Развитие функциональной грамоты школьников через курс "Самопознание"
Развитие функциональной грамоты школьников через курс "Самопознание"
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамоты школьников через курс "Самопознание"»
Учитель самопознания в начальных классах
Матей Ольга Николаевна
ГУ «Карабидайская основная
общеобразовательная школа»
Щербактинского района
Павлодарская область
Республика Казахстан
Развитие функциональной грамотности
школьников через курс «Самопознание»
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Предмет «Самопознание», успешно реализует задачи формирования функциональной грамотности личности.
Функциональная грамотность – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для дальнейшей жизни.
Существует подход к пониманию функциональной грамотности, включающий следующие аспекты:
* воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;
*личностно-профессиональную подготовленность;
* профессионально-техническую подготовленность.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках самопознания возможно через решение трех основных задач:
1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности.
2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально-значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях .
Отсюда определяются следующие основные признаки функциональной грамотности:
*способность к коммуникативной деятельности;
готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности;
готовность к повышению уровня образованности.
Основываясь на постановление Правительства РК «Об утверждении национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016годы в зависимости от видов деятельности, функциональная грамотность формируется вне и во время процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в н школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной и практической деятельности.
Предмет «Самопознание» призван способствовать воспитанию у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, независимости суждений, способности к самосовершенствованию.
На своих уроках я стараюсь вести откровенный диалог с детьми и учу общению друг с другом, воплощая духовно-нравственные ценности. В этом мне помогают социально-ролевые игры: « Мой дом», « Я человек» и тренинги: «Как сказать родителям о плохой оценке» и другие. По-моему мнению при их использовании происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу. Это реально выполнить на каждом предмете, на любом этапе урока. Интересно проходят уроки, внеклассные занятия, казалось бы специфичные для предмета самопознания:
*Урок – размышление
*урок-дискуссия,
*театрализованный урок,
*урок-конкурс,
*урок-концерт
*урок-игра
Эти уроки позволяют приобрести знания для использования в дальнейшей жизни.
В процессе формирования функциональной грамотности личности ребенок рассматривается, как субъект образовательного процесса. В своей работе придерживаюсь взаимоотношений «Учитель - ученик». В результате этого формируются осознанные умения и навыки. Строю работу так, чтобы каждый ученик мог делать самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.
Взаимоотношения «Учитель-ученик» ставит перед собой конкретные задачи:
Учитель
Ученик
Создает условия для развития личности, их самосовершенствования.
Осознаёт, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит.
Создает учебную среду для учебной деятельности учащихся, поддерживает воспитанников в решении учебной проблемы.
Понимает свои психологические качества личности, иметь представление о своей личности.
Стремится к созданию субъектно-объективных отношений, к равноправному партнерству.
Учится обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать проблемы.
Помогает приобрести учащимся необходимые компетенции и жизненные навыки.
Приобретает способность к самостоятельному мышлению, сопоставлению, рассуждению и анализу для достижения успехов в учебе и решению проблем.
Учит работать с электронными учебниками, вести портфолио своих достижений, календарь, дневник.
Работает с информационными технологиями.
Для успешности реализации поставленных задач, необходимо применять технологии развивающего обучения такие как:
1. Проблемно – диалогические (умение самостоятельно осуществлять деятельность учения)
2. Технология проектной деятельности (формирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных умений)
3. ИКТ (информационные технологии)
Используя данные технологии, учитель развивает у ученика:
- логическую грамотность (умение высказать своё мнение)
- диалог (формирует диалоговую речь учащихся)
- компьютерную грамотность (использовать персональный компьютер в своих целях- оплачивать счета, узнавать погоду, пользоваться навигатором и т.д)
- проектную деятельность. ( учит вести хозяйство, быт и другое )
Следует отметить, что главная задача учителя при организации деятельности учащихся заключается в создании у детей положительной мотивации, побуждение их к поиску. Учитель должен обязательно увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка. При условии успешности решения выше изложенных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности т.е. формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.