kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО»

Прежде чем рассмотреть логическое мышление детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Мышление- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательского и познавательного характера .

А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.

В научной литературе выделяется традиционная логика и классическая логика. Традиционная логика состоит из операций: определения, сравнение и различение, анализ, абстрагирование, классификация, умозаключения.

Развитие логического мышления у младших школьников – одна из важнейших задач начального образования. Недостаточная развитость логической сферы в первые годы обучения создаёт обучающимся большие трудности, которые не уменьшаются с переходом в следующие классы. Следовательно, логическое мышление младших школьников необходимо развивать в начальной школе.

Психолог Л.Ф. Тихомирова [26] в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:

-длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;

-недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;

-вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего

мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;

-включение в содержание обучения системы определённых теоретических

знаний, во-первых, знаний о способах ориентировки в выполнении умственныхдействий.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно- теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления. Так, представители различных подходов и направлений сходятся во мнении о том, что при помощи мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза,  обобщения и классификации осуществляются рассуждение, сопоставление различных суждений, выполнения умозаключения. Следовательно, развитие данных мыслительных операций у младших школьников будет способствовать

развитию логического мышления в целом. Придерживаясь различных подходов, исследователи единодушны в том, что в практике обучения необходима целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников.

 

Условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

Развитие логического мышления- одна из главных задач начального образования. Успешное формирование и развитие логического мышления могут быть созданы в процессе изучения всех предметов. Но именно математика в силу своей внутренней логической структуры, как учебный предмет, в первую очередь формирует у учащихся начальных классов навыки и приемы логического мышления, так как учит делать выводы, выстраивать доказательства,  анализировать ситуации, обобщать и сопоставлять факты и критически мыслить. Решение математических задач базируется на сформированности логических операцийумении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого

развития.

Однако зачастую на практике наблюдается следующее: ученикам предлагается задача, они знакомятся с ней и вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Если дать эту задачу через день- два, то часть учащихся может снова испытать затруднения при решении.

Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:

1) решение задач разными способами;

2) правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса к данным

или от данных к вопросу;

3) представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать картинку).

Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить. Разбивка текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

4) составление аналогичной задачи с измененными данными;

5) самостоятельное составление задач учащимися.

Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения. Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).

Необходимо на уроках математике систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности [28]. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач «на

соображение», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи.  Как известно, развитие ребенка происходит только в процессе деятельности; чем активнее деятельность, тем успешнее развитие. Следовательно, логическое мышление не может развиваться вне активной  деятельности самого школьника и не получит своего развития без его собственных усилий. Это означает, что

важнейшее условие развития логического мышления младших школьников –вовлечение их в активную поисковую деятельность.

 

Методика «Логические задачи»

Методика разработана А.З.Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младшего школьника. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого логического умения как

рассуждение, т.е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий. Ориентировочное время работы 30минут.

Инструкция испытуемым: «Вам даны листы с условиями 9 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

В задачах 1-6 в ответе нужно писать одно имя, в задаче 7 – кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задаче 8 обязательно писать в ответе только два имени, в последней задаче – 9 – три имени, даже если одно из имен повторяется.

Варианты логических задач:

1.Толя старше, чем Катя. Катя старше, чем Алик. Кто старше всех?

2.Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?

3.Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4.Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

  1. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто

младше всех?

  1. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто светлее

всех?

  1. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

  2. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше,

чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

18

  1. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля

тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чемЮля. Кто

Правильно решено 7 задач и больше - высокий уровень

От 4 до 6 задач - средний уровень__

Менее 4 задач - низкий уровень




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Маскина Татьяна Юрьевна

Дата: 31.03.2023

Номер свидетельства: 628759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства