Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики на уроках труда у детей ТНР.»
Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика.
В системе обучения ручной труд занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, пробуждать их к творчеству, самовыражению.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. А также установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Даже простейшая ручная работа требует постоянного внимания и заставляет ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Трудно переоценить значение ручного труда во всестороннем развитии ребёнка. А главное, в развитии его моторики. Одна из важных задач уроков труда — развивать ручную умелость через разнообразные движения и упражнения.
Творческие и конструкторские задания должны требовать от учащихся не любых, а совершенно определённых действий, направленных на развитие моторики.
Важным фактором является микроклимат на уроке. Занятие должно быть проникнуто в большей степени духом творчества, чувством коллективизма и взаимопомощи. Индивидуальные проявления конструктивно-творческих подходов к работе я стараюсь всячески развивать и поощрять.
Проводя занятия, я стремлюсь к тому, чтобы дети чувствовали себя непринуждённо, работали спокойно и с увлечением. А создание такой атмосферы на уроке возможно лишь в том случае, если учитель сам является участником урока.
Также плодотворно влияет такой метод, когда ученикам предлагается несколько поделок, а они сами выбирают, какую делать.
Этот метод помогает научить ребёнка делать анализ. Также этот метод способствует развитию речи, обогащению словарного запаса.
Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой.
Определяя содержание работы, необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся, способности психофизического развития, их интересы. Дифференцированный подход к учащимся в процессе трудовой деятельности осуществляется прежде всего в тщательном подборе трудовых заданий для каждого ученика. Задания должны быть посильны. Индивидуальная работа с отдельными учениками должна быть в центре внимания. Надо иметь в виду, что быстрая утомляемость детей требует в определённый момент смены вида деятельности. Поэтому в содержание занятий должно входить несколько видов работы.
Некоторые виды работы на уроках труда:
Работа с природным материалом.
Работа с природным материалом даёт возможность развить у детей интерес к предметам, которые раньше не задерживали на себе их внимание; способствует развитию творческого воображения, художественного вкуса, образного мышления.
Аппликация из бумаги.
Этот вид работы тесно связан с занятиями ИЗО и в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Ценность этого вида работ в коррекционно-воспитательном значении. Аппликационные работы рекомендуется проводить с детьми, имеющими различные расстройства в области моторно-двигательной сферы. Так, в процессе выполнения этой работы дети производят множество мелких и точных движений пальцами рук.
Лепка.
Лепка способствует укреплению кистей и пальцев рук, координирует движения и в значительной степени способствует выработке дви-гательно-графических навыков. Занятия лепкой в младших классах можно использовать для закрепления и уточнения арифметических понятий.
В определённой степени лепка развивает пространственное мышление и воображение учащихся.
Развивающий потенциал занятий по трудовому обучению значительно повышается, если учитель уделяет внимание воспитанию у детей стремления к активной трудовой деятельности.