Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления посредством решения головоломок с коврографом «Ларчик» Воскобовича.»
Развитие логического мышления посредством решения головоломок с коврографом «Ларчик» Воскобовича.
Крохалева Полина Михайловна – учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 8@ г. Пермь
«Мозг хорошо устроенный стоит
больше, чем мозг хорошо наполненный»
М. Монтень
В современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Следовательно, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Именно в игре ребенок учится таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Логическое мышление формируется в течение всего дошкольного возраста и продолжается в начальной школе. Это более сложный вид мышления, требующий операций со схемами в уме, а играя с ребенком, можно ускорить процесс формирования интеллектуального развития.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». [1.33]
Не все игры и игрушки дают необходимую интеллектуальную нагрузку. Строительные материалы, пазлы, кубики, лото, конструкторы, служат детям дольше, чем другие игрушки, не надоедают им, только потому, что обладают большим разнообразием возможных комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения. А значит, нужны игры нового типа. Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Развитие логики зависит от создания условий, стимулирующей его практическую, игровую и познавательную деятельность. Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются игры-головоломки, развивающие игры Воскобовича, применяемые нами во внеурочной деятельности.
Головоломки со спичками — это великолепное развлечение, формирующее логическое и образное мышление, развивающее также мелкую моторику рук, повышающее внимательность и усидчивость младшего школьника.
Логические задачи со спичками – это увлекательная игра для детей практически всех возрастных групп, но особенно придется по душе детям младшего школьного возраста и подросткам.
У логических задач со спичками масса достоинств:
1)реквизит для таких игр можно изготовить из любых подручных средств, если под руками не окажется спичек. Это и травинки, и палочки, и веточки, счетные палочки и т.д. и т.п.
2) Эти игры хороши в любой обстановке, начиная от походной, заканчивая обычной домашней
3) Играя в эти игры, дети развивают свою логику, память, смекалку, воображение, конструкторские навыки и образное мышление.
Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.
Но игры со спичками - это больше индивидуальный и групповой метод работы. Поэтому возникают сложности фронтальной работы с классом. В организации фронтальной работы при решении головоломок со спичками может помочь коврограф «Ларчик» В. Воскобовича.
Игры Воскобовича– неповторимый комплекс разноплановых пособий для игр, которые помогают ребёнку освоить основные навыки и знания при помощи игрового процесса. Основное преимущество этого игрового материала – многофункциональность.
Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета» , «Буквы и цифры» и оригинальные элементы : зажимы , кармашки ,..
Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
Разноцветные веревочки .
Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов.
1.Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком.
2.Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
3.Веревочки разделяются на части, при этом мерой длины служит клетка коврографа. Первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток…
4.Длинные и короткие - разложи карандаши по коробочкам.
5. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.
6. Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).
7.Отношения по величине. (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)
8. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала?)
9. Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх… Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка (перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь). [8.2]
Мерные веревочки.
Головоломки с мерными веревочками, полученными от цветных веревочек, разделив их по длине клеточки коврографа. Разделив цветные веревочки на мерные веревочки, головомки со спичками мы смогли перенести на коврограф . Тем самым мы получили возможность для фронтальной работы с классом при решении логических задач-головоломок со спичками.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Именно в игре ребенок учится таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
Игры со спичками являются одной из форм развития самостоятельности логического мышления учащихся младших классов.
Использование логических игр со спичками (мерными веревочками) в фронтальной работе с классом на уроках математики и о внеурочной работе возможно с помощью коврографа Воскобовича.
В ходе нашей работы с развивающими играми Воскобовича мы поняли, что нельзя превращать жизнь детей в бесконечную гонку с препятствиями, ведь играя, дети не только развиваются, но и делают свою жизнь интереснее. В игре формируется внутренняя мотивация к обучению, они более дисциплинированны, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать своё мнение и рассуждать, кроме того вырабатывается привычка к самостоятельной работе.
Список использованной литературы.
Закон РФ «Об образовании».
Синицына Е.И. Умные занятия и игры М.: Лист, Вече, 2002 – 192 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев: Радяньскка школа, 1974 – 288с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль «Академия развития», 1995 – 240 с.
Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль «Академия развития», 2001 – 240 с.