РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся. Опыт работы в классах казачьей направленности. В работе описывается экспериментальная работа в начальной школе по теме: «Сочетание образовательных инноваций и казачьих традиций в современной школе – залог успешного формирования личности учащегося».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ »
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
С.Р. Шипилова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 ст. Георгиевской»
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В это время нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Особенно сейчас, когда, наконец, под «образованием» стали подразумевать единый сбалансированный процесс физического, психического, социального и нравственного развития. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Национально – культурные традиции, их позитивное влияние на духовно – нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе школы через организацию деятельности классов казачьей направленности. Поиск оптимальной модели образовательного процесса, которая приведет к сочетанию и взаимодействию всех видов деятельности в контексте духовно-нравственной культуры ученика стал целью работы районной экспериментальной площадки по проблеме «Сочетание образовательных инноваций и казачьих традиций в современной школе- залог успешного формирования личности учащегося» (приказ отдела образования администрации Георгиевского муниципального района от 26.04.2012г. № 389).
На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние. Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Обращённость к традиционности важна ещё и по той причине, что традиция, развиваясь в обществе, является исходной точкой для нововведения – инновации, возникающей зачастую на переосмыслении «старых» идей и трансформации их в условиях современности (А.В. Гулыга, А.В.Хуторской). Эта парадигма значима для педагогики, которая, выступая частью культуры и являясь её гибкой производной, адекватно реагирует на тенденции современного развития. Образовательной целью сегодня выступает уже не столько формирование человека просвещенного, сколько становление личности человека культуры, нашедшего себя в своей родной национальной культуре, усвоившего богатство межкультурного диалога и приобщенного к ценностям общемирового культурно-исторического развития.
Между тем в педагогической рефлексии процессов казачьей культуры важно использовать не только ее традиции, но и те инновации, которые рождаются в современных реалиях. С учётом актуализации проблемы исследования выявляются следующие педагогические противоречия:
между возрастающей значимостью культуры казачества в воспитательном пространстве Южного региона и фактическим уровнем её использования в региональном педагогическом процессе;
между воспитательным потенциалом традиций казачьей культуры в становлении личности ребёнка и возможностью их инновационного применения в современных общеобразовательных учреждениях;
между объективностью развития российской демократии, опирающейся на собственные культурно-исторические традиции, и недостаточным исследованием культуры казачества как выразителя народовластных, демократических российских традиций;
между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, основанного на диалоге культур, и необходимостью развития национального самосознания русского народа;
между недостаточным уровнем развития нравственно-патриотических качеств у современных выпускников общеобразовательных учреждений и социальной потребностью в воспитании у молодого поколения патриотизма, готовности служить Отечеству «не за страх, а за совесть».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов;
бальное оценивание по ЕГЭ и 5-ти бальное оценивание в школе;
до сих пор ученики не субъекты, а объекты образования;
Наличием данных противоречий и поиском путей их устранения обусловлен выбор темы исследования: «Сочетание образовательных инноваций и казачьих традиций в современной школе – залог успешного формирования личности учащегося».
Обращение к общеинтеграционным компонентам казачьей культуры Юга России позволяет, на наш взгляд, выйти на более высокий уровень обобщений в свете цивилизационной парадигмы исследования, переходя от ретроспективного историко-педагогического, культурологического анализа к педагогическому осмыслению современного эмпирико-теоретического опыта.
ОБЪЕКТ исследования – система учебно-воспитательной работы, направленной на формирование всесторонне гармонично развитой личности учащегося.
СУБЪЕКТ исследования – учащиеся казачьего класса.
Предмет исследования – теоретико-методологические основы процесса образования ( воспитания и обучения) подрастающих поколений в образовательных инновациях и традициях культуры казачества Юга России.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Создание системы эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно - воспитательном процессе.
ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА заключается в том, что:
Реализация в казачьем классе системы методов и средств, обеспечивающих
повышение эффективности качества учебно-воспитательного процесса учащихся казачьего класса, позволит добиться:
- повышения уровня воспитанности учащихся казачьего класса;
- улучшения их физической подготовки;
- повышения качества знаний и познавательного интереса, что поможет в дальнейшем учащимся в выборе профиля.
Такие результаты могут быть доступны:
- при качественном управлении экспериментом;
- при активном участии всех субъектов учебно-воспитательного процесса (включая семью).
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное
отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Разработка методики поэтапного отслеживания эксперимента.
Корректировка авторских и модифицированных программ педагогов, работающих в казачьем классе, для определения возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проведение педагогического мониторинга воспитанности и обученности учащихся казачьего класса.
Воспитание потребностей знать историю и культуру своего края, фольклор и этнографию.
Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи. Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, станицы.
Использование и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Методы исследования представлены комплексом теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты эксперимента- это и наблюдение, и анкетирование, опрос, собственно эксперимент. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Считаем целесообразным использование индуктивных и дедуктивных, теоретических и статистических методов исследования. Кроме того необходимо постоянное изучение литературы которое дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Реализация программы осуществляется педагогическим, ученическим и родительским коллективами школы в тесном взаимодействии с общественными организациями и службами района и станицы. Исследовательскую работу по созданию и мониторингу результативности новых методик и технологий обучения и воспитания ведут учителя школы и педагог-психолог Теметова Е.А.
Опытно-экспериментальный (второй этап) работы начат в 2012-2013 учебном году. Первый этап Поисково-теоретическийбыл завершен с опережением в августе 2012 года. За это время было сделано следующее:
Определена проблема исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, обоснована методологическая база.
Изучена соответствующая литература, разработана модель развития личности.
Разработана рабочая программа исследования.
Открыт казачий класс
2011-2012 учебный год можно назвать годом становления эксперимента. В течение года шёл поиск программно-методического обеспечения, решались организационные вопросы. К главным итогам года можно отнести изменения, произошедшие в сознании и отношении родителей и учащихся к данному эксперименту, появилась заинтересованность в результате.
К началу 2012-2013 уч. г. эксперимент выходит на более высокий уровень: начата основная работа по формированию духовно-нравственной культуры школьника.
На этом этапе эксперимента планируется
- выявление комплекса условий, обеспечивающих процесс развития духовно-нравственной культуры школьников;
- обоснование и апробация технологии реализации разработанной модели в образовательном пространстве казачьего класса;
- определение критериев и показателей развития духовно-нравственной культуры учащихся в условиях казачьего класса;
- реализация разработанной модели становления личности с духовно-нравственными качествами, эмоционально-ценностными отношениями к окружающей действительности;
- апробация комплекса программ, имеющих гуманитарную и профессиональную направленность;
проведение диагностики интеллектуальной, волевой и деятельной сфер личности школьника и педагога.
С начала нового учебного года определены методы реализации концепции духовно-нравственного воспитания учащихся:
- в учебном процессе (уроков физиологического и психологического здоровья, элективных курсах эстетической направленности, тематических классных часах, участия в олимпиадах и конкурсах);
- во внеклассной работе (работе кружков и спортивных секций, общественно-полезном труде, благотворительной деятельности, экскурсионной деятельности, творческой деятельности, проведении праздничных мероприятий);
- в социальной работе школы и в деятельности школьного самоуправления,
- в исследовательской деятельности,
- в работе с родителями, казачьим обществом, объединениями.
Отличия казачьего класса от классов общеобразовательных
Казачий класс
Общеобразовательные классы
Учебный план
Спецкурс «История казачества юга России»
«Основы православной культуры»
спецкурс «Закулисье», подвижные игры
Кружковая деятельность
100% занятость
70% занятость
Кружки: «Таэквандо», хореография, вокал
-
Общешкольные кружки и дополнительное образование
Форма
Казачья со знаками отличия
По Положению о школьной форме
Приоритетные направления образовательной деятельности классного руководителя казачьего класса и учителей школы связаны с созданием оптимальных условий развития ученика и «мягким» управлением процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Особенно важным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом работы в рамках эксперимента должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.
Мониторинг результатов эксперимента ведется по нескольким направлениям.
Учебный процесс.
Обучение в казачьем классе осуществляется в соответствии с учебным планом по УМК «Перспективная школа»
и ведутся дополнительные занятия по «Основам православной культуры».Учитывая, что многие дети впервые в жизни знакомятся с азами Православия и казачества, предметы ведутся информативно, ненавязчиво, т.е. заинтересовывая. Одна из главных целей духовно-нравственного воспитания – сделать душу живой, сострадательной, открытой миру. Важно заглянуть в душу каждого ребенка, зажечь в ней свечу православной личности.
Из уроков «История казачества юга России » ребята узнают, что казаки считали себя защитниками православного христианства, что знамёна и иные регалии хранились в храмах, которые были органичной частью повседневной жизни казачества.
Учащиеся казачьего класса являются активными участниками всероссийских предметных олимпиадах.
Внеклассная работа.
Целенаправленно совершенствовалась система работы по воспитанию у школьников патриотических чувств, ответственности и правового сознания, культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе в соответствии с традициями и обычаями своего народа.
Учащиеся казачьего класса заняты в дополнительном образовании. Одним из залогов успешной реализации опытно – экспериментальной программы на наш взгляд выступает совместная деятельность МБОУ СОШ № 16, СДК ст. Георгиевской, казачьего общества ст. Георгиевской и настоятеля церкви Святой Троицы отца Вадима.
Из уроков «История казачества юга России » ребята узнают, что перед каждым походом или каким-либо важным мероприятием казаки говели, исповедовались и причащались. Духовная жизнь совместных праздников начинается задолго до ихпроведения. Дети и взрослые переживают и копят впечатления, незримый духовный внутренний багаж, который выливается во всеобщую духовную радость в день самого праздничного мероприятия, приобретая колоссальную воспитательную и культурную значимость. Участие детей и взрослых наравне в едином духовном делании дает общую радость познания, дружбу, стремление к добру. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас разобщённость среди детей имеет очень агрессивные проявления. Поэтому проведение православных традиционных праздников имеет ещё духовную миротворческую значимость. Дети понимают, что праздник Божий, особый, а значит не место раздору, потому что Господь заповедал нам любить друг друга. И это понимает каждый, прикасаясь к православному праздничному творчеству, и взрослый, и ребёнок.
В рамках спортивного направления ведется работа кружка Таэквандо. Казачата показывают хорошие результаты так Ефременко Павел стал бронзовым призером турнира "Георгиевская осень 2013", серебряный и бронзовый призер в детском традиционном турнире посвященном Дню защитника Отечества (г. Пятигорск, 2013г), серебряный призер турнира посвященного памяти Андрея Вангулова (г.Ессентуки, 2013г.) Беляев Руслан- бронзовый призер в детском традиционном турнире посвященном Дню защитника Отечества (г. Пятигорск, 2013г), бронзовый призер турнира посвященного памяти Андрея Вангулова (г.Ессентуки, 2013г.). Тумашев Валерий бронзовый призер в детском традиционном турнире посвященном Дню защитника Отечества (г. Пятигорск, 2013г), серебрянный призер турнира посвященного памяти Андрея Вангулова (г.Ессентуки, 2013г.). Ребята развивают свои физические и духовные способности, формируют понятие о здоровом образе жизни. Основные задачи этого кружка: участие в различных спортивных состязаниях, укрепление здоровья казачат.
На занятиях кружков по хореографии и вокалу ребята знакомятся с терским фольклором и его различными жанрами. Ребята выступали на Дне станицы и на вечере встречи выпускников. Все мероприятия, проводимые в казачьем классе, оставляют в душах ребят неизгладимый след, что позволяет им быть неравнодушными к родному краю, Терскому казачеству, быть добрее по отношению друг к другу.
Мы понимали, что если учащиеся будут пассивными в данном классе, если не зажечь их сердца, не увлечь активной общественной работой, то успехов в воспитании казачат не будет. Для сплочения классного коллектива было проведено много мероприятий: 1 сентября день рождения казачьего класса – праздник «Мой класс – моя семья!», традиционные мероприятия поздравление именинников, походы на природу. В итоге систематической работы сформировался класс дружный, умный, спортивный и активный. Работая в казачьем классе, огромное внимание уделяем патриотическому сознанию подрастающего поколения, которое всегда является важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него немыслимо и дальнейшее развитие, и движение вперед. В этом направлении проведены мероприятия: поздравление ветерана с Днем Защитника Отечества, встреча с ветераном Вов, поздравление пап и дедушек, совместное с родителями и представителями казачества спортивное мероприятие «Удалые казаки!», классные часы и беседы патриотического содержания. Все дела, проводимые казачьим классом, оставляют в душах ребят неизгладимый след, что позволяет им быть неравнодушными, быть добрее друг к другу. Мы надеемся, что эти дети вырастут настоящими патриотами своей малой Родины – нашего Ставропольского края. Наши ученики очень любят экскурсии и мы уже дважды были в гостях у казачат МБОУ СОШ № 17 ст. Лысогорской. Посещали отчетный концерт казачьих классов, музей казачества и знакомились с творчеством ставропольского профессионального ансамбля казачьей песни и пляски «Слобода».
Особое место в воспитательной работе занимает организация праздников и поездок. Так за 2012-2013 год были организованы
- казачьи игры для учащихся казачьего класса;
- участвовали в праздновании 235 летней годовщины образования станицы Георгиевской;
- в рамках школы спортивный праздник совместно с родителями «Удалые казаки»;
- поход в лес;
-поездка в станицу Лысогорскую на концерт казачьей песни и пляски.
В ходе деятельности, направленной в целом на духовно-нравственное воспитание, каждый учащийся казачьего класса может реализовать свои способности.
Добиться высоких результатов, сохранить духовно-нравственный стержень личности может только здоровый человек, поэтому как одно из направлений воспитания мы выделяем необходимость воспитывать бережное отношение к здоровью. Уровень психологического благополучия.
В своей работе мы придерживаемся индивидуализации воспитания, что приводит к проявлению лучших черт и качеств учащихся. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей.
Социальная работа.
Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. Уже с детских лет ребенок включается в определенные отношения с людьми, поэтому и работу с детьми надо начинать с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.
Основа социализации казачат – активное участие в различных акциях, проводимых в школе, станице, районе.
Сотрудничая с клубом «Патриот», казачата ведут поисковую работу по изучению истории родного края, учатся хранить память поколений, возрождать традиции и создавать новые, пытаются мыслить и делать выводы.
Есть у учащихся и подшефные ветераны, и труженики тыла Сухачев Григорий Андреевич и Федорова Мариэтта Андреевна. Ребята казачьего класса оказывают им посильную помощь, поздравляют с праздниками.
Исследовательская деятельность.
Исследовательская работа учащихся развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю, способствует успешной социализации школьников.
В течение учебного года большое внимание уделялось созданию проектов и презентаций:
созданы презентации «Моя семья».
Истории станицы посвящен проект «Тебя люблю, родимый край».
буклет «Мы – патриоты России».
В новом году планируется продолжить поисковую работу, создать новые электронные ресурсы на темы: «Судьба моей семьи в истории станицы», «Я славлю сельский труд», «Школа, я и моя семья».
Работа с родителями, казачьими обществами, объединениями.
За период эксперимента было проведено 5 встреч с атаманом хуторского казачьего общества Поповым С.Н., во время которых ученики могли задать интересующие их вопросы, получить консультации по организации классного казачьего круга.
Родители на протяжении всего эксперимента активно сотрудничают со школой и классным руководителем. Если на начало экспериментальной работы в успешной реализации Программы создания образовательного пространства для эффективного формирования духовно-нравственной культуры школьников в условиях казачьего класса у 17% родителей были сомнения, то на сегодняшний день все родители уверены в правильности выбора для своих детей формы обучения в казачьем классе.
При опросе родителей в апреле 2013 года, на вопрос
Оправдались ли ваши ожидания? 85 % родителей ответили положительно.
В частности было отмечено, что появились первые результаты: учащиеся казачьего класса становятся более рассудительными, дисциплинированными, пытаются самостоятельно искать пути решения возникающих конфликтов. Родители отметили, что в классе развивается чувство коллективизма, крепнет дружба между учащимися
Мы верим в успешность нашей работы, так как за год работы в казачьем классе на начальной стадии нашего эксперимента мы выделили наиболее приемлемые в данном воспитательном процессе педагогические подходы и принципы, которым будем следовать и в дальнейшем:
культурологический подход, обусловливающий организацию жизнедеятельности детей в культуросообразных казачьей культуре материальных и духовных формах;
аксиологический подход, ставящий в основу воспитательного процесса ценностно-смысловой вектор казачьей культуры и соответствие воспитательной деятельности её социально-значимым идеалам;
деятельностный подход, реализующийся в совместной со взрослыми деятельности-сотрудничестве, в которой личность ребёнка выступает как активный субъект, соавтор возрождения и развития казачьей культуры;
личностно-ориентированный подход – направленности воспитания на развитие личности ребёнка и педагогической поддержки становления его личностного образа в идентификационных процессах с казачьей культурой;
принцип единства воспитания у молодых поколений потребности в труде на благо Родины и становления у них ценностей, идеалов и качеств личности человека национальной культуры;
принцип природосообразности, учёта природного развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;
средовый подход, направленный на образование культуросообразного казачьей традиции воспитательного пространства, обеспечивающего участие широких слоёв общества в воспитательном процессе и удовлетворение культурных, духовных, интеллектуальных и других потребностей ребёнка;
принцип вариативности воспитательных стратегий в воспитательном пространстве казачьей культуры.
На вопрос, что бы Вы хотели предложить для улучшения работы казачьего класса, родители ответили:
Увеличить число кружков – 19%
Чаще ездить по местам казачьей славы – 92%
Курсы езды на лошади – 88%
Создать ансамбль казачьего танца – 42%
За первый год экспериментальной работы создано портфолио казачьего класса, куда вошла нормативная база, план мероприятий, фото отчет и сценарии проведенных мероприятий, грамоты достижений учащихся. Также ведется портфолио на каждого ученика класса. Портфолио класса и учащихся продолжают пополняться.
Не менее важным стало развитие материально-технической базы казачьего класса: хуторским казачьим обществом подарен магнитофон, пошиты концертные костюмы.
Итак, определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося, а функционирование казачьего класса позволяет духовно-нравственное развитие осуществить.
Литература
Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография. М.: Центральное изд-во УМНЛ, 2008. 302 с. (18,9 п.л.).
Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества: монография. Ростов-н/Д, Армавир: Изд-во РИЦ АЛСИ, 2008. 308 с. (19 п.л.).
Воспитательное пространство культуры казачества: реалии XXI века: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. С.Н. Лукаша. Армавир: Изд-во Полипринт-С, 2007. 230 с. (14,3 п.л.).
Статьи в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утвержденный ВАК РФ»:
Лукаш С.Н. Идея «служения Отечеству» как педагогическая парадигма // Закон и право. 2006. № 6. С. 32-35. (0,35 п.л.).
Лукаш С.Н. Школа и казачьи общества в воспитательной работе с «трудными» подростками // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 9. С. 114-121. (0,45 п.л.).
Лукаш С.Н. Традиции в педагогике казачества // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. №1. С. 240-246. (0,5 п.л.).
Лукаш С.Н. Казачье образование в эмиграции // Современные гуманитарные исследования. 2009. № 1. С. 109-114.(0,6 п.л.).