Рекомендации для родителей.
Упражнения для развития познавательных процессов
у детей с ОВЗ дома
Развитие зрительного восприятия
1) Научить очень быстро (за доли секунды) узнавать
показанные предметы или картинки.
2) Научить узнавать предметы, изображенные контуром,
наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на
части, заштрихованные.
4) Выделять в предмете существенные детали, части.
5) Синтезировать картинку из 5-ти неравных частей.
6) Формировать операции зрительного контроля (найти 2
одинаковые картинки, найти сходство и различие в двух
орнаментах), дорисовать предмет
Развитие тактильного восприятия
Из «чудесного мешочка» достать все гладкие предметы,
все плоские, все шероховатые. Достать пару. Узнать
предметы
Развитие слухового восприятия
1) Узнавать неречевые звуки, направление шума в
пространстве: сзади, справа, слева (где смяли лист
бумаги: над столом или под столом? В какой момент
солдатик пойдет не по столу, а по линейке?)
2) Развивать восприятие ритма (слушать изолированные
удары, к каждому удару подобрать соответствующую
карточку; узнавать серию акцентированных ударов
сильный, слабый).
3) воспроизвести ритмы
Развитие восприятия пространства
1) Упражнять в различении правой и левой сторон на
своем теле, на теле другого человека.
2) Ориентироваться в окружающем пространстве и на
листе бумаги.
3) Учить понимать предлоги места и направления.
4) Развивать восприятие времени: называть и определять
части суток, дни недели и времена года.
5) Развивать умение узнавать на картинках, называть
признаки времен года, уметь изобразить их на рисунке
Развитие внимания
1) Перечислять и описывать предметы, ряд которых
предъявляется для восприятия на 10–20 сек.
2) Корректурные задания.
3) «Лабиринты».
4) Подвижные игры на переключение внимания
Развитие памяти
1) Запоминать ряд предметов.
2) Запоминать ряд несвязанных между собой слов.
3) Учить описывать по памяти иллюстрации.
4) Учить запоминать порядок расположения картинок в
ряду.
5) Учить выполнять многоступенчатую инструкцию:
«Сначала положи кубики на полку, потом
возьми цветные карандаши и нарисуй домик».
6) Учить составлять по плану рассказы и пересказы по
картине.
7) Изменять план рассказа и пересказа.
8) Учить рисовать слова с помощью пиктограмм и
вспоминать через 20–30 минут.
9) Учить приему установления смысловых связей между
словами
Развитие конструирования
1) Учить строить по образцу.
2) Учить строить по графическому рисунку.
3) Учить зарисовать постройку
Развитие у ребенка умения удерживать инструкции
1) Подбирать доступные задания для ребенка.
2) Дать развернутый речевой план инструкции по
выполнению данного задания.
3) Повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок
начал ее выполнять.
4) По возможности исключить влияние посторонних
раздражителей
Развитие понимания скрытого смысла
1) Коллективно проводить разбор картин со скрытым
смыслом.
2) Шире использовать загадки, потешки на уроках и
дома.
3) Учить понимать серию картинок, связанных единым
сюжетом.
4) Придумывать начало и конец рассказа по серии
сюжетных картинок
Развитие обобщения
1) процесс обобщения производить на наглядном
материале с помощью взрослого.
2) осуществлять комплексное воздействие на процессы
обобщения, сравнения. Учить видеть признаки,
объединяющие те или иные явления, предметы, события.
3) осуществлять постепенное наращивание сложности
заданий.
4) Группировать (обобщать) по разным признакам: цвету,
величине, форме и т.д.; предметная классификация.
5) Исключать лишний предмет, пользуясь при
объяснении выбора обобщающими понятиями
Развитие мелкой моторики
1) Выполнять пальчиковую гимнастику; работать со
шнуровкой.
2) Учить штриховать в заданном направлении, с
заданным расстоянием между штрихами.
3) Учить обводить, раскрашивать, работать ножницами,
клеем и т. д.
4) Копировать графические образцы (фигуры, узоры).
5)Выкладывать фигуры из палочек, бумажных полосок,
фасоли, зерен.
6) Работать с мозаикой
Развитие воображения
1) Придумывать необычные способы применения
предметов.
2) Дорисовывать геометрические формы до какого-либо
изображения.
3) Придумать несколько вариантов окончания сказки,
рассказа.
4) Игры с тенью от предметов и пальцев рук
Работа по формированию не должна быть связана только с учебной
деятельностью, также помощь родителей должна заключаться в
психологической помощи ребенку, через воспитательные мероприятия.
Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь
организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться
воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как
ребенка со скрытыми возможностями