kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня с детьми младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня с детьми младшего школьного возраста»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»

Обобщение опыта работы воспитателя группы продлённого дня

Иониной Анны Михайловны





Тема: «Реализация здоровьесберегающих
технологий в группе продлённого дня
с детьми младшего школьного возраста»



























г. Курск 2016г.

«...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

Академик Н.М. Амосов

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

  2. Пропаганда здорового образа жизни;

  3. Помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создавать условия для их развития;

  4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

























На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьёзную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с увеличением нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается.

У воспитателя группы продлённого дня есть возможность через определённые мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся.

Реализацией такой задачи на занятиях в группе продлённого дня занимаюсь в течении 10-ти лет и уже сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.

Элементы системы:

1 .Здоровьесберегающая технология по снятию утомления зрения «глазная гимнастика». Цель — восстановление работоспособности зрительного анализатора.

2.Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений опорно-двигательного системы. Цель — снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, выработка правильной осанки.

3.Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений желудочно-кишечного тракта через использование рационального режима питания школьников.

4.В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализую со всеми детьми группы. Проведение динамических пауз (физминуток) с применением данной технологии, изучение здорового образа жизни вызывает активную поддержку школьников и родителей.

Здоровьесберегающая программа для воспитанников группы

продлённого дня.


Цель: формирование личности, способной реализовывать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: Снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся. Воспитывать потребности в здоровом образе жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Развивать знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей.

  1. Этический блок. Содержание формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, творчество, добро и зло.

  1. Психологический блок. Содержит темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней,асоциального поведения и умения быть здоровым.

  2. Правовой блок. Содержание развивает знания о правах и обязанностях человека, формирует навыки правового поведения.

  3. Семьеведческий блок. Содержание формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки семейного взаимодействия, реализации здорового образа жизни в семье.

5. Медико-гигиенический блок. Содержание даёт знания о гигиене и профилактике болезней, развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режим труда и отдыха. Способствует формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Планирование занятий в ГПД, основанных на
здоровьесберегающей программе.

1.Занятия, тематические мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни (еженедельно).

  1. Спортивный час (раз в неделю).

  2. Дидактические подвижные игры (ежедневно).

  3. Физкультминутки (ежедневно).

  4. Динамические перемены (ежедневно).

  5. Прогулки на свежем воздухе (ежедневно).


1-2 кл. «Я в ответе за всё на планете»



3-4 кл.

«Во имя общего блага»

Этическое

направление

Я и мои поступки Что такое воспитание себя Добро и зло в жизни людей От улыбки станет всем светлей






Я и мои поступки

Что такое воспитание себя

Добро и зло в жизни людей

От улыбки станет всем светлей

Психологическое

направление

Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления, навыков общения

Развитие познавательной сферы Развитие эмоциональной сферы Развитие навыков общения

Правовое направление

Наши права и обязанности Правила поведения Что такое «жестокость» Анализ опасных ситуаций

Правила безопасного поведения Ответственность за безопасное поведение Поведение в школе, на улице

Агрессия-формы проявления












Семьеведческое направление

Мама, папа, я —дружная семья Ответственность в семье Чистота в доме и школе Как делают уборку дома и в школе «Мужские» и «женские» обязанности






Труд в моей семье Что я больше всего люблю делать Семейные праздники Тепло родного очага

Медико-гигиеническое направление

Мой организм — целая планета Я хозяин своего здоровья Внутренняя кухня человека Расти здоровым Профилактика детского травматизма Принцесса Гигиена

Как сказать «нет» вредным привычкам Оценка количества и качества своего здоровья (мониторинг) Здоровая кожа Полезные привычки, как их создать? Плох обед, если хлеба нет





Календарное планирование занятий

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

Сентябрь

Твой новый режим дня. Права и обязанности школьника.

Сентябрь

Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение.

Сентябрь

Можешь ли сам заботиться о своём здоровье. Правила безопасного поведения.

Сентябрь

Режим дня в условиях современной нагрузки. Наша осанка.

Октябрь



«С детства дружбой дорожи»

Октябрь

Одевайся по погоде. Наши права.

Октябрь

Как воздух влияет на здоровье Наше поведение.

Октябрь

Ответственность за безопасное поведение. Поведение в обществе.

Ноябрь Я и мои поступки. Поведение в школе

Ноябрь

Здоровье и питание

Ноябрь «Плох обед, если хлеба нет» Труд в моей семье

Ноябрь Полезные привычки, как их создать?

Декабрь

Анализ опасных ситуаций

Декабрь

Движение — путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице)

Декабрь

Семейные праздники. Агрессия — форма проявления

Декабрь

Улыбка — залог успеха и здоровья. Здоровая кожа.

Январь

Учимся общению.

Январь

Инфекция и её

Январь

Как сказать «нет»

Январь

Народные















«Принцесса Гигиена и её друзья»

предупреждение.

вредным

привычкам?

праздники, их традиции и здоровье.

Февраль

«Внутренняя кухня человека» «От улыбки станет всем светлей»

Февраль

Сколько времени можно проводить у телевизора в день?

Февраль

Тепло родного очага

Февраль

Цвет и настроение.

Март

«Я — хозяин здоровья». «Мужские и женские обязанности»

Март

Дружим с водой.

Март

Экологическая проблема воды. Почему нельзя пить прямо из-под крана?

Март

Оценка качества и количества своего здоровья, (мониторинг)

Апрель

Чистота дома и в школе

Апрель

«Тихий вечер». Как организовать вечер в семье.

Апрель

Здоровье и цветущие растения.

Апрель

«Витамины рядом с нами» (растения, используемые в пищу)

Май

«Мама, папа, я- дружная семья». «Расти здоровым».

Май

Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор.

Май

Сохраним природу — сохраним здоровье

Май

Что я больше всего люблю делать. Летний отдых.






В ГПД особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т. к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами, у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, втягивают голову в плечи и т. д., а в группе продлённого дня дети должны опять сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках по изодеятельности и т. п., и детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять своё тело, передохнуть расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов — систематичность, доступность, заинтересованность детей. Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т. д.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание.

Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, даю возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки;

  • укреплению зрения;

  • укреплению мышц рук;

  • отдых позвоночника;

  • упражнения для ног;

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

  • релаксационные упражнения для мимики лица;

  • потягивание;

  • массаж области груди, лица, рук, ног;

  • психогимнастика.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.

Несвежий воздух в классе при этом не допустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективно проведения физкультминуток

  • положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя желаемого результата не дадут.

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на самоподготовке использую схемы зрительных траекторий и специальные «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного состояния.

Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно­моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальную ситуацию (типа дорожно-транспортных и т. п.).

Иногда предлагаю детям просто тихонько подвигаться так, как им хочется (это удобно делать с закрытыми глазами): покачаться «берёзкой», «достать до неба», «поплавать», распластаться «кляксой» и т. д.

Для снятия психологического напряжения провожу под тихую музыку релаксационные упражнения: «Облака», «Тихое озеро», «Волшебный сон», «Снежинки», «Радуга» и др.

«Тихое озеро»

Инструкция.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Вам легко дышится. Солнечные лучики гладят ... и ещё гладят ... Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете ... Вы отдыхаете ... Но вот мы снова в комнате ... Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Облака»

Инструкция.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Всё ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

При проведении самоподготовки также слежу за поддержанием чистоты и порядка в классе, за соблюдением школьниками личной гигиены, за сохранением у детей правильной позы во время работы, регулярно проветриваю классную комнату.

Во время прогулок на свежем воздухе провожу с детьми различные подвижные игры:

  1. Игры для развития общей выносливости: «Шаг в шаг», «Кто дальше», «Салка с мячом», «На север, запад, юг, восток»;

  2. Игры для развития быстроты движения: «Салки», «Мы весёлые ребята», «Ловкий и смелый», «Правильно и быстро», «Перебежки», «Чай-чай, выручай!»;

  3. Игры для развития быстроты реакции: «Птица без гнезда», «Догони мяч», «Успей выбежать» и др.

Но больше всего дети нравится играть в свои любимые игры: «Футбол», «Баскетбол», «Пионербол» в русскую народную игру «Лапта», «Выбивало».

Один раз в неделю в определённый день провожу активный спортивный час, с проведением общеразвивающих упражнений, подвижных игр и эстафет.

Детям очень нравятся сказочные эстафеты: «Золушка», «Кот в сапогах», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Конёк-Горбунок», «Баба- Яга», «Незнайка на воздушном шаре» и др.

«Сказочные» эстафеты.

«Конёк-Горбунок»

По названию ясно, что участникам этой эстафеты предстоит изобразить Конька-Горбунка по сказке П.П. Ершова. Для этого потребуется лишь волейбольный мяч или воздушный шарик. Участники сгибаются в поясе, берут мяч и кладут его себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии. В этой эстафете «конькам-горбункам» придётся во время скачки преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты табуретки, на которые необходимо будет взобраться, затем соскочить с них, и всё это быстро и не теряя при этом «горб» - мяч за спиной. Победят те «коньки- горбунки», которые окажутся более ловкими и стремительными.

«Баба-Яга»

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы можно использовать простое ведро, а в качестве метлы — швабру. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой держит швабру. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.


«Колобок»

Все помнят, что в одноимённой сказке Колобок ловко обошёл Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть Лисе. В эстафете первых трёх зверей заменят кегли, а последнего — ведро. Каждый участник будет катить (пинать ногами) свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, т. е. отправить «Колобка» в пасть «Лисы». Попыток ему на это даётся сколько угодно. После того как мяч «Колобок» всё же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобы тот тоже смог пройти со своим «Колобком» все препятствия.


«Золушка»

Золушка была трудолюбива и ни минуты не сидела без дела. Участникам этой эстафеты тоже придётся потрудиться. Для этого надо приготовить заранее ведро, веник и совок, а также по пять кубиков на каждую команду. Команда делится на две равные половины. Одна встаёт на линии старта, другая на финише, лицом друг к другу. С одной стороны участники будут «Золушками», а с другой - «злыми мачехами». В руках у первой «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков - «мусор». Первый участник двигается вперёд, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя.. То есть каждый раз надо поставить ведро на землю, веником замести кубик на совок, затем с совка в ведро. Когда все кубики собраны, «Золушка» передаёт ведро с кубиками, веник и совок «мачехе», т. е. участнику команды, стоящему напротив. «Мачеха» как и полагается злой и вредной мачехе, разбрасывает кубики по всей линии движения. Новой «Золушке», которой «мачеха» передаёт орудия труда, вновь придётся собирать мусор. И это «безобразие» творится до тех пор, пока обе группы не поменяются местами.


«Волк и семеро козлят»

По сказке были заперты дома, но Волк обманным путём проник в дом и съел козлят. Домами в этой эстафете будут две половины волейбольной площадки. Одна половина —дом «козлят» одной команды, вторая половина — дом другой команды. В каждой команде нужно выбрать семь «козлят» и оного «Волка». «Козлята» сразу занимают свои дома и располагаются в них, кому как нравится. По сигналу оба «Волка» входят в дом противоположной команды и начинают ловить «козлят». Тот, кого поймали (дотронулись рукой), уходит с площадки (он съеден). Чей «Волк» быстрее съел всех «козлят», та команда побеждает. Козлятам в этой эстафете можно убегать от «Волка», но нельзя покидать дом, т. е. выскакивать за пределы площадки.

В ГПД провожу викторины, которые включают в себя вопросы о том как беречь свои зубы, уши, глаза, кожу, вырабатывать правильную осанку, сделать свой сон полезным, правильно питаться, обращаться с предметами личной гигиены.

Викторины: «Друзья здоровья», Здоровье сгубишь — новое не купишь», «Если хочешь быть здоров — постарайся», «Наше здоровье». Вопросы, которые я использую при проведении викторины:

  1. Полезные вещества, содержащиеся в большом количестве в овощах и фруктах?

  2. В чём содержится больше всего витаминов?

  3. Какая трава считается травой мужества? (петрушка)

  4. Какой овощ был любимым у Наполеона? (фасоль)

  5. Какой овощ называют золотым яблоком? (помидор)

  6. Какой овощ имеет 2 названия? (помидор или томат)

  7. Какой овощ на золотом блюде приносили в жертву Аполлону? (редис)

  8. Какой овощ в древней Персии считался символом ссор и сплетен? (свёкла)

  9. Какую культуру увидели моряки X.Колумба, когда ступили на неведомый остров? (кукурузу)

  10. Вещество , без которого человек умирает через 3-4 дня? (вода)

  11. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге, (белки)

  12. Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям. (Молоко)

  13. Инструмент, помогающий заботиться о зубах, (зубная щетка)

  14. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком, (голод)

  15. Желание есть (аппетит)

  16. Орган, в котором пища начинает перевариваться, (желудок)

17. Орган пищеварения, соединяющий рот и желудок (пищевод)

Беседы о здоровье: «Здоровый сон», «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Твоё здоровье — в твоих руках», «Курить — здоровью вредить», «Вредные привычки», «Поговорим о витаминах», «Здоровое питание».

Из бесед учащиеся усваивают важные термины и понятия: здоровье, режим дня, наркотик, алкоголь, никотин, витамины и т. д.

Я проводила такие мероприятия: «Секреты здоровья», «Обязанность быть здоровым», «Будь здоров», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!», «Путешествие в страну Чистюль».

Дети в конце каждого мероприятия делают для себя выводы, что каждый человек должен помнить — его здоровье во многом зависти от него самого.

Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать «нет» вредным привычкам.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Надеюсь, что все формы сдоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной и содержательной.



































Литература

  1. «Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня» Исаева С.А.

  2. «Организация жизни и деятельности в группе продлённого дня» Попова И.Н.

  3. «Организация досуга в группе продлённого дня» Ромашкова Е.И.

  4. «Твои первые уроки здоровья» Зайцев Г.К.

  5. «Воспитаем детей здоровыми» Змановский Ю.Ф.

  6. «Игры и развлечения в группе продлённого дня» Минскин Е.М.

  7. «Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-3 кл)» Огородников А.А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ионина Анна Михайловна

Дата: 10.09.2016

Номер свидетельства: 343163


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства