Просмотр содержимого документа
«Рефлексивная карта групповой работы «Пазлы»»
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Именно актуальность организации групповой работы в системе развивающего обучения определила тему нашего Круглого Стола.
Слайд 2.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Слайд 3.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд 4.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Слайд 5.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Слайд 6.
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Слайд 7.
Виды групповой работы.
Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Игра «Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Мозаичная группа или Пазлы.
Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
Слайд 8.
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
Слайд 9.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).
Слайд 10.
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Слайд 11.
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Слайд 12.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Слайд 13.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Слайд 14.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
Он может контролировать.
Организовывать.
Оценивать работу учеников.
Участвовать в работе группы.
Предлагать участникам разные варианты решений.
Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Слайд 15.
Принципы выбора заданий для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 16.
Правила совместной работы.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
На слайде показаны примерные правила совместной работы.
Слайд 17.
Критерии эффективности групповой работы. (Приложение 1)
Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.
Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами уроках по данным критериям.
Слайд 18.
Советы учителю.
В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Приложение
Приложение 1
Критерии эффективности групповой работы
Параметр 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока:
0 уровень (0 баллов): ГР была необходима, но не использовалась;
1 уровень (1 балл): ГР разворачивалась на одном из этапов урока, но использовалась неадекватно;
2 уровень (2 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и была адекватна цели урока;
3 уровень (3 балла): ГР разворачивалась на основном этапе урока и по ситуации на уроке.
0 уровень: цель для работы в группе либо не озвучивается, либо не понята учащимися;
1 уровень: цель работы объявляет учитель;
2 уровень: цель работы выдвигают учащиеся;
3 уровень: цель работы выдвигают учащиеся, учитель проверяет понимание и удержание целив ходе групповой работы.
Параметр 3. Содержание групповой работы (каждый показатель оценивается по 1 баллу):
учитель обучает ведению диалога, дискуссии в группе и между группами;
учитель обучает приёмам моделирования, схематизации группами своего решения;
обращается внимание на координацию действий в группе;
организуется групповая и межгрупповая коммуникация;
организуется работа по самокоррекции своих действий группами и индивидуально;
учитель работает с пониманием и непониманием учащихся, точно фиксируя все детские версии (нет искажения или подмены детских версий своим пониманием); работа идёт со всеми версиями детей, а не только с «верными».
Параметр 4. Организация рефлексии групповой работы:
0 уровень (0 баллов): на уроке отсутствует;
1 уровень (1 балл): учителем даётся оценка работы групп (результата и процесса) по готовым критериям;
2 уровень (2 балла): учащимисядаётся оценка работы группы (результата и процесса) по готовым критериям;
3 уровень (3 балла): оценку и рефлексию работы групп осуществляют учащиесяпо критериям, которые обсуждаются и дорабатываются.
Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
Работа по выполнению учебного задания.
Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.
В качестве примера представляем вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.
Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.
Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.
«Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.
Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).
Примерное ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Способы организации группового взаимодействия.
В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:
Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
Формы групповой работы.
Представляем вашему вниманию несколько примеров.
Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. (Приложение 1)
Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. (Приложение 1)
Ролевая игра. (Приложение 1)
Распределение учебного пространства при организации групповой работы.
Недостатки группового обучения:
Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
Рефлексия.
Работая в группе мне:
было легко и все понятно
возникали трудности, которые мы преодолевали
работать трудно, много непонятного
работа в группе была эффективной
каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.
Хотелось бы отметить, что применение групповых форм работы способствует формированию всех вышеперечисленных ключевых компетенций.
Только в сочетании с другими формами обучения, особенно индивидуальной, групповая форма организации работы дает положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов определяется учителем в зависимости от:
Решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.
Учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности.
Специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей.
Стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Практическая часть мастер-класса.
Упражнение – энергизатор «Волки и зайцы». (Приложение 2)
Распределение по группам. Работа в группе «Выработка правил работы в группе» (мозговой штурм).
Работа со сказкой «Найди речку» и со стихами (выявляем ошибки при работе в группе). (Приложение 3) После прочтения сказки группам предлагается ответить на несколько вопросов, но ошибка заключается в том, что заранее не была поставлена цель и не оговорены вопросы. Стихотворение показать на 2 минуты, после чего каждая группа должна его устно рассказать. Справится хорошо та группа, в которой обязанности были распределены между участниками.
Рефлексия.
Приложение 2
СПИСОК УПРАЖНЕНИЙ - ЭНЕРГИЗАТОРОВ.
1. “Мяч”
Все встают в круг. Кто-нибудь берет в руки мяч и кидает его любому из участников группы, называя при этом имя тому, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, или тот, кто не поймал мяч, называет все имена участников по кругу, начиная с себя.
2. “Передай апельсин”
Встать в круг. Участники должны передать друг другу какую-нибудь круглую вещь: мяч, апельсин, круглую игрушку и т.п. При этом, нельзя помогать руками, “мяч” передается подбородком или плечами. Если “мяч” падает, все начинается сначала (как вариант можно продолжать передавать дальше, но только надо повторить еще один круг).
3. “Скажи комплимент”
В кругу каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит за это и говорит комплимент своему соседу и т.д.
4. “Восковая палочка”
Игра на доверие и поддержку друг друга. Все встают в круг плотно друг к другу. Один выходит в центр круга. Члены группы ставят руки перед собой и покачивая участника в центре из стороны в сторону, поддерживая его, не давая упасть. Эту процедуру проходят все по очереди. Потом каждый оценивает свое доверие по пятибальной системе.
5. “Гомеостат”
Эта игра предназначена для проверки групповой совместимости. Вся группа собирается в круг. По команде ведущего все участники выбрасывают пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку, после выбрасывания пальцев, фиксируют их на какое-то время. Ведущий считает: “Раз, два, три” и вся группа снова выбрасывает пальцы.
6. “Коленки”
Сесть в круг. Каждый участник кладет руки на колени своих соседей слева и справа. Тот, с кого начинается игра, хлопает своего соседа справа по коленке. Сосед должен мгновенно среагировать, хлопнуть по коленке первого игрока, а затем быстро хлопнуть следующего игрока справа, как бы передавая эстафету. Тот, в свою очередь, должен передать хлопок дальше, предварительно хлопнув по колену того кто ему передал хлопок.
7. “Электрический ток”
Встаньте плотно в круг и возьмитесь последовательно за руки друг друга. Выберите ведущего. Ведущий стоит в центре круга и наблюдает за ходом игры. Первый игрок сжимает руку соседа справа, тот передает импульс пожатий следующему игроку, и так по цепочке. По сигналу “Стоп” игра останавливается и ведущий должен угадать на ком остановилось пожатие. Если он не угадывает, то ведущий остается прежним. Если удается угадать, то ведущий меняется (тот кого угадали).
8. “Пары”
Разбейтесь на пары и возьмите на каждую пару по одному листку бумаги (фломастер или незаточенный карандаш). Встаньте лицом друг к другу. Соприкасаясь с партнером верхней частью лба, вам надо в произвольном направлении под музыку двигаться по помещению, оставаться без движения на месте нельзя. В месте соприкосновения у вас должен быть лист бумаги (карандаш, фломастер) и важно его не уронить при движении без помощи рук. Пусть руки будут заведены за спину. Разговаривать нельзя. Вы должны найти каналы интуитивного понимания друг друга. Если лист бумаги падает, то пара замирает в том положении, в котором их застал этот момент.
9.“Уличное знакомство”
Разбейтесь на пары. Задание одного из участников пары - познакомиться со вторым. При этом мы считаем, что второй партнер совершенно незнакомый ему человек. Первый должен проявить максимум усилий, обаяния и находчивости. Его цель - познакомиться. Цель считается достигнутой, если он узнает имя и номер телефона. Второй партнер наоборот старается уйти от знакомства, но при этом сохраняет органичность образа (постараться приблизить эту ситуацию к жизненной). Необходимо заранее обговорить место их встречи и цель, побудившую одного из них к знакомству.
10. “Каждый кто”
Участники сидят в кругу. В центре - ведущий. Он говорит: “Каждый кто... (носит очки, одет в джинсы и т.п.) - поменяйтесь местами”. Те кого назвали (у них есть этот признак) быстро встают и стремятся занять свободные стулья. Кто не успел занять место, тот становится ведущим.
11. “Изменение внешности”
Группа делится на пары. По команде ведущего поворачиваются друг к другу спиной и меняют какие-то три вещи в своей внешности. Затем пары вновь поворачиваются лицом друг к другу и стараются найти изменения. Потом ведущий предлагает участникам изменить до 20 деталей в своей внешности.
12. “Разожми кулак”
Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (ломать руки и пальцы не надо). После окончания упражнения ведущий выясняет применялись ли несиловые методы (просьба, уговоры, хитрости и т.п.).
13. “Камень-ножницы-бумага”
Сжатый кулак означает “камень”, вытянутые и разведенныев стороны в виде буквы V указательный и средний пальцы - “ножницы”, ладонь - бумага. Игроки хором считают “Раз-два-три” и на счет три показывают один из знаков. “Камень” может затупить “ножницы”, “ножницы” разрезать “бумагу”, а “бумага” - завернуть “камень”. Как правило игра проводится в парах и поэтому в ней оказывается “победитель” и “побежденный”. Цель - показать один и тот же знак.
14. “Третий лишний”
В центре в кружок ставятся стулья спинками внутрь круга. Стульев должно быть меньше, чем участников. По команде ведущего участники начинают ходить по кругу, по хлопку все садятся. Тот, кому не досталось места, становится ведущим. Игра продолжается.
15. “Колпак”
Ведущий предлагает группе запомнить и хором повторить слова:
“Колпак ты мой колпак, колпак мой треугольный,
а если не треугольный, это не мой колпак”.
После того как группа хором повторила слова, ведущий предлагает повторить еще раз, заменяя слово “колпак” прикосновением к голове. В следующий повтор жестами изображается не только это слово, но и “мой” прикосновением к груди. Затем также вводятся жесты вместо слов “три” показ 3-х пальцев и “угольный” - угол, образованный ладонями рук. Все остальные слова кроме жестов произносятся по-прежнему хором.
16. “Прорвись в круг”
Группа образует круг, взявшись за руки и плотно сдвинувшись. Один из участников (тот, который почему-либо оказался в ходе занятий в изоляции или наоборот лидер) остается за кругом и пытается прорваться в круг. Если ему это удается, группа приветствует его аплодисментами, если нет, то после нескольких попыток группа сама пропускает его в круг и тоже приветствует.
17. “Ассоциация”
Ведущий выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из участников. Ведущий должен отгадать кто это. Ведущий может задавать вопросы типа: “С каким животным (предметом, настроением, музыкой, цветом и т.п.) ассоциируется у тебя этот человек?” или “Какой предмет (животное, цвет и т.д.) он тебе напоминает?” Когда ведущий отгадает, ведущим становится тот, кого загадывали. В качестве варианта могут использоваться “ассоциации по кругу” - по очереди члены группы сообщают с каким животным (цветом, растениями и т.д.) у него ассоциируется этот человек.
18. “Колечко”
Все участники складывают руки ладонями. Ведущий, также сложив руки, держит между ладонями какой-то маленький предмет. Ведущий проходит по кругу от одного участника к другому, при этом проводит своими руками между ладонями каждого из участников. Незаметно он опускает предмет кому-то в ладони. Обойдя весь круг, ведущий говорит: “Колечко, колечко, выйди на крылечко”. Тот у кого оказался предмет должен выбежать в центр круга, а соседи должны попытаться его задержать. Если участнику удается выскочить, он становится ведущим.
19. “Разговор через стекла”
Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без помощи слов пригласить в кино партнеров, вторые - выяснить другой какой-то вопрос (лучше дать задание заранее, но при этом они не знают, что они должны передать друг другу). Участники пытаются договориться друг с другом. Они ведут себя так, как-будто между ними толстое стекло.
20. “Шарады”
Группа разбивается на две части. Первая подгруппа изображает по одному слову какую-то фразу, стихотворную строчку и т.п. Вторая подгруппа отгадывает. Затем наоборот. Для детей лучше фразу, слово приготовить заранее и написать на карточке.
21. “Путаница”
Группа разбивается на 7-10 человек. Ведущий МИГа отходит в сторону, а МИГ “запутывается”, затем ведущий “распутывает” свой МИГ. При этом нельзя разрывать пожатие рук. Побеждает тот ведущий, который вперед успеет “распутать” свою группу.
22. “Передать дальше”
Группа встает в круг. Ведущий слегка прикасается к руке стоящего слева, он передает прикосновение дальше. Прикосновение должно вернуться назад к ведущему. Затем он передает прикосновение и влево и вправо, причем он может через несколько секунд передать следующее. Важно, чтобы прикосновение не потерялось. То же самое упражнение можно выполнять держась за руки.
23. “Передай быстрее”
Группа по кругу быстро передает какой-то предмет. Упражнение проводится под музыку или под ровный счет ведущего. Тот у кого предмет оказывается во время внезапной остановки музыки (или на счет 10) становится ведущим.
24. “Ручеек”
Группа становится парами друг за другом, подняв сцепленные руки вверх. Ведущий пробегает под сцепленными руками, берет за руку кого-то из участников и ведет его за собой. Они образуют новую пару и становятся последними. Оставшийся без пары участник становится ведущим и сам бежит вперед и затем пробегает под сцепленными руками всех пар, забирая с собой кого-то, образуя новую пару. И так далее. Игра проводится в темпе.
25. “Море волнуется”
Ведущий говорит: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ... на месте замри”. Вместо многоточия от может назвать любую эмоцию, чувства, предмет, действие, отношение между людьми и т.п. Можно предварительно группе разбиться на пары, при этом участники по команде ведущего будут изображать какие-то отношения между людьми.
26. “Цепочка”
Ведущий берет первого участника за руку и начинает двигаться по комнате. Остальная группа, держась за руки, идет за ним. Ведущий может ходить зигзагами, проходить под руками остальных участников, группа повторяет все движения ведущего. В заключении ведущий может закрутить всю группу в спираль (так называемые “групповые объятия”). Этим упражнением можно завершить любое занятие.
27. “Доверие в парах”
Упражнение выполняется в парах. Один изображает “слепого”. Он закрывает глаза, стараясь не подсматривать. Глаза можно завязать. Другой берет “слепого” за руку, водит по комнате, следит за его безопасностью, подводит к разным предметам, предлагая “слепому” ощупать их и познакомиться с ними. Затем участники меняются ролями. Очень важно после выполнения упражнения дать возможность участникам поделиться своими переживаниями насколько легко они могли поверить друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.
28. “Розовый крокодил”
Ведущий выходит, а остальные участники моделируют какой-либо сюжет, эмоциональное состояние, животное и т.п. Затем ведущий заходит и отгадывает что это. Это упражнение можно выполнять следующим образом: группа разделяется на малые группы и каждой дается задание смоделировать свою ситуацию, эмоциональное состояние, животное и т.п. Затем все группы по очереди показывают что у них получилось, остальные отгадывают.
29. “Горная тропа”
Группа выстраивается, изображая “горную тропу”. Ведущий должен пройти вдоль этой “тропы”, не упав в “пропасть”. Край “тропы” лучше начертить мелом на полу, а участники группы могут усложнить задачу для проходящего “тропу”, строя сложные для прохождения скульптуры.
30. “Упражнения на расслабление”
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и представить себя в виде очень холодного “мороженого”, затем “мороженое” начинает таять. Можно использовать следующие образы: “наглые развалившиеся макароны”; идем против ветра; по льду; по глубокому снегу; по сыпучему песку; по горячему асфальту; по клею.
31. “Попробуй отгадай”
Разделить группу на малые подгруппы по 5-7 человек. Задание: представить свою подгруппу в виде чего-то движущегося (например, “Тройка лошадей”, “Змей-Горыныч”, “Осминог” и т.п.). Остальные должны угадать кто или что это.
32. “Работа в парах”
Один изображает какое-нибудь эмоциональное состояние (лучше дать задание заранее). Его партнер должен без слов изменить его состояние. Затем они меняются ролями. Лучше, если менять будут негативное состояние на позитивное.
33. “Давай пообщаемся”
Работа в парах. Партнеры садятся друг к другу спинами. Задание: договориться о чем-нибудь друг с другом в таком положении. Затем садятся против друг друга. Надо поговорить в парах, при этом глаза у них должны быть закрыты. Затем с закрытыми глазами невербально поздороваться; побороться; потанцевать; попрощаться.
34. “Фруктовый салат”
Группа садится в круг на стулья. Ведущий разбивает группу по названию фруктов (например, яблоко, груша, лимон, виноград, апельсин). Ведущий выкрикивает какой-нибудь фрукт, играющие имеющие такое название должны поменяться местами, ведущий пытается занять любое их место. Оставшийся без места человек становится ведущим. Он может назвать другой фрукт, или два фрукта одновременно, или крикнуть “Фруктовый салат”, тогда вся группа меняется местами, а ведущий пытается занять чужое место. Садиться на свое место нельзя.
35. “Паутина взаимоотношений”
Группа становиться в круг. Ведущий в руках держит клубок вязальных ниток, который бросает одному из игроков, которого предварительно называет по имени и говорит какое-то пожелание. У ведущего в руках остается конец нитки. Получивший клубок ниток, отматывает немного ниток из клубка и бросает клубок следующему играющему, которого называет по имени и говоря ему пожелание. Это повторяется до тех пор, пока у всех играющих в руках не будет нитка из клубка. Затем нитка сматывается в обратном порядке со словами благодарности.
Приложение 4
Коэффициент индивидуального участия ученика в группе
Применение рейтинговой системы к оценке знаний учеников на уроке может помочь в преодолении некоторых недостатков групповой работы, в том числе сложности расчёта такого сложно корректируемого показателя, как вклад каждого из членов группы в общий результат и оценки этого вклада. Одним из приёмов, хорошо работающих в системе накопительного рейтинга, является расчёт коэффициента индивидуального участия. Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат.
Поясним на примере. Допустим, ученикам предстоит выполнить на спецкурсе сложное большое групповое задание, максимальный балл за которое равен 8 (накопительный рейтинг, полностью свободный от привязки к стандартной четырёхбалльной системе, в котором баллы определяются исключительно сложностью задания; особенно хорошо работает на факультативах и спецкурсах). Для выполнения работы первые по рейтингу ученики набирают по очереди из остальных одноклассников группы и приступают к выполнению задания.
За несколько минут до окончания занятия после сдачи групповых работ ученики рассаживаются по своим обычным местам. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат и сдают учителю. Например, это может выглядеть так:
По всем ответам составляется примерно такая таблица:
ФИО
ученика
Количество баллов, выставленное ему:
Сумма, %
Средний % (: 5)
КИУ
Мартынов
Решетников
Михайлова
Кладченко
Мартынов
20
30
30
30
130
26
1,04
Решетников
35
30
35
25
160
32
1,28
Михайлова
25
20
20
20
110
22
0,88
Кладченко
20
20
15
25
100
20
0,80
Пояснения: 1.Цветом выделены проценты, приведенные в примере выше.
2.Сумма складывается из мнения руководителя группы (того ученика, который её набирал), умноженного на 2, и суммы мнений остальных членов группы.
3.Поэтому при подсчете среднего сумма делится не на 4 (количество учеников), а на 5 (количество мнений); для группы из n учеников сумма делится на (n + 1);
4.Коэффициент индивидуального участия рассчитывается по формуле:
для четырех учеников в знаменателе 25 %.
Теперь можно справедливо оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных, см. выше), то «чистые» баллы, которые получат ученики за эту работу, получаются путём перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент:
(Для преподавателя, обращающего внимание на отношения в классном коллективе, выставленные учениками себе и другим членам группы баллы могут рассказать многое).
Работая в группе:
Мне было легко и все понятно
У меня возникали трудности, которые мы преодолевали
Работать мне было трудно, много непонятного
работа в группе для меня была эффективной
каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.