Рекомендации педагогам по обучению детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Ейск, 2022 г.
Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ).
Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом.
Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем. Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
Желателен текст с иллюстрациями.
Перед чтением текста познакомьте ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
Разделять текст на небольшие смысловые части.
В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации.
Планирование работы в классе
Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на магнитофон.
Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
Предусмотреть работу в парах, в группах.
Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
Предлагать четкие алгоритмы для работы.
Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.
Обязательное использование наглядных средств.
В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
Избегать давать задание на переписывание.
Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
Формулировка заданий
Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
Просите ребенка повторить задание.
Задание можно формулировать в несколько этапов.
При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)
Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.
Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
Оценка
Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.