kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация системно-деятельностного подхода в учебной и воспитательной работе в условиях ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит информацию о работе учителя начальных классов  в условиях ФГОС, о применении современных педагогических технологий, об активных методах обучения, о направлениях воспитательной работы, о взаимосвязи учебной и воспитательной деятельности, а так же о работе с родительским коллективом класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в учебной и воспитательной работе в условиях ФГОС. »

МБОУ «СОШ № 2

с углубленным изучением

английского языка

учитель начальных классов

Прогалкина Наталья Евгеньевна





Реализация системно-деятельностного подхода в учебной и воспитательной работе в условиях ФГОС.



Вступление:

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка.

Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Чтобы достичь этого, «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.



В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. 

 В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода.

Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.

В своей работе применяю современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:

 Развивающее обучение

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Использование исследовательского метода в обучении

Проектные методы в обучении

Игровые методы

Обучение в сотрудничестве

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

 Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей, дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

 Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам.

На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении.

Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

 В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению.

 Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.

 На уроках математики дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.

 На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом.

 Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. И уже во 2 классе ребята активно участвуют в проектной деятельности.

 Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность.

 Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Детские кроссворды затем редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.

 Даже те, кто не любит и не умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. В системе каждодневно используются:

 Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

 Информационно-коммуникативные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ: систему голосования, документ камеру. разрабатываю мультимедиа-презентации не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.

 Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». формирую у детей необходимых УУД:

 1. Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся:

 умение работать в группе;

высказывать свое личное мнение;

выслушивать мнение товарищей;

создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.

 2. Личностные - мотивация учения, моральный выбор.

 3. Познавательные. Формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем творческого и поискового характера.

 2. Регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры», а также смайлики.

 Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности учеников созданы « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения не только в учебе, но и внеучебной деятельности.

Внеурочная деятельность

 Воспитательный процесс ведется на основе личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность. 

Интересны и разнообразны формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет, развитие самоуправления (выбор актива), соревновательный момент между классами и т.д.

 Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и представлена следующими направлениями:

 Социальное

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общекультурное

Общеинтеллектуальное



Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны.

 Работа над темой по самообразованию «Реализация системно-деятельностного подхода» помогает мне достигать этой цели и на уроках, и во внеурочных мероприятиях

Проводила занятия кружков «Занимательная грамматика», «Наш друг светофор». На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель.

 Всё это позволяет мне формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. В результате совместной творческой работы на уроках, учащимися создается продукт деятельности.

 3. Спортивно-оздоровительная деятельность.

 В целях формирования осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья у меня выработана система работы по пропаганде здорового образа жизни. Основной целью пропаганды является укрепление здоровья учащихся, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Активно использую здоровьесберегающие технологии: физминутки, разминки, гимнастика для глаз и гимнастика для ума, элементы релаксации. С целью изучения психического и физического здоровья учащихся тесно сотрудничаю с медицинским персоналом, специалистами психологической службы школы, родителями учащихся. 80% детей посещают спортивные секции, где занимают призовые места не только в городских соревнованиях, но и в областных.

 4. Духовно-нравственное воспитание.

 Одной из главных воспитательных задач является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них – вечные нравственные нормы: доброта, любовь и уважение к людям, чувство собственного достоинства, совестливость, воля, дисциплинированность, любовь к труду, самостоятельность и настойчивость.

 Без них нет, и не может быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения. В этом направлении совместно с детьми проводятся классные часы, дискуссии, беседы, экскурсии, праздники. 

Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе сообща можно идти к единой цели развития школьника. 

Большую помощь в работе по стандартам второго поколения оказывает родительский коллектив.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями.

 Детьми моего класса был подготовлен и проведён в прошлом году «Весенняя фантазия» - конкурс стихов о весне, ребята писали сочинения о весне, разучили стихотворения на весеннюю тему, песни, подготовили концерты для мам. К 9 мая провели открытое мероприятие вместе с родителями «Нам память завещала помнить» (вечер памяти). Ребята подготовили сценки, чтение по ролям «Сын артиллериста», пели с родителями военные песни. Успешно прошёл традиционный поход с играми, соревнованиями.

В этом году провели субботник по подготовке сада к зиме, конкурсы стихотворений об осени, о России, «Зарницу», мероприятие к 70-летию победы «Мы – наследники Победы», ребята выучили ещё больше песен войны, им нравится выступать, быть участниками таких открытых мероприятий. Все мероприятия проводятся вместе с родителями, они помогают подводить итоги, награждают детей грамотами. Включаю элементы гражданско-патриотического воспитания во все общешкольные и классные мероприятия. Приглашаем воинов-подводников, ветеранов ВО войны, привлекаю работников музея, библиотекаря школы. Ездим в поездки, на экскурсии.

Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.

Можно сделать вывод, что выбранные формы работы позволили активизировать участие родителей в делах класса, школы и не просто видеть успехи и неудачи своего ребёнка, но и видеть мир глазами детей, радуясь, сопереживая вместе с ними.

 Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.  

 Результатом работы являются успешное участие ребят в конкурсах, улучшение психологического климата в классе.

Есть ещё проблемы с поведением у отдельных учащихся, но мы над ними сообща с администрацией и родителями работаем.

С помощью методики изучения школьной мотивации мы смогли выявить уровень заинтересованности учащихся – 3 «В» класса учебой в школе.

Для выявления уровня школьной мотивации учащимся 3 «В» класса была предложена Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Результаты анкетирования показали, что из 18 человек класса имеют:

имеют положительную, хорошую и высокую мотивацию к школьному обучению.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прогалкина Наталья Евгеньевна

Дата: 31.05.2015

Номер свидетельства: 216663


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства