Реферативно – исследовательская работа: «Интеллектуальные игры как один из способов проведения досуга у калмыков»
Реферативно – исследовательская работа: «Интеллектуальные игры как один из способов проведения досуга у калмыков»
С давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков из поколения в поколение. Головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность. Особенно распространенной среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «двенадцати роговых колец». Был и менее сложный вариант этой игры «восемь роговых колец».
Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки.
Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое решение. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли и сплетения петель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реферативно – исследовательская работа: «Интеллектуальные игры как один из способов проведения досуга у калмыков» »
МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Конкурс
«Животворящая аура Калмыкии»
Номинация
«Духовное и генетическое видение красоты форм,
символов, чисел»
Реферативно – исследовательская работа:
«Интеллектуальные игры как один из способов проведения досуга у калмыков»
Учитель: Сабирова Светлана
Антоновна
Почетный работник ОО РФ
ВКК
2009г.
- Сказал мудрец:
- Вся жизнь – головоломка.
И знаньями кичись иль не кичись,
Но ты, мой друг,
В «соображенье тонком»
Как следует, сначала разберись.
В загадке всякой
Главное есть что – то.
Ты суть его открой, в конце концов,
Чтоб 144 оборота
Не тратить вновь на каждое кольцо.
Чтоб не вертеться около и рядом,
Когда к решенью выбираешь путь –
Учись пронзать
Умом своим и взглядом
Любых вещей таинственную суть.
Не зря народ оставил нам в наследство
Так много игр, влекущих издали:
Играло человеческое детство –
И улетели
К звездам
Корабли.
С давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков из поколения в поколение. Головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность. Особенно распространенной среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «двенадцати роговых колец». Был и менее сложный вариант этой игры «восемь роговых колец».
Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки.
Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое решение. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли и сплетения петель.
Калмыки разводят четыре вида животных. Если четыре увеличить вдвое, то получится восемь.
В году 12 месяцев. Значит, надо соединить 12 колец. Если 12 колец 12 раз оплести узлами, то последнее кольцо будет иметь 144 оплетки. Чтобы освободить от узла одно кольцо, потребуется 144 оборота. И тогда самый остроумный будет несколько дней ломать голову, как освободить от узлов все 12 колец.
Суть головоломки заключалась именно в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку « 12 роговых колец» и назвал ее «мудрым решением» или «тонким соображением».
И вскоре игра обрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки.
Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку, игру «тонкого соображения».
Игр у калмыков было много и самых разных, но особое значение придавалось играм, помогавшим выработать умение завязать и развязать узел.
Узел – метод для соединения и защиты линейного материала, типа веревки при помощи связывания и переплетения. Он может включать один или более кусков веревки, струны, тесьмы, бечевки, ремня и других деталей, сплетенных в цепь так, что они соединены между собой. Узлы интересны их древними значениями, практическим применением и математическими включениями в теорию узла. Особенно популярной была игра «Утиный узел». По жребию определяли участника, которому продевали через рукава одежды сдвоенную веревку, петлю которой выводят на грудь. В эту петлю вдевали один из концов веревки и крепко завязывали. Другой конец веревки привязывали к колесу телеги или к решетке кибитки. Задача привязанного, таким образом, состояла в том, чтобы освободиться, не перерезая веревки и не обрывая ее. Не каждый это сумеет сделать: нужна смекалка и терпение.
Калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Молодежь и дети играли в подвижные игры. Взрослые свой досуг проводили иначе: играли в шахматы и в карты.
Шахматы – это старинная игра. Ее придумали в давние времена в далекой стране Индии. Индийский царь, познакомившись с шахматами, был восхищен обилием красивых комбинаций.
Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его поданным, царь позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку. Властелин пообещал выполнить любую его просьбу мудреца, и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду всего лишь пшеничное зерно
На первое поле доски он попробовал положить одно зерно, на второе – два, на третье – четыре и т.д. Царь приказал побыстрее выдать изобретателю шахмат причитающуюся ему награду. Однако на следующий день придворные математики сообщили своему повелителю, что не в состоянии исполнить желание хитроумного мудреца.
Оказалось, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся не только в амбарах царства, но и в амбарах всего мира. Мудрец «скромно» потребовал 1+2+2+...+2= 2 -1 зерен. Это число записывается двадцатью цифрами и является фантастически большим.
Также широко распространенными видами спорта были у калмыков игры в шашки (дева) и в шахматы (татр). У П.С.Палласа мы находим такое замечание: «Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпровождение мужчин, вынужденных в то время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны». Б.Бергманн, посетивший в 1802-1803гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «ас только знать духовенство, но и простые калмыки играют с большой легкостью…» весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле Ияч на подводах подстелив под собой кошму, а зимой – в кибитке. Хотя калмыки, не имели ни какого представления о теории игры, но среди них встречались сильные игроки. В 1862 г. вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А.Д.Петрова, в котором он сообщает: «В 1821г. у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока».
У калмыков бытовали отличные от Европейских названия фигур. Король обозначается термином «хан». Ферзь называется «бэрсн», по-видимому, это измененное тюркское слово «фарзин» или «иерзи». Вместо наименования «слон» калмыки применяли термин «верблюд». Ладье калмыки присвоили название «тер-ген» (телега, повозка). Можно предполагать, что индийское название ладьи- «ратхе» (колесница) – у калмыков передано термином «терген». В отличие от других, монгольские народы, в том числе калмыки, присвоили пешке название «көвүн»(мальчик). Доска у калмыков носила название «бетке», рокировка в игре не применялась. Термин»шах» обозначался словом «шалха» - подразнить, испытать, парализовать, хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного «хана» (без других фигур) игра продолжалась.(поУ.Э.Эрдниеву)
Традиционно калмыки выделывали доску для шахмат из тесненной кожи, а фигурки хранили в кожаном мешке. Ножки деревянной шахматной доски, расположенные по диагонали ее плоскости, стилизованы в форме дракона (лу), символизирующего силу и мощь. Верхняя плоскость доски по периметру ограничена орнаментом - джунгарин зег (джунгарский).
В настоящее время калмыцкие шахматы называются «шатр». Они отличаются правилами игры и своеобразием фигур. Так, в роли пешки в шатре выступают овца («көвүн»), а классические слоны заменены на верблюдов («темән»). Ладья заменена на подводу( «тергн»), которую символизирует фигура быка. Говорят, калмыки уверены, что именно в «шатр» лучшие из них, когда придет срок, сыграют с самим Буддой. Ведь именно калмыкам предназначено, первыми на Нижней Волге встретить «Будду Грядущего», который придет за «последними днями»
Однажды два небожителя спустились на землю и сели играть в шахматы посреди бескрайней степи. К ним подошел молоденький паренек, пасший овец, и стал следить за ходом игры. Когда партия закончилась и боги исчезли, чабан увидел, что одежда на нем истлела, герлыга его рассыпалась от времени, а сам он превратился в дряхлого старика.
Люди говорят: шахматы придумали боги.
Где – то в самом центре калмыцких степей, на возвышенности, в истоках реки Маныч, на высоком кургане стоят каменные изваяния шахматных фигур. В натуральную величину там изображены люди (короли, ферзи, пешки), верблюды (слоны), лошади (кони), и телеги (ладьи).Причем, фигуры застыли на кургане в положении «шах королю конем».
В былые годы калмыки играли в шахматы на домашний скот. Так, один старик проиграл своему более сильному партнеру лошадь и верблюда. В решающей позиции на доске возникло сложное положение. Один неверный ход – и противник уведет со двора, по уговору играющих, последнюю овцу. Старик растерялся, не видя выхода из создавшегося положения. Рядом стояла его молодая сноха. Вдруг она направилась к выходу из кибитки и, как бы обращаясь к самой себе, сказала: «Какая грязь в степи! Увязнут мальчики, как их выручить? Надо разбить телеги, навьючить мальчиков на верблюда, и они будут спасены». Старик понял подсказку и быстро нашел путь к победе.
Пояснение: Белые по жертвовали обе ладьи (по – калмыцки «тергн», т.е. телега, поставили слона ( «темән», т.е. верблюда) в засаду за пешкой («көвүн», т. е. мальчиком) и объявили черным мат вскрытым шахом.
Логические игры на шахматной доске.
Здесь главный интерес представляет не игровой процесс, а нахождение четкого алгоритма, гарантирующего победу или ничью. Понятно, что если алгоритм найден, то игра уже теряет творческий характер.
На доске 16 х 8 передвигаются фигуры в форме круга, треугольника и прямоугольника. На них написаны числа, комбинации которых и определяют ход. Игра требовала слишком сложных расчетов.
Шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных и настольных игр, они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство. Но не забывайте научиться играть в древнюю игру под названием «шах – мат». Это королевство не найти ни на одной географической карте, но оно стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет.
Воины, не ведая страха, беспрестанно сражаются, королевство процветает, становится все богаче. Эта игра расширяет познание и дает пищу для воображения. Научившись играть в шахматы, мы приобретаем друзей на всю жизнь.
Игра в карты, по мнению И.Житецкого, калмыками заимствована у русских, так как названия мастей изменены только фонетически. Нигде больше, как при игре в карты, не отмечается у калмыков такого возбуждения. Играют калмыки со страшным увлечением. В настоящее время калмыки сохранили названия мастей и карт: «Крести» - «Сартг», «Пики» - «Иштк», Черви» - «Кезл», «Буби» - «Буумн», «Туз» - «Тус», а цифровые обозначения- «десятка» -«арвн», «девятка»- «йисн», и т.д..
Игра в карты для большинства населения была простым времяпровождением и забавой.
Острый ум, исключительная находчивость, природная одаренность и знание жизни обнаруживается у выходцев из простого народа в сказке «Семьдесят две небылицы» («Далн хойр худл») и «Кемялген» («Яс кемәлһн»). По существу, это диалог, который ведется вокруг 25 (последнего) позвонка барана, якобы случайно попавшего в руки беседующих. Этот позвонок имеет 12 изгибов и выступов, аллегорическое значение каждого из которых объясняется поэтически. Каждый должен был перечислить 12 признаков мудрости этого позвонка. Эта баранья кость, расположенная за 24 позвонком, перед конечной костью, именуемой копчиком, имеет 99 особенностей, 9 отростков, или вершин, и называется крепостью Эрдени.
Любой калмык хорошо знал даже мельчайшие детали этой кости, так как все они служили своеобразным мнемотехническим средством. Обычно калмыки заучивали кемялген с детства со слов своих родителей: дети задавали друг другу вопросы и отвечали на них. Это своеобразный экзамен на знание истории своего народа, его обычаев и традиций, проверка остроумия, сообразительности, находчивости человека – качеств высоко ценившихся в народе. Отличное исполнение кемялген рассматривалось не только как блестящая защита собственного достоинства, но и как поддержка чести семьи, рода и даже аймака, улуса.
Важнейшим элементом калмыцкого исторического кода являются числа.
Познакомив ребенка с числами 1,2,3, мы уже учим, его составлять задачи, прямую и обратную. Вместо одной простой задачи решать сразу «триаду взаимосвязанных задач» с одним и тем же набором чисел:
3+2=5 5-2=3 5-3=2
Подобно взаимообратной задаче «триада…» подводит к такому понятию, как логический импринтинг. Триады задач образуют циклическую полноту знаний, целостность, обеспечивающую прочность запоминания.
Также интересны числовые загадки, которые требуют сообразительности. Числовые загадки выделяются, прежде всего, своим построением, последовательно обозначая числа первого десятка.
Один. Предмет, виденный раз, известен.
Два. Предмет, который держат двумя руками, не упустят.
Три. Стреноженная ногами лошадь никуда не уйдет (т.д.)
На досуге калмыки проводили словесные состязания триад. Особой интересной формой были. Загадка-триада построена на общности 3 предметов, так же, как и числовые, выражаются в повествовательной или вопросительной форме:
Три из того, что бело.
Белы зубы того, кто на свете живет,
Белы пряди того, кто поник от забот,
Белы кости того, кто из жизни ушел.
Какие три вещи в мире всегда красны?
Красен степной тюльпан,
У заходящего солнца основание красно,
Красна наша кровь.
Загадки – задания встречаются обычно в калмыцких сказках и являются ее неотъемлемой частью. Загадки-задания связаны с выполнением требований властелина, которые возлагаются на героя сказки, причем эти задания содержат иносказательный смысл, решение их требует находчивости, ума, смекалки.
Вскрытию резервов мыслительной деятельности способствует применение задач, в которых противопоставляются действия первой и второй ступени: удобно при этом использовать четверки примеров:
3+5=8 5+3=8 8-5=3 8-3=5
Развертывание четырех действий математики обогащает новыми знаниями, определяет скачок в мышлении. УДЕ - живой родник мышления и творчества.
Калмыцкая «библия» - героический эпос «Джангр» перегружена самыми разнообразными числовыми символами, исчислениями, цифровыми символами, склонны видеть в этом тексте «эзотерической математики» зашифрованное пособие по древней магии. Числовое измерение «калмыцкого кода» наложило существенный отпечаток на ойратское воспитание и образ мышления.
Давным – давно жил – был старик, который, умирая, оставил своим трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему – четвертую часть, а младшему – пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.
- О мудрец!- сказал старший брат. Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему – половину, среднему – четверть, младшему – пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?
- Нет ничего проще, - ответил им мудрец. – Возьмите моего верблюда и идите домой.
Братья дома легко разделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10, средний – 5, а младший – 4 верблюда. При этом один верблюд остался (10+5+4=19).
Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались:
- О мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд – лишний.
-Это не лишний, - сказал мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой.
Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов, и назначение каждой кости.
Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: 8 опорных, 2 лопаток, 26 спинных и 6 шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все.
Тому, кто не мог рассказать об особых приметах лопатки, давалось задание. Сначала на гребне (вершине) лопатки сверлят одно отверстие, а на краю ладони лопатки просверливают 3 отверстия. Через все отверстия продевают суровую нитку, один конец которой намертво завязывают в петлю, а за другой конец держат. Допустившему оплошность с приметами, предлагают освободить лопатку от суровой нитки. Решение этой нелегкой задачи, требующей смекалки и расчета, считается у калмыков большим искусством.
Среди калмыков немало хороших математиков,
«числовое сознание» и склонность к логическому мышлению заметны среди потомков ойратов. Видимо, здесь, в этом своеобразном «ойратском пифагорействе», следует искать причины популярности шахматной игры у калмыков.
Сангаджиев Яков Хараевич, выпускник Яшкульской средней школы. В родной школе проработал много лет учителем физики и математики.
Яков Хараевич – человек увлеченный, талантлив и многогранен, любит играть в шахматы с детства. Неоднократный чемпион района по шахматам. Он занимается изготовлением шахмат из дерева, различных головоломок, курительных трубок, животных. Шахматы, у Якова Хараевича, имеют свои названия: пешки - «волки», король- «лев», ферзь – «медведь», ладья – «верблюд», слон – «слон», конь – «конь».
Самые интересные головоломки – это «Мөрн» и «Туула». Цель ее: разобрать, проявить смекалку и собрать. В этом случае, по словам Я.Х.Сангаджиева, нужно решить математическую задачу: число перестановок из 6 предметов.
Остов кибитки придуман был просто, но умно. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозится, так как почти все части складываются. Состоит остов кибитки из следующих частей: 6 решеток, дверь с двумя створками, 60 шестов и круглый дымоход.
Но, наверное, никогда не надо забывать то, что человеческая рука – одна из первых счетных машин. Калмыки высчитывали, сколько дней в месяце по косточкам рук.
Математические знания были и остаются частью жизни народов (в том числе и калмыцкого) и продолжают оказывать на нее влияние.
Формирование математических представлений рядом с осознанием общественно-исторических процессов, и наоборот это осознание формировалось в связи с усвоением математических знаний.
Использованная литература:
1 «Джангр» Э., 1979г
2. «Занимательные игры и развлечения» Е. Гик М.,2001г
3. «Золотой родник» К.Эрендженов, Э.,1980г.
4. «Карточные игры у калмыков» Б.Шантаев Э., 2001г.
5. Калмыцкий перекидной календарь Э., 1998г
6. «Ойраты и калмыки» В.Бембеев Э., 2007г.
7. «Родники народной мудрости» Б. Оконов Э., 1997г.
8. «Семь звезд» Д.Басаев Э.,2004г
9. «Тайны калмыцкого кода»- «Независимая газета» М. 2004г.