Результативные формы внеурочной деятельности с учащимися по приобщению к чтению
Результативные формы внеурочной деятельности с учащимися по приобщению к чтению
Острой проблемой в нашей стране является массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги. Поэтому формирование интереса к чтению в начальной школе «не просто нужно: оно жизненно необходимо для каждого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Результативные формы внеурочной деятельности с учащимися по приобщению к чтению»
Здравствуйте,уважаемые коллеги. Тема нашего выступления:
« Результативные формы внеурочной работы с учащимися по приобщению к чтению»
Острой проблемой в нашей стране является массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги. Поэтому формирование интереса к чтению в начальной школе «не просто нужно: оно жизненно необходимо для каждого. На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?»
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. К сожалению, в последнее время общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров, смартфонов отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных младших школьников неумолимо падает.
Поэтому тема данного выступления в настоящее время очень актуальна.
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.
А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита..
А подготовить реферат или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.
Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение.
Формирование читательских интересов учащихся осуществляется не только на уроках литературного чтения, но и посредством внеклассной работы. При этом использую разнообразные формы и методы.
Формы внеурочной работы могут быть самыми разнообразными.
Именно во внеурочной работе наиболее полно могут развиваться читательские и литературные способности школьников.
Литературная игра – это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.
Викторина – один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.
Викторины составляются как по одному произведению, так и по творчеству писателя или общей тематике.
Литературная гостиная- это та форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам.
Кинозал - современные дети словесному ряду предпочитают изобразительный. Происходит это потому, что читательская деятельность сложнее изобразительной – слово не обладает вещественностью звука, цвета, движения. Воображение и эмоции питаются оживающими в сознании читателя образами. Искусство кино – результат конкретизации режиссером словесных образов, которые он переносит на экран.
Такая работа на уроке будет не только интересной, но и очень познавательной. Главное – не просто продемонстрировать детям фильм, но и побудить прочесть и проанализировать литературное произведение.
В процессе беседы-дискуссии учитель непременно следит за ее направлением, задает вопросы, вызывающие необходимость доказывать собственное мнение, обращаясь к тексту; оценивает доводы учащихся, радуясь удачным ответам, обращая внимание детей на причину, источник удачи. Чем серьезнее учитель ведет беседу-дискуссию, тем тоньше, острее ставит вопросы, тем активнее работает класс, убедительнее становятся ответы учащихся.
На протяжении нескольких лет в школе ведется кружок « Чтение с увлечением». Программа рассчитана на 4 года. За время работы разработаны и составлены в разных формах викторины, конференции, игры- путешествия, дискуссии,КВНы
Классные часы.
В план воспитательной работы включаем классные часы по темам:
– «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»
– «Мы – юные читатели»
– «Как беречь книгу»
– «Моя любимая сказка» и др..
Создание проектов по литературному чтению.
Использование проектных технологий несомненно повышает интерес учеников к читательской деятельности.
Особую популярность среди учащихся завоевал проект «Мы — иллюстраторы детских книг»
В этом проекте дети создают собственные иллюстрации к литературным произведениям. Для успешной реализации данного проекта, ученики должны очень внимательно прочитать литературное произведение, по которому будет создаваться серия иллюстраций. Данный проект можно реализовывать каждый раз, когда учащиеся знакомятся с литературным произведением.
Конкурсы рисунков.
Конкурсы рисунков проводим после прочтения серий произведений какого-либо автора или произведений по определённой тематике.
Литературные викторины, КВНы.
Проводим после прочтения произведений.
Взаимодействие со школьной библиотекой оказывает неоценимую помощь в воспитании культуры чтения и любви к книгам. В этих целях используются следующие формы работы:
1.Знакомство учащихся с библиотекой и книгой.
2.Индивидуальные беседы
3.Книжные выставки
4.Конкурсы чтецов
5.Литературные праздники
6.Литературные викторины
Экскурсия в городскую библиотеку.
В целях повышения интереса к чтению, взаимодействуем не только со школьной , но и детской городской библиотекой .
В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Чтение вслух матерью всем детям в семье стало редким в наши дни.
Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми – одна из насущных задач, требующих непременного решения в современной методике обучения чтению. Работу с родителями по организации семейного чтения, развитию у школьников интереса к книге проводим на протяжении всех четырех лет .
Таким образом, сотрудничество с родителями помогает воспитать квалифицированного читателя.
Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:
- умению работать с литературой определенного рода;
- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;
- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
На сегодняшний день были достигнуты следующие положительные результаты: - учащиеся стали активными читателями школьной библиотеки, многие дети посещают детскую городскую библиотеку;
- большинство учащихся показывают результаты техники чтения выше нормы;
Читающий ребёнок сможет самостоятельно добывать необходимую, новую для него информацию в различных источниках. Научится использовать её, сортировать по важности, актуальности, что поможет ребёнку сформировать такое важное психологическое новообразование как внутренний план действий. Это жизненно необходимое качество для любой гармонично развивающейся личности.
Данная работа, по формированию читательского интереса у учащихся, будет проходить на протяжении всего обучения в начальной школе.