учителем выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной деятельности;
гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные упражнения для которой подбираются так, чтобы успокоить детей перед уроком;
физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия утомления, переключения ученика с одного вида деятельности на другой. Это пять-шесть упражнений малой интенсивности с речитативами или в обыкновенном режиме;
физкультпаузы- более интенсивное выполнение физических упражнений на уроках трудового обучения, на больших переменах;
динамические паузы – игры на свежем воздухе с проведением спортивных игр и упражнений.
По мнению Р.А. Курбатовой, Т.А. Марковой наибольшее воздействие на состояние здоровья детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, имеют игры и упражнения, проводимые на свежем воздухе. Они являются неоценимым средством оздоровления и закаливания детского организма. Движения усиливают кровообращение, обмен веществ, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Во время физических упражнений и подвижных игр, создаются большие возможности не только для выработки у детей двигательных навыков, но и для образования умения использовать их в самых различных жизненных ситуациях. В природных условиях движения детей становятся более естественными, непринужденными. Природа создает многообразие условий, в которых одно и то же движение может быть выполнено в большом количестве вариантов. Прогулки и игры на свежем воздухе способствуют умственному воспитанию. Во время пребывания на открытом воздухе дети получают новые впечатления и знания об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, правилах движения и т.д. Из наблюдений узнают о сезонных изменениях, устанавливают связи между различными явлениями. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысли и воображение детей.
Таким образом, правильно организованные мероприятия помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух часов в день. Весной и осенью это время значительно увеличивается. Во время динамических пауз, прогулок педагог проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует работу с мячом, метание в цель, для других-упражнения в равновесии, для третьих- спрыгивание с пеньков перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. К концу прогулки физическая нагрузка для младших школьников с задержкой психического развития постепенно снижается путем проведения более спокойных игр и упражнений.
Решая задачи физического развития младших школьников с задержкой психического развития, учитель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры. Самые незначительные отклонения в самочувствии ребенка должны привлечь внимание педагога. Необходимо выяснить причину и привлечь медицинскую сестру. Перед тем, как подбирать упражнения, педагог должен ознакомиться с записями в медицинских картах, выясняя особенности физического развития детей, состояние здоровья, диагноз заболевания отдельных детей.
Итак, можно сделать вывод, что физическое воспитание в коррекционной работе с детьми задержкой психического развития является составной частью системы учебно-воспитательной работы.
Организация практической деятельности сформированности двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Анализ литературных источников по изучаемой проблеме показал, что процесс физической подготовки младших школьников с ОВЗ следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Эти дети, как правило, отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню физического развития и двигательной подготовленности. Важнейшим условием коррекции двигательных нарушений должен стать соотвествующий постоянный, динамический контроль за этими процессами.
В ГБОУ СОШ с. Хворостянка, Хворостянского района, Самарской области в 1-4 классах обучаются 107 учащихся, из них 5 с задержкой психического развития. Для работы мы выполнили сбор анамнестических сведений на детей - это сбор сведений о заболеваниях детей, диагноза, прогнозах болезни, выбор методов лечения, коррекции и профилактики, что позволило установить характер нарушений, осложнений, динамику дальнейшего развития ребенка. Были изучены личные дела учащихся, медицинские карты и заключения ПМПК.
Анализ документов проводился по таким параметрам:
Наличие дефектов физического развития (нарушение осанки, плоскостопие и т.д.);
Наличие патологии внутренних органов ( сердца, почек, легких и тд.);
Наличие или отсутствие аллергических реакций;
Наличие у ребенка инвалидности и ее степени.
Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. Он проводился в виде представления ребенку диагностических заданий, направленных на проверку умения выполнять основные движения, указанные в программе по физическому воспитанию. Диагностика была направлена на выявление сформированности двигательных умений и навыков с учетом требований программы по физическому воспитанию.
У учащихся к таким требованиям относились:
Ходьба приставными шагами правым и левым боком;
Проползание сквозь обручи;
Прыжки с места двумя ногами;
Стойка на одной ноге;
Ходьба по скамейке в положении рук на поясе;
Метание мяча правой и левой рукой;
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед;
Ходьба приставными шагами правым и левым боком;
Прыжки с места 2 ногами;
Ходьба приставным шагом по скамейке;
Проползание по наклонной скамейке лежа на животе.
Метание мяча правой и левой рукой в цель;
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед.
В ходе диагностики заполнялись протоколы исследования, в котором фиксировались результаты выполнения заданий. Выполненным детьми упражнениям давалась качественная и количественная оценка.
баллов- ребенок отказывался выполнять задания (0 б), или выполнял его не так, как было показано педагогом в образце, испытывая при этом большие трудности;
балла- ребенок затруднялся при выполнении упражнения, движения сильно отличались от образца выполнения, допускал много ошибок при выполнении;
балла- ребенок справлялся с выполнением упражнения легко, движения незначительно отклонялись от образца выполнения;
балла- ребенок справлялся с выполнением упражнения легко, выполнял его так, как было показано педагогом на образце.
В конце проводилось суммирование всех баллов, набранных каждым ребенком, которое показывало уровень сформированности двигательных умений и навыков в соответствии с программными требованиями.
0-10 баллов- низкий уровень сформированности двигательных умений и навыков;
11-20 баллов - средний уровень сформированности двигательных умений и навыков;
21-30 баллов- уровень, выше среднего, приближенный к высокому;
более 30 баллов- высокий уровень развития двигательных умений и навыков.
Низкий уровень развития двигательных умений и навыков характеризовался тем, что дети с большими трудностями выполняли упражнения даже при помощи педагога. Отмечалась плохая координация движений, незавершенность движений, неумение метать мяч в цель, слабость рук, ног, быстрая истощаемость, страх выполнять некоторые движения (н-р ходьба по наклонной скамейке).
Для уровня развития двигательных умений и навыков выше среднего, характерно воспроизведение по образцу с некоторыми и единичными ошибками, самостоятельными исправлениями ошибок, хорошая скорость, быстрая переключаемость с одного движения на другое, хорошая координация, умение метать мяч в цель, низкая истощаемость при выполнении заданий.
Для высокого уровня развития двигательных умений и навыков характерно точное, безошибочное выполнение образца упражнения, высокая скорость выполнения упражнений, быстрая переключаемость с одного движения на другое, точное метание мяча в цель, отсутствие признаков истощаемости и усталости при выполнении заданий, хорошая координация движений.
Другим направлением в ходе диагностики было изучение работы учителя физкультуры с учащимися 1-4 классов по формированию двигательных умений и навыков. Методами исследования являлись: изучение документации учителя физкультуры, наблюдение за его деятельностью. К изучаемым документам относились: календарно-тематическое планирование, конспекты уроков, план работы спортивных секций. Изучаемыми параметрами являлись:
какие занятия и мероприятия проводятся учителем физкультуры с целью физического развития детей;
каким образом организуются эти занятия и мероприятия;
количество часов в неделю, отводящихся на физическое развитие детей;
в течение какого промежутка времени проводятся занятия;
какие физические упражнения используются учителем физкультуры;
по каким принципам проходит подбор упражнений для занятий.
К изучаемым документам учителя начальных классов относились: план воспитательной работы с учащимися и планирование динамических пауз. План анализировался по этим же параметрам. За динамическими паузами проводилось стандартизированное наблюдение с целью оценить эффективность прогулки с точки зрения формированности двигательных умений и навыков у учащихся. Параметры наблюдения:
этапы проведения прогулки;
продолжительность этапов прогулки;
деятельность детей на каждом этапе прогулки.
Результаты исследования сформированности двигательных умений и навыков у учащихся 1-4 классов:
№п/п
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
ОУ, класс (группа)
Заключение ПМПК (полностью), дата освидетельствования
Инвалидность (группа),
дата
Рекомендации медиков
1
Б.В. А.
18.12.04
ГБОУ СОШ с. Хворостянка
4 класс
ЗПР сложного генеза F83. Выраженный энцефалоастенический синдром. Амблиопия высокой степени. ОНР- III уровень. Дислексия. Дисграфия.
Задержка психического развития (F83) в следствие ПП ЦНС, синдром дефицита внимания с гиперактивностью . Миопия высокой степени. ОНР III уровня. Заключение ПМПК от 22.04.14 г.
Наблюдение, лечение невролога, психиатра, окулиста. Занятия с психологом, логопедом.
3
М.А.П.
23.01.07
ГБОУ
СОШ с. Хворостянка
1 класс
Задержка психического развития (F83) в следствие ПП ЦНС. . ОНР III уровня. Заключение ПМПК от 06.06.14 г.
Наблюдение, лечение психиатра. Занятия с психологом, логопедом
4
Б. С. В.
28.07.05
Липовский филиал ГБОУ
СОШ с. Хворостянка 3 класс
ЗПР сложного генеза F83. Нарушение письменной речи вследствиет ОНР – III уровня.
Заключение ПМПК от 21.05.14 г.
Наблюдение, лечение психиатра. Занятия с психологом, логопедом
5
А.А.М.
24.08.04
ГБОУ
СОШ с. Хворостянка 4 класс
ЗПР сложного генеза F83. Общее недоразвитие речи – III уровня. Дисграфия.
Заключение ПМПК от 17.09.14 г.
Наблюдение, лечение психиатра. Занятия с психологом, логопедом, дефектологом.
Среди учащихся у 5 детей по заключению ПМПК отмечалась задержка психического развития. Многие дети имели нарушение осанки (сколиозы, кифозы), у некоторых отмечалось ожирение, заболевание сердца, почек, легких. В результате проведенного исследования среди учащихся 1-4 классов ГБОУ СОШ с. Хворостянка
38% имеют уровень развития двигательных умений и навыков выше среднего, 54%- средний, 8%- низкий, о%-высокий. Все дети задержкой психического развития имеют низкий уровень развития двигательных умений и навыков.
Низкий уровень развития двигательных умений и навыков характеризовался тем, что дети с большими трудностями выполняли упражнения даже при помощи педагога. Отмечалась плохая координация движений, незавершенность движений, страх выполнения некоторых упражнений и т.д. Отмечалось, что легче всего дети справлялись с движениями, не требующими большого контроля, сосредоточения внимания при их выполнении, движения, которые они совершают ежедневно. К таким относились бег, произвольные прыжки на обеих ногах. А сложные движения, требующие хорошей координации, скорости, быстрой переключаемости, контроля над каждым действием, сосредоточения внимания выполнялись с трудом, с большим количеством ошибок, неточностей. Часто сложное движение дети заменяли более простым, не могли воспроизвести образец выполнения, не замечали ошибок в собственных движениях и движениях сверстников.
В ходе изучения педагогической документации выяснилось, что в школе проводятся спортивные мероприятия, соревнования, организуются спортивные секции, но они проводятся в течение небольшого промежутка времени. Упражнения не всегда подбираются с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. В основном подбор идет для более развитых учащихся, а слабые дети и дети с задержкой психического развития чаще всего сидят безучастными на скамейках.
Во время проведений занятий на свежем воздухе учитель чаще всего проводит игры и упражнения, которые выбирают сами дети, т.к. эти игры кажутся для них наиболее простыми и интересными. Но они не всегда учитывают возможности каждого ребенка, не учитывают программные требования.
Поэтому, основной задачей педагога при проведении динамических паз - прогулок на свежем воздухе, является подбор игр и упражнений, которые будут формировать и развивать двигательные умения и навыки учащихся в соответствии с программными требованиями, учитывающими индивидуальные возможности каждого ребенка, в том числе и детей с задержкой психического развития.
На основе проведенного обследования были разработаны рекомендации по коррекционно-развивающей работе: формирование и развитие двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
В процессе проведения коррекционной работы необходимо:
Развивать выносливость;
Развивать скорость выполнения движений;
Развивать координацию движений;
Формировать навык точного метания мяча в цель
Формировать навык прыжков на двух ногах;
Формировать навык прыжков с попеременным чередованием ног;
Формировать умение ходить по наклонной скамейке в положении рук на поясе;
Формировать навык проползания по наклонной скамейке;
Формировать умение выполнять упражнение точно и по образцу.
Коррекционная работа с детьми всех уровней проводилась с опорой на образец, показанный педагогом. Сначала упражнение показывалось в замедленном темпе, с проговариванием последовательности выполнения упражнения. Затем дети отрабатывали какое-либо движение, упражнение в играх, эстафетах, заданиях.
Работа проводилась во время динамических пауз - прогулок на свежем воздухе. Ее продолжительность составляла 40 мин. Прогулки носили комбинированный характер, так как на них использовались не только определенные упражнения, учитывающие особенности и возможности детей, но и подвижные игры, эстафеты, веселые старты. Сначала выполнялись более легкие упражнения, а затем более сложные, требующие более длительного количества времени для формирования и закрепления.
Детям с низким уровнем развития двигательных умений и навыков на прогулке оказывалась индивидуальная помощь в течение более длительного промежутка времени. Чтобы детям было легче запомнить упражнение, педагог помогал занять исходное положение рук и ног, проговаривал последовательность движений, показывал образец выполнения. После чего дети с низким уровнем развития двигательных умений и навыков выполняли новое упражнение совместно с детьми среднего и высшего уровнем развития двигательных умений и навыков. В конце прогулки дети с низким уровнем развития двигательных умений и навыков вспоминали и выполняли новое упражнение самостоятельно. В течение 5 недель были проведены 12 динамических пауз в форме прогулок на свежем воздухе, продолжительностью по 30 минут каждая. Четыре из них были проведены в пасмурную, дождливую погоду, 8 – в теплую, ясную погоду.
Результаты проведенной коррекционно-развивающей работы показали, что процентное соотношение уровня сформированности двигательных умений и навыков у детей изменилось:
65% имеют высокий уровень, 35%-средний уровень, 0%- низкий уровень.
Кроме того отмечалось, что у детей заметно повысилась скорость выполнения движений, переключаемость с выполнения одного упражнения на другое, дети стали лучше метать мяч в цель, лучше его вести, повысился интерес к выполняемым упражнениям, играм, эстафетам. Увеличился контроль за своими движениями и движениями своих одноклассников. Дети оказывали друг другу помощь при выполнении упражнений, объясняли друг другу правила игр, эстафет, веселых стартов. Движения по спортивной площадке стали более организованными.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, мы выделили, что детям с задержкой психического развития свойственно своеобразие формирования двигательного анализатора, проявляющегося, в основном, отставаниями и нарушениями:
Координаторных способностей (нарушением точности движений в пространстве, ритма движений, равновесия и т.п.);
Отставаниями в развитии двигательных качеств (силы рук, ног, спины, живота, быстроты, выносливости, скорости силовых качеств, гибкости, меткости, точности).
Детям с задержкой психического развития свойственно отставание от нормально развивающихся сверстников не только в развитии двигательного анализатора, но по скорости общего физического развития (Наблюдаются, в основном, снижение роста, веса, силы рук, грудной клетки).
Представленные в практической части материалы можно рассмотреть как проблему применения физических упражнений в структуре проведения прогулок, как одного из средств физического воспитания.Приведенный анализ применения физических упражнений в системе проведения динамических пауз в форме прогулок, позволяет судить о высокой эффективности предпринятых коррекционных мероприятий.
Заключение
Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков - условие активного общего развития, то для детей с ЗПР физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере. Поэтому, привлечение детей к активным занятиям физической культурой, основано на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы. При этом следует подчеркнуть важность системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Но прежде чем использовать богатое разнообразие средств физической культуры, педагогу рекомендуем выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного ученика, так как успешность коррекционной работы с учащимися во многом определяется индивидуальным подходом к детям.
Правильно спланированные комбинированные динамические паузы по формированию и развитию двигательных умений и навыков в форме прогулок на свежем воздухе в любое время года позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем – развитие речи, кроме того, обогащению словесного запаса.
Коррекция и развитие движений у детей задержкой психического развития является не только целью занятий физической культурой, но и необходимым условием успешного осуществления физического воспитания в целом.
Основной рекомендацией обеспечения коррекционной направленности процесса физического воспитания является опора на принципы личностно-ориентированного подхода (в соответствии с возможностями каждого ребенка; индивидуально ориентированные программы и планы физического воспитания детей с учетом их психологических возможностей и т.д.).
Оптимально допустимые для учащихся физические нагрузки устанавливаются по степени утомляемости, возникающего при выполнении мышечной деятельности.
Итак, при создании специальных образовательных условий по формированию по формированию и развитию двигательных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются положительная динамика применения физических упражнений. Особенности которых заключаются, прежде всего: в универсальности; отсутствие отрицательного побочного действия; возможности длительного применения, которое может переходить из лечебного и профилактического в оздоровительное и тренировочное. Таким образом, цель и задачи работы выполнены, рабочая гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы:
Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию. М.: Просвещение, 1977 г.
Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся средствами физического воспитания. Красноярск, 1987 г.
Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы. Дефектология, 1991.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М. Просвещение, 1992 г.
Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков. Вопросы психологии. 1964 г.
Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Дефектология. 1990 г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1974 г.
Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие. Под редакцией Б.А. Ашмарина. М. 1979 г.