kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит сведения о технологии развития критического мышления как средства мыслительной деятельности младших школьников. Статья помогает раскрыть сушность технологии развития критического мышления, приёмы работы с младшими школьниками по данной технологии.///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников»

Развитие критического мышления как средство мыслительной деятельности младших школьников


Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

    Меня заинтересовала данная технология, так как она позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

В межаттестационный период я ставила перед собой цель – повышение образовательного результата путем создания условий для развития активной мыслительной и самостоятельной познавательной деятельности младших школьников, что определило выбор самообразовательной темы: «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности младших школьников».

Ставила перед собой следующие задачи:

- освоить применение технологии критического мышления и других перспективных педагогических технологий с целью формирования у учащихся комплекса умений и навыков, необходимых для подготовки к жизни в современном образовательном пространстве;

- выстроить в качестве системы методические приемы организации самостоятельной и самообразовательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;

- разработать пути эффективного использования на уроке и во внеурочное время

медиаобразовательного потенциала.

Остановлюсь подробнее на особенностях ТРКМ.

Она возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы и методические приемы . Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи ТРКМ звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

  • Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках ТРКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения ТРКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

        Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Я остановлюсь на некоторых приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Корзина идей - это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. (Приложение№)

Кластер – данный прием предполагает  выделение смысловых   единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Части речи» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить следующий кластер: в центре будет «Части речи» ( это главное в теме), вокруг – названия частей речи, дальше - признаки: постоянные и непостоянные, (некоторые  из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается. (Приложение № )

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Инсерт -в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. (Приложение№)

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. Кто? Что?Когда?Как звать ...?Было ли ...?

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? (Приложение№ )

На уроках придаю большое значение этапу рефлексии. На данной стадии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

• плюс, минус, интеесно

• музыкальная концовка

  • пейзаж

 Синквейн в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). (Приложение №)

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы.

С целью реализации системно-деятельностного подхода к обучению освоила и частично сама разработала методические приемы организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при подготовке к нему, инструментарий для учащихся по работе с информационным материалом, его правильному отбору, (см. папку). Применению в разных видах и формах, приемы само- и взаимооценки: лист самооценки, лестница успеха, мишень самооценки, волшебные линеечки, портфолио учащихся

Освоила и применяю разные виды мониторинга по диагностированию уровня сформированности мыслительной деятельности младших школьников.

Для оценивания результативности были подобраны соответствующие методики.

Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбицявичене Э.Ф. , которая позволила изучить:

o умение исключать лишнее;

o словесно – логическое мышление;

o умение обобщать;

o умение анализировать.

Результаты следующие: количество детей с низким уровнем уменьшилось с 9 до 5%, а с высоким уровнем увеличилось с 53 до 65 % (см. папку портфолио)

Также мною было проведено исследование, определяющее быстроту и гибкость мышления, умение проводить аналогии. По результатам видно, что во 2 классе 100% учащихся имели низкий уровень быстроты мышления, а к 4 классу с низким уровнем осталось только 20 %, средним – 60%, высоким 20%. (см. папку портфолио)

При определении гибкости мышления мы видим значительное снижение в низком уровне с20 до 2 %, и скачок в высоком уровне с 4 до 35 %. (см. папку портфолио)

Еще один показатель, который был исследован это умение проводить аналогии. Результаты следующие: за счет постепенного уменьшения количества детей с низким и средним уровнем, произошло увеличение количества детей с высоким уровнем с 71 до 80 %. (см. папку портфолио)

Результаты исследования показывают, что использование технологии развития критического мышления:

* развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

* формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии способствуют:

* лучшему запоминанию изученного материала;

* активизируют деятельность учащихся на уроке;

* формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Формированию критического мышления, самообразовательных навыков способствует метод учебного проектирования и учебного исследования, который активно применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Вместе с детьми составили и применяем алгоритм выполнения проекта, постепенно усложняем и расширяем требования к нему. Мои ученики владеют навыком выполнения коллективного и индивидуального проекта к уроку, умеют провести его саморецензирование, критически оценить и внести коррективы; ежегодно работы моих учеников по тематике здоровьесбережения представляются на школьную научно – практическую конференцию и муниципальный этап защиты исследовательских проектов. В 2011 году на муниципальном этапе защиты исследовательских проектов и на защите информационных проектов в рамках ГМО учителей начальных классов наша работа «Школьный портфель. Плюсы и минусы» заняла 1 место. Отправив эту работу на всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия» мы получили диплом лауреата.

Применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе открыло для меня возможности повышения плотности урока, его иллюстративно – наглядного обеспечения на новом уровне, а также применение дидактического материала на электронных носителях на разных этапах урока. Мною создан банк электронного образовательного ресурса, в который включила лицензированные обучающие программы, мои собственные разработки, в том числе слайдовые презентации, видеоролики и другой материал.

Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией,  методами организации учения самообразования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корнейчук Светлана Анатольевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Доклад "Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(144) "doklad-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-dlia-formirovaniia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "300551"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456752001"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Использование технологии развития критического мышления чтения и письма как средство развития познавательной активности младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_tiekhnologhii_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_chtieniia_i_p"
    ["file_id"] => string(6) "427512"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1504781198"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства