Содержание
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка…………………………….................................3
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся. Портфолио……………………………………………….8
Индивидуальная накопительная оценка……………………………………………..13
Памятки для педагогов и учеников по ведению портфолио……………………….16
Критерии оценки «Портфолио»……………………………………………………...17
Оценка портфолио учащегося ……………………………………………………….18
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка
Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации системы оценки. Данная проблема имеет очень важное значение. Как планируется проводить итоговую оценку? Из чего она складывается? Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень?
Рассмотрим возможные ответы на эти вопросы с позиций оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. Общий подход к системе оценки позволяет выделить следующие основные группы проблем, от решения которых зависят ответы на поставленные выше вопросы:
• соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования;
• способы и формы внутренней оценки, текущая оценочная деятельность учителя;
• способы и процедуры внешней оценки;
• итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.
Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка
Подход к системе оценки достижения планируемых результатов с позиций управления образованием для обеспечения (а не только контроля) качества образования с необходимостью включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
При этом внешняя оценка, реализуя требования стандарта, задает общие ориентиры образовательного процесса посредством уточнения содержательной и критериальной основы всей системы оценки, в том числе — внутренней.
Внутренняя оценка - это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций.
Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:
• учеников об их продвижении в освоении программы (а на определенном этапе - и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;
• учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д.
Внешняя оценка - оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Эффективность внешней оценки зависит от того, в какой мере она выполняет свои основные функции.
Во-первых, функцию ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения на конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки. И, во-вторых, функцию обратной связи, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур:
• государственная итоговая аттестация выпускников;
• аттестация работников образования;
• аккредитация образовательных учреждений;
• мониторинговые исследования качества образования.
«Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки - итоговая оценка; поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс (через систему внутренней оценки) тем больше, чем более выражена связь процедур внешней оценки с итоговой оценкой выпускников.
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Это накладывает определенные требования на структуру итоговой оценки. С одной стороны, она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка, т. е. вести оценку ребенка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всей совокупности учащихся.
Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ — область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы. Проведение итоговых работ обусловлено необходимостью получения объективных и сопоставимых данных о достигаемых системой начального образования уровнях образовательных результатов. Поэтому в целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать для проведения итоговых работ единый, или, как минимум, сопоставимый инструментарий - разрабатываемый либо централизованно, либо региональными органами управления образованием или образовательными учреждениями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки.
Таким образом, если в ходе текущей оценочной деятельности используется операционализированный перечень планируемых результатов, а итоговые работы проводятся по единому или сопоставимому инструментарию, то оказывается возможным обеспечить содержательную и критериальную связь внутренней итоговой оценки с системой внешней оценки.
Эта связь может быть существенно усилена, если
• проводится регулярный внешний мониторинг образовательных достижений выпускников начальной школы, осуществляемый на основе представительной выборки (на федеральном и региональном уровнях);
• процедуры аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательных учреждений предусматривают проведение анализа:
✔ агрегированных данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ;
✔ выборочных данных, характеризующих используемую учителем и школой систему накопительной оценки.
Необходимо подчеркнуть, что в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе — по программе «Чтение: работа с информацией».
Именно эти результаты, характеризующие уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями (и, в частности, навыками осознанного чтения и работы с информацией), имеют решающее значение для успешного обучения на следующей ступени. Поэтому именно эти результаты имеют особое значение для оценки деятельности системы начального образования в целом, образовательных учреждений начального образования и педагогов, работающих в начальной школе.
Проверку названных результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ: 1) итоговой работы по русскому языку; 2) итоговой работы по математике и 3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Решение о целесообразности проведения итоговых работ по другим предметам, а также о разработке инструментария для них следует отнести к компетенции региона и образовательных учреждений.
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся.
Портфолио
В системе оценивания на начальной ступени обучения в рамках введения ФГОС НОО рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:
наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),
оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);работ;тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только, см. например, стандартизированные варианты итоговых комплексных проверочных работ);оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом, также допускающие как устные, так и письменные ответы учащихся);
оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).
Но для получения более точной и объективной картины недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им/ей системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им/ею тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым – и Требований стандарта.
Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач. Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения – детально описан в «Оценке достижений планируемых результатов в начальной школе».
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Но прежде чем перейти к описанию этих методов, и в частности, портфолио, как наиболее целесообразного в существующих сегодня условиях обучения, необходимо прежде кратко суммировать и оценить все итоги, с которыми учитель (а значит, и его ученики), подходят к концу начальной школы.
1. Листы наблюдений, отражающие динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей:
сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как: приобретение знаний, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, диалектичность мышления, метазнание | наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий; инициативной творческой работы; |
сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе | наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся |
сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков: слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник) | наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместного обсуждения; групповой и индивидуальной презентации; «авторского собеседования»; «ученик как инструктор»; неформального общения в связи и по поводу прочитанного; они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе |
сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт | наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях направляемого учителем мини-исследования группового мини-исследования самостоятельного мини-исследования они дополняются самооценкой учащихся |
2. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, в приводимых выше материалах, его рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация».
3. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
4. Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).
5. Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.
Таким образом, в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить:
1. подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
2. систематизированные материалы текущей оценки
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Индивидуальная накопительная оценка
Современные образовательные инновации делают акцент на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».
Портфолио – целенаправленная коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Идея портфолио или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране все более популярной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам обучения.
Работа над портфолио позволяет ученику все больше и больше становиться, выражаясь привычным нам языком, субъектом процесса учения, в который входят, наряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образовательного пути.
Каждый документ или материал является логическим шагом или своеобразным «кирпичиком», позволяющим создать более полную картину о ребенке, мире его интересов и склонностей, увлечений и предпочтений.
Работа с портфолио делает учащихся активными участниками процесса обучения, фокусирует внимание учителя и учащегося на процессе обучения и переносит акцент в оценочной деятельности учителя с формальной оценки на наблюдение и анализ. Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что все время демонстрирует процесс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперед.
Школьный портфолио ученика начальных классов может быть различного вида и состоять из определенных разделов, это зависит от положения, которое приняло образовательное учреждение по ведению портфолио, например:
«Общие данные личности» - титульный лист (ФИО, год рождения), фотографии, самопрезентация, автобиография.
«Результаты учебной деятельности» - отметки обучающихся по предметам учебного плана школы, результаты муниципальных тестирований, результаты сформированности УУД.
«Творческая активность обучающихся» - исследовательские проекты, статьи, творческие работы; грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие документы, демонстрирующие результаты в той или иной области деятельности; фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации; информация, подтверждающая личную учебную инициативу.
«Отзывы» - рецензии с приложением работ, рекомендательные письма, письма поддержки.
«Для души» - отзывы друзей, учителей, родителей; вырезки из газет про себя или друзей; фотографии, рисунки, хобби, досуговые занятия и достижения в этих занятиях.
Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. От него требуется самооценка в процессе обучения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным предметам можно видеть прогресс. Ученик с родителями работает по оформлению своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.
Так как работы, собранные в портфолио, как правило, имеют уровень, годный к предъявлению. А также оформление портфолио в целом эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, портфолио принципиально годится для предъявления третьим лицам. Это может быть на родительском собрании, где ученик демонстрирует свое портфолио. Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения. Презентацию портфолио можно проводить на творческих отчетах при переходе в следующий класс.
Для отбора материалов в портфолио могут быть разные рекомендации и критерии.
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлекайте родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результаты работ датировать, чтобы можно было отследить динамику, (соответствующей оценкой всегда сравнивается текущая работа ребёнка с предыдущей).
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой.
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свое портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Критерии оценки «Портфолио»
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист, раздел «Общие данные личности» | Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото, самопрезентация. | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания |
Раздел «Результаты учебной деятельности» | Правильность заполнения данных, эстетичность, тестирование, сведения об олимпиадах, сведения о конкурсах по отдельным предметам, участие в спортивных конкурсах и соревнованиях. | - 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету; - 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; - 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету |
Раздел «Творческая активность обучающегося» | -наличие исследовательских проектов, статей, творческих работ -фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации; -информация, подтверждающая личную учебную инициативу. | - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты и другие документы, демонстрирующие результаты в той или иной области деятельности; | Областной: -победитель – 5 -призер – 4 -участник - 2 Городской: -победитель - 4 -призёр - 3 - участник - 1 Школьный -победитель -3 -призёр - 2 -участник -1 |
Принял участие в конкурсах, викторинах, выставках, концертах и т.д. | 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Раздел «Отзывы» | Правильность заполнения данных, Эстетичность. | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 2 балла - незначительные замечания |
Раздел «Для души» | Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, креативность. | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 2 балла - незначительные замечания |
Форма оценивания
Баллы | Оценка |
30 - 35 | «отлично» |
20 - 29 | «хорошо» |
10 - 19 | «удовлетворительно» |
Менее 10 баллов | «требует доработки» |
МБОУ «Раздольнинская ООШ»
Оценка ПОРТФОЛИО учающегося
_____________________________________________________
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Раздел | Первое полуго-дие 20__г. | Второе полуго-дие 20__г. | Первое полуго-дие 20__г. | Второе полуго-дие 20__г. | Первое полуго-дие 20__г. | Второе полуго-дие 20__г. | Первое полуго-дие 20__г. | Второе полуго-дие 20__г. |
Титульный лист, раздел «Общие данные личности» | | | | | | | | |
Раздел «Результаты учебной деятельности» | | | | | | | | |
Раздел «Творческая активность обучающегося» | | | | | | | | |
Раздел «Отзывы» | | | | | | | | |
Раздел «Для души» | | | | | | | | |
ОБЩИЙ БАЛЛ | | | | | | | | |
ОЦЕНКА | | | | | | | | |
13