Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников
Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников
Данная статья содержит сведения о технологии развития критического мышления как средства мыслительной деятельности младших школьников. Статья помогает раскрыть сушность технологии развития критического мышления, приёмы работы с младшими школьниками по данной технологии.///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников»
Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Меня заинтересовала данная технология, так как она позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
В межаттестационный период я ставила перед собой цель – повышение образовательного результата путем создания условий для развития активной мыслительной и самостоятельной познавательной деятельности младших школьников, что определило выбор самообразовательной темы: «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности младших школьников».
Ставила перед собой следующие задачи:
- освоить применение технологии критического мышления и других перспективных педагогических технологий с целью формирования у учащихся комплекса умений и навыков, необходимых для подготовки к жизни в современном образовательном пространстве;
- выстроить в качестве системы методические приемы организации самостоятельной и самообразовательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;
- разработать пути эффективного использования на уроке и во внеурочное время
медиаобразовательного потенциала.
Остановлюсь подробнее на особенностях ТРКМ.
Она возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы и методические приемы . Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи ТРКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках ТРКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения ТРКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Я остановлюсь на некоторых приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Корзина идей - это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. (Приложение№)
Кластер – данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Части речи» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: в центре будет «Части речи» ( это главное в теме), вокруг – названия частей речи, дальше - признаки: постоянные и непостоянные, (некоторые из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается. (Приложение № )
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Инсерт -в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. (Приложение№)
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
« – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таблица тонких и толстых вопросов– этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. Кто? Что?Когда?Как звать ...?Было ли ...?
«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? (Приложение№ )
На уроках придаю большое значение этапу рефлексии. На данной стадии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:
• плюс, минус, интеесно
• музыкальная концовка
пейзаж
Синквейн – в переводе с французского означает «пять».Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). (Приложение №)
Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы.
С целью реализации системно-деятельностного подхода к обучению освоила и частично сама разработала методические приемы организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при подготовке к нему, инструментарий для учащихся по работе с информационным материалом, его правильному отбору, (см. папку). Применению в разных видах и формах, приемы само- и взаимооценки: лист самооценки, лестница успеха, мишень самооценки, волшебные линеечки, портфолио учащихся
Освоила и применяю разные виды мониторинга по диагностированию уровня сформированности мыслительной деятельности младших школьников.
Для оценивания результативности были подобраны соответствующие методики.
Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбицявичене Э.Ф. , которая позволила изучить:
o умение исключать лишнее;
o словесно – логическое мышление;
o умение обобщать;
o умение анализировать.
Результаты следующие: количество детей с низким уровнем уменьшилось с 9 до 5%, а с высоким уровнем увеличилось с 53 до 65 % (см. папку портфолио)
Также мною было проведено исследование, определяющее быстроту и гибкость мышления, умение проводить аналогии. По результатам видно, что во 2 классе 100% учащихся имели низкий уровень быстроты мышления, а к 4 классу с низким уровнем осталось только 20 %, средним – 60%, высоким 20%. (см. папку портфолио)
При определении гибкости мышления мы видим значительное снижение в низком уровне с20 до 2 %, и скачок в высоком уровне с 4 до 35 %. (см. папку портфолио)
Еще один показатель, который был исследован это умение проводить аналогии. Результаты следующие: за счет постепенного уменьшения количества детей с низким и средним уровнем, произошло увеличение количества детей с высоким уровнем с 71 до 80 %. (см. папку портфолио)
Результаты исследования показывают, что использование технологии развития критического мышления:
* развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
* формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
Формированию критического мышления, самообразовательных навыков способствует метод учебного проектирования и учебного исследования, который активно применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Вместе с детьми составили и применяем алгоритм выполнения проекта, постепенно усложняем и расширяем требования к нему. Мои ученики владеют навыком выполнения коллективного и индивидуального проекта к уроку, умеют провести его саморецензирование, критически оценить и внести коррективы; ежегодно работы моих учеников по тематике здоровьесбережения представляются на школьную научно – практическую конференцию и муниципальный этап защиты исследовательских проектов. В 2011 году на муниципальном этапе защиты исследовательских проектов и на защите информационных проектов в рамках ГМО учителей начальных классов наша работа «Школьный портфель. Плюсы и минусы» заняла 1 место. Отправив эту работу на всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия» мы получили диплом лауреата.
Применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе открыло для меня возможности повышения плотности урока, его иллюстративно – наглядного обеспечения на новом уровне, а также применение дидактического материала на электронных носителях на разных этапах урока. Мною создан банк электронного образовательного ресурса, в который включила лицензированные обучающие программы, мои собственные разработки, в том числе слайдовые презентации, видеоролики и другой материал.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.