Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми - инвалидами»
Рекомендации педагога-психолога по работе
с детьми – инвалидами Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Определяющим фактором в работе с такими детьми, на наш взгляд, должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.
создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
владеть различными технологиями реабилитации;
формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА
Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.
При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.
Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.
Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
В ходе занятий они используютеинтерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам. Они рассказывают детям: – в чем особенности людей с инвалидностью, – какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь, – как и где они могут учиться, – где и кем могут работать, – какими видами спорта и творчества могут заниматься, – также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.
ЛЮДИ С ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ
Дети с задержкой в развитии обучаются новым навыками, воспринимают новую информацию дольше, чем другие. Однаковсе это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности, воспитания, местных традиций. Очень часто «умственно отсталыми» ошибочно называют детей, которые имеют нарушения речи, слуха, а также так называемых «педагогически запущенных» детей (которые не получили вовремя знания и навыки, присущие определенному возрасту).
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ:
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Если вам нужно объяснить сложную вещь, «разбейте» ее на части.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, есливы не уверены в том, что собеседник с ними знаком.
Не употребляйте сарказм и намеки.
Излагая новый материал, рассказывайте все «по шагам».
Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после объяснения. Если необходимо, используйте иллюстрации.
Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
Когда Вы понимаете, что человек не воспринимает информацию в каком-то виде, предложите другой (если человек не может читать, объясните ему на словах, если не воспринимает на слух – запишите и т.д.). Если затрудняетесь – спросите. Будьте честным со своим собеседником.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Нарушения внимания с гиперактивностью представляет собой часто встречаемую (5-15% от всего населения) мозговую дисфункцию. Основные рекомендации по обучению детей с нарушениями внимания таковы:
Распорядок жизни класса должен быть четким с правилами, расписанием и хорошо сформулированными письменными заданиями, написанными четкими буквами.
Лучше, когда рабочие места, для ребенка с нарушением внимания организуется на первой парте рядом с учительским столом, но подальше от отвлекающих факторов.
Указания должны быть краткими и четкими, повторяйте их несколько раз.
Расписание должно составляться с учетом ограничения и способности детей концентрироваться и воспринимать материал.
Все задания должны проверяться.
Управление поведением – основа обучения. Обсуждение поведения с ребенком наряду с другими педагогическими методами дает положительные результаты.
Поощряйте детей, имеющих нарушение внимания, посколькудля них самооценка имеет огромное значение.
Попросите детей вести дневник, где они будут записывать события, которые помогли им почувствовать себя увереннее и лучше.