kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Решение проблемы сохранения распространения русской культуры в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

О сохранении распространения русской культуры в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Решение проблемы сохранения распространения русской культуры в начальной школе».»

«Решение проблемы сохранения распространения русской культуры в начальной школе».


Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией».

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Какое многообразие жанров и направлений в различных видах искусства таят в себе музейные архивы, а также старенькие сундуки бабушек во многих сёлах и деревнях нашей России. Богатые песенные традиции, доставшиеся нам от предков, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля, в защите и восполнении.

Если вы зададите вопрос молодому поколению, знает ли, любит ли оно песни и танцы родного края, считает ли он необходимым сохранение народных традиций, - то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие своё мотивы. Очень жаль, что подрастающее поколение утратило интерес к своему национальному прошлому, к своей национальной культуре. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Поэтому именно сегодня приобретает особую значимость, актуальность и необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Рассмотрим задачи воспитания духовно-нравственной личности на основе приобщения младшего школьника к национальному наследию русской культуры:

  1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

  2. Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней;

  3. Развивать гражданское самосознание;

  4. Приобщать детей к великому русскому искусству;

  5. Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу;

  6. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.

Постижение младшими школьниками народной художественной культуры происходит как стихийно в процессе взаимодействия с окружающей средой, так и целенаправленно в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Изучения народной художественной культуры должно осуществляться в системе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Элементы необходимо включать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Источниками народной культуры являются старинные праздники и обряды, фольклор, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, в которых сохранились все самые ценные культурные достижения народа.

В работе по развитию духовности у учащихся я использую самые различные формы:

организация праздников с привлечением родителей и др.;

  • проведение различных видов творческой деятельности с участием родителей: театральные мини-постановки по мотивам русских сказок; выставки рисунков и поделок и др.;

  • организация активной деятельности: народные подвижные игры; экскурсии в музей, библиотеку, художественные выставки;

  • экскурсии по историческим местам города;

  • проведение тематических бесед: «Трудом красив и славен человек», «Добрые слова, добрые дела», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Культура слова, общения, быта», «Семейные традиции»;

  • использование художественных произведений и народного фольклора.

Мой педагогический «секрет» прост – это систематическая работа с учащимися по приобщению к национальной культуре и культурному наследию страны.

В своем выступлении я хочу остановиться на вопросе значения изучения народных обрядов, традиций в воспитании младших школьников. Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды каждого народа, его самое дорогое духовное богатство. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности своей Родине. Знакомство с особенностями русских пословиц, поговорок и загадок начинается ещё в младшем возрасте. Ребята не только убедились в том, что используя в своей речи пословицы и поговорки можно ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, но и в том, что такие маленькие изречения хранят в себе глубокий смысл, заложенный народом.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даёт наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений, и отгадывание которых так нравится детям. Народ создал загадки обо всём на свете – о человеке, о природе, о животных. На классном часе «Путешествие в страну загадок» , «КВН по русскому языку» ребята узнали о композиционных особенностях, об истории создания загадок в народе, загадывали и отгадывали русские народные загадки, пробуют сочинить свои загадки, а также вспоминали поговорки, потешки, пословицы.

Народная игра является феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. Русские народные игры имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Очень удобная форма для применения народных игр – прогулка, занятость детей во время перемены. Одно из достоинств народных игр заключается в том, что они имеют понятные для играющих правила. Дело в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми («Салки – пятнашки» , « Колдуй-расколдуй», «Гуси –лебеди»)

На физкультминутках во время урока нашли свое применение пальчиковые народные игры. Они помогают не только организовать физкультминутку, развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку и графические умения младших школьников, но и знакомят учащихся с новым видом народных игр Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Сейчас расскажу об организации внеурочной деятельности.

Классные праздники, направленные на изучение истории и быта русского народа, стараюсь проводить ежегодно. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно глубокое и систематическое изучение истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшей жизни с уважением и интересом относиться к культуре народов «большой» и «малой» Родины.

В нашей школе наш класс активное участие принимал в проведении различных мероприятиях по изучению народных традиций: конкурс по изготовлению кукол-оберегов, праздника «Масленица идёт – блины несёт, Рождественские посиделки, Праздник валенка», играли в народные игры на площадке, интересно и познавательно прошёл классный час «Мы за чаем не скучаем!». Через народное творчество ребёнок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребёнок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребёнку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках.

На уроках я использую элементы народной традиции нашего народа. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках литературного чтения, русского языка, технологии, ИЗО.

На уроках литературного чтения школьники знакомятся с различными жанрами фольклора. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Изучая произведения устного народного творчества, младшие школьники приобретают определённый опыт, знакомятся с традициями народа, укладом жизни семьи.

На уроках окружающего мира, начиная с 1 класса, мы знакомимся с историей нашего города. После изучения темы «Мой город», ребята вместе с родителями работают над проектом «Наш край», а также организовываем экскурсию по городу. А при изучении темы «Семья» - ребята готовят проект «Моя семья».

Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объёмные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой дом в искусстве», «Семья – «семь – я»», «Красна изба пирогами», «Мой дом», «Мои игрушки» и др. Продуктивность у таких уроков значительно выше, чем у традиционных. В рамках изучения русского творчества мы ходим в городской выставочный зал, где посещаем выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Систематическая работа по приобщению к культурному наследию приводит к глубоким знаниям детей, а главное, дети демонстрируют своё неравнодушие к Родине. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле..

Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах.

Фольклор - это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Решение проблемы сохранения распространения русской культуры в начальной школе».

Автор: Давыдова Ольга Анатольевна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства