kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие активной самостоятельной познавательной деятельности младших школьноков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава1.Теоретическая обоснованность проблемы.
1.1.Понятия « самоконтроль» и «контроль». Определения. Функции. Виды. Приемы

1.2Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников

1.3 Приемы самоконтроля и самооценки на уроках русского языка

1.4 Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики 

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики

Заключение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие активной самостоятельной познавательной деятельности младших школьноков.»

Развитие активной самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.







Введение





Глава1.Теоретическая обоснованность проблемы.
1.1.Понятия « самоконтроль» и «контроль». Определения. Функции. Виды. Приемы



1.2Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников



1.3 Приемы самоконтроля и самооценки на уроках русского языка

1.4 Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики 



ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики



Заключение





Список литературы













Введение

Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Начало школьного обучения и воспитания ребёнка является переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в её организации,в новых обязанностях ребёнка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание- с приходом в школу ребёнок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания-науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощённой в них человеческой деятельности.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его "хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. 
Цель работы: выявление условий для успешной организации контроля и самоконтроля.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность младшего школьника.

Предметом исследования :контроль и самоконтроль знаний и умений.

Исходя их объекта, предмета и цели исследования вытекают следующие задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

2) определить содержание базовых понятий работы (контроль, самоконтроль, оценка, проверка, формы контроля) в доступных педагогических трудах;

3) разработать и апробировать комплекс уроков математике, в ходе которых выработать умение контролировать свою деятельность у младших школьников;

4) определить влияние использованных форм работы на формирование самоконтроля у учащихся.

Гипотеза исследования: если учитель систематически проводит работу по формированию навыков самоконтроля на всех этапах урока, то количество ошибок, допущенных в работе, значительно уменьшается.

В работе использовались следующие методы исследования:

1) изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2) целенаправленное наблюдение за процессом формирования самоконтроля младших школьников;

3) опросные методы (анкетирование, беседа);

4) педагогический эксперимент;

5) количественная отработка полученных результатов.













































Глава 1.Теоретическая обоснованность проблемы.
1.1.Понятия « самоконтроль» и «контроль». Определения. Функции. Виды. Приемы.

«Учебная деятельность – это деятельность, направленная на приобретение опыта одним из ее участников» (Т.В. Габай).

Учебная деятельность состоит из пяти последовательных элементов, задающих ее целостность:

Учебно-познавательный процесс.

Целеполагание.

Учебные действия.

Действие контроля.

Действие оценки. 

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

Самоконтроль – явление многогранное. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению этого понятия.

«Самоконтроль младших школьников – развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности».

«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»

«Самоконтроль» - это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

При всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Функции самоконтроля:

диагностирующая;

корректирующая;

развивающая;

воспитательная;

функция организации и управления учебной деятельностью.

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только сами исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.


Существует две формы самоконтроля:

Внешняя (осознаваемая) произвольная;

внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля.

Так в 1классе дети учатся:
-сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
-воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
-выполнять действия по развёрнутой инструкции;
-осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;

Во 2 классе ученикам предлагается:
-сравнивать промежуточный результат с эталоном;
-перечислять последовательность действий и операций контроля;
-корректировать памятки:
-выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
-осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;

В 3 классе ученики тренируются в:
-сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
-составлении проверочных заданий для самоконтроля;
-коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
-выполнении действий по инструкции с ограничениями;
-самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
-составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя;

 В 4 классе школьники упражняются в:
-сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
-определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
-выполнении действий по общим инструкциям;
-самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными) звеньями;
-целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Педагогические условия развития самоконтроля
у младших школьников:
-формирование положительной мотивации к самоконтролю;
-осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; 
-осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности;
-оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
В формировании положительной мотивации к самоконтролю личности учащегося ведущую роль играют:
-самопознание в учебной деятельности;
-активность в учебной деятельности;
-внутренние условия;
-внешние условия.
Самопознание совершается:
-путем анализа результатов своей собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих сверстников, с общепринятыми нормами;
-путём осознания отношения других людей к себе, и отдельных качеств личности, поведения, деятельности;
-путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств.
Активность как качество личности иногда рассматривают как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности, которые стимулируют ее активность.
Внутренние условия:
-способность к целеполаганию;
-умение сличать полученный результат с намеченными целями и устанавливать расхождения между ними;
-способность критически оценивать свою работу;
-умение осуществлять коррекцию своей деятельности.
Внешние условия:
-сложность выполняемой деятельности;
-окружающая среда (шум, освещение и т. д.);
-режим труда и отдыха (чрезмерное напряжение, переутомление, состояние эмоционального стресса, монотонность в работе ведут, как правило, к ослаблению самоконтроля и, соответственно, к возрастанию вероятности ошибочных действий).
Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:
- контроль со стороны учителя;
- контроль со стороны родителей;
- взаимоконтроль «ученик-ученик»;
- взаимоконтроль «ученик-учитель»;
Важную роль воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:

-установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умения решать задачи, принятым нормам и образцам;
- выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;
- выявление сформированности приёмов взаимоконтроля;
- выявление потребности в самоконтроле.
Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после какого объёма учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;
- объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки;
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
 Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей (взаимоконтроль «ученик-ученик»).
При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу.
При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципами посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.
Изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.
Виды самоконтроля

Итоговый контроль. Итоговый контроль или контроль по результату. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка.

 Пооперационный контроль
Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведённых действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Предваряющий (прогнозирующий) контроль
Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.

По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на:
-фронтальную проверку
При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т. д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.

-взаимную проверку Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

-Индивидуальную проверку
К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно. 
Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
Очень важно с самого начала дать учащимся указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.

1.2Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников.
1. Потребность в контроле;
2.Осознание назначение контроля;
3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях); 
4.Умение объяснить ошибку;
5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя;
6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия;
7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи;
8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища); 
9.Умение осуществлять проверку;
10.Умение составлять план проверки;
1.3 Приемы самоконтроля и самооценки на уроках русского языка



1.Орфографическое проговаривание.
2.Специально организованное списывание.
3.Приём «Буратино
4.Комментированное письмо с указанием орфограмм.
5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
6.Работа с «Орфографическим словариком». 
7.Индивидульная карта самоконтроля.
8.Дидактическая игра
-«Третий лишний»
-«Назови ошибку»
-«Молчанка»
«Орфографический мячик»
9.Диктант
-предупредительный
-объяснительный
-диктант с обоснованием
-диктант с постукиванием
-диктант «Проверяю себя»
-диктант «Найди слова»
-выборочный диктант
-самодиктант
-взаимодиктант
-диктант-игра «Кто больше запомнит»
-зрительный диктант

Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.
-неправильная буква зачёркнута;
-подчёркнуто слово с ошибкой;
-подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;
-подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;
-на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи;
-на полях поставлен знак ошибки.


1.4 Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики 

Предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика .Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.

Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.

Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную прибыль от изучения математики.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.

В своей практики я использую следующие приемы:
1.Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

2.Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3.Учитель при объяснении "допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при решении задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

4.Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он "отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

5.Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

6.Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся "схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

7.Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

8.Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

9.Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

10.На своих уроках использую разные приемы рефлексии.Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …»

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики

2.1. Констатирующий эксперимент

Проблема работы по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математикипотребовала не только теоретического, но и практического изучения. В практическом плане на констатирующем этапе была проведена контрольная работа во 2 классе.

Целью контрольной работы является выявление индивидуальных способностей самоконтроля младших школьников.

Контрольная работа состояла из трех заданий. В первом задании была предложена текстовая составная задача и задания к ней:

1. Сделай анализ задачи (устно).

2. Составь план решения в виде вопросов.

3. Выбери план решения из предложенных.

4. Запиши решение, пояснения, ответ задачи.

5. Проверь свои действия.

Задача

За 4 часа машинистка напечатала 24 страницы. Сколько страниц она напечатает за 3 часа, если за каждый час она печатает одинаковое количество страниц?

Планы решения:

1) 24 + 3 = 27

2) 24 – 4 = 20

3) 24 : 4 = 6

27 – 6 = 21

20 х 3 = 60

6 х 3 = 18

4) 24 : 3 = 8

5) 24 : 3 = 8

6) 24 : 4 = 6

8 х 4 = 32

8 + 6 = 14

6 + 3 = 9

Во втором задании было предложено шесть выражений на деление двузначных чисел на однозначное и задание: найди значения выражений и проверь:

82 : 2

72 : 2

84 : 7

78 : 6

80 : 4

93 : 3

В третьем задании предлагалось найти значения выражений на умножение двузначных чисел на однозначные и аналогичное задание

28 х 3

4 х 17

16 х 5

19 х 4

2 х 38

31 х 2

Контрольная работа была проанализирована.

Анализ первого задания мы осуществляли по следующим критериям:

1. Правильно составлен план решения в виде вопросов.

2. Соблюдены ли пункты плана.

3. Правильно выбран план в виде выражений.

4. Верно найдены значения выражений.

5. Верно ли написаны пояснения.

6. Верно оформлен ответ задачи.





Продемонстрирую результаты анализа в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 2



Фамилия имя

1

2

3

4

5

6

Кол-во бал.

Рейтинг

Банщиков Даниил

+

-

+

+

+

+

5

2

Бикчуркина Сабина

-

-

+

+

-

+

3

4

Бригер Ольга

-

-

+

+

+

+

4

3

Вишняков Егор

-

-

-

+

-

-

1

5

Вольников Лев

+

+

+

+

-

+

5

2

Воробьёва Екатерина

+

+

+

+

+

+

6

1

Гусева Ксения

-

-

+

+

+

+

4

3

Дашкин Расул

+-

-

+

+

+

+

5

2

Жукова Анна

-

-

+

+

-

+

3

4

Захаров Ярослав

+

+

+

+

+

+

6

1

Канунников Василий

-

-

+

+

+

+

4

3

Китаев Даниил

-

-

+

+

+

+

4

3

Кишенина Юля

+

-

+

+

-

+

3

4

Короткова Алена

-

-

+

+

-

+

3

4

Курносова Анастасия

-

+

+

+

+

+

5

2

Мамбеталиев Максим

+

-

+

+

+

+

5

2

Моленова Ксения

-

-

+

+

+

+

4

3

Мукарамов Дадахан

-

-

+

+

+

+

4

3

Полицинская Ульяна

-

-

+

+

+

+

4

3

Рахимов Алик

+

-

+

+

+

+

5

2

Родионов Алексей

+

+

+

+

-

+

5

2

Родионова Алина

+

+

+

+

-

+

5

2

Саркисян Арян

-

-

+

+

-

+

3

4

Соколова Ольга

+

+

+

+

+

+

6

1

Студеникина Дарья

-

-

+

+

+

+

4

3

Терешкин Клим

-

-

+

+

+

+

4

3

Тузов Даниил

-

-

+

+

+

+

4

3

Федюшкин Кирилл

+

+

+

+

-

+

5

2

Фомичёва Валерия

+

-

+

+

+

+

5

2

Хорольская Татьяна

-

-

+

+

-

+

3

4



Как видим из таблицы, учащиеся не смогли правильно составить план решения в виде вопросов, следовательно, пункты были не соблюдены; лишь 13 человек смогли верно выбрать план решения в виде выражений. Верно написал пояснение 10 учащихся, верно оформили ответ 9 школьников.

Анализ второго задания мы провели по количеству правильно найденных значений выражений. Учащиеся не смогли правильно найти все значения данных выражений. Количество правильных ответов колеблется от 1 до 4.

Анализ третьего задания мы провели аналогично второму. Продемонстрируем результаты анализа в виде таблиц (см. таблицы 6 и 7 )

Как видим из таблиц, учащиеся все задание верно выполнить не смогли. Количество правильных ответов колеблется от 2 до 5.

Проведем табулирование результатов контрольной работы на констатирующем этапе эксперимента.







Таблица 2

Ранг

Кол – во уч - ся

I

4

II

9

III

10

IV

6

V

1

Как видим из таблицы 2 , 1 учащийся находятся на самом низком ранге (пятом), 6 учащихся на четвертом ранге, 10учащихся на третьем ранге, и 9 – на втором.

За качество обученности принимаем с третьего по первый ранг. Таким образом, из 30 школьников на 4-5 обучаются 23, в процентном соотношении: успевает 79% учащихся, на 3- 18%, не успевает -1 человек.

Этот факт привел нас к необходимости проведения социально разработанной совокупности уроков, направленных на формирование навыка самоконтроля.

2.2 Описание работы по формированию навыков самоконтроля у третьеклассников (формирующий эксперимент)

Результаты контрольной работы на констатирующем этапе эксперимента привели нас к необходимости поиска эффективных видов работы, направленных на повышение успеваемости, а для этого мы должны провести работу по формированию навыков самоконтроля.

Целью эксперимента является разработка и апробирование совокупности уроков математики, в ходе которых выработать умение контролировать свою деятельность у младших школьников.

Для осуществления данной цели необходимо было решить ряд задач:

1. Определить виды самоконтроля, которые будут использованы на уроках математики, выявить их сущность.

2. Разработать совокупность уроков, в ходе которых будет осуществляться работа по формированию навыков самоконтроля у младших школьников.

3. Апробировать данную совокупность уроков.

Перечисленные выше задачи определяют содержание экспериментальной работы.

На обучающем этапе учащиеся были познакомлены с понятием контроль и тремя видами контроля: предварительный, текущий (процессуальный) и итоговый.

По контролю по результату (итоговому) учащиеся уже имели определенные умения; а теперь было введено понятие "итоговый".

Для проведения итогового контроля школьникам были предложены следующие упражнения:

1. Проверка вычисления другим действием (умножение - делением, деление - умножением).

2. Контрольные карточки, где записано полное решение задачи.

3. Оценивание по пунктам плана правильности решения, записанной на доске учащимися; и после того, как запись стала эталоном, сверка с решением, записанным на доске

4. Контрольные таблицы.

5. Давались сумма или разность нескольких найденных значений выражений.

6. Давались найденные значения выражений в порядке возрастания или убывания (совпадающие ответы пишутся один раз).

7. Пособие – развертки для самоконтроля.

8. Индивидуальные карточки с самоконтролем.

9. Взаимоконтроль-помощь учащихся.

10. Шифровка ответов по таблице для группового контроля

Контроль по результату (итоговый) не ставит перед учащимися задачи осознанного усвоения учебных действий, поэтому в разработанной мной совокупности уроков ставлю задачу наряду с итоговым видом контроля формировать у младших школьников ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ контроль. Этот вид контроля обращает внимание учащихся на способы осуществления ими деятельности. При выполнении текущего контроля учащимся были предложены следующие упражнения:

1. При решении текстовой задачи:

- соотнесение решения с составленным ранее планом решения в виде вопросов;

- выбор плана решения в виде выражений;

- выбор вопроса задачи, необходимого и достигнутого для данного условия;

- решение задачи разными способами;

- оценивание истинности и ложности высказываний.

2. При нахождении значений выражений:

- опора на знания, запечатанные в памяти учащегося;

- опора на планы и алгоритмы решения.

Данные виды контроля учащихся осуществлялись на уроках математики по темам: "Проверка деления", "Проверка умножения", "Деление двузначных чисел для случаев вида 87 : 29, 66 : 22", "Деление двузначных чисел", "Деление двузначных чисел на двузначные и однозначные числа".

2.3 Результаты формирующего эксперимента (контрольный эксперимент)

Контрольная работа состояла из трех заданий. В первом задании была предложена текстовая составная задача и задания к ней:

1. Сделай анализ задачи (устно).

2. Составь план решения в виде вопросов.

3. Выбери план решения из предложенных.

4. Запиши решение, пояснения, ответ задачи.

5. Проверь свои действия.

Задача

За 12 минут Лена прочитала 4 страниц. Сколько страниц прочитает за 24 минуты, если за каждую минуту она читает одинаковое число страниц?

Планы решения

1) 12 х 4 = 48

2) 12 – 4 = 8

3) 12 : 4 = 3

48 : 24 = 2

8 х 3 = 24

24 – 3 = 21

4) 12 : 4 = 3

5) 12 +4 = 16

6) 24 : 4 = 6

24 : 3 = 8

24 – 16 = 8

12 : 6 = 2

Во втором задании было предложено шесть выражений на деление двузначных на однозначные и задание: найди значения выражений и проверь

84 : 4

96 : 8

90 : 2

72 : 2

72 : 3

84 : 7

В третьем задании предлагалось найти значения выражений на умножение двузначных чисел на однозначные и аналогичное задание

27 х 3

3 х 17

17 х 5

18 х 4

2 х 28

32 х 2

Контрольные работы также были проанализированы по тем же критериям, что и для констатирующего эксперимента.

Продемонстрируем результаты анализа в виде таблиц.

Фамилия имя

1

2

3

4

5

6

Кол-во бал.

Рейтинг

Банщиков Даниил

+

+

+

+

+

+

6

1

Бикчуркина Сабина

+

-

+

+

-

+

4

3

Бригер Ольга

+

-

+

+

+

+

5

2

Вишняков Егор

+

-

+

+

-

+

4

3

Вольников Лев

+

+

+

+

-

+

5

2

Воробьёва Екатерина

+

+

+

+

+

+

6

1

Гусева Ксения

+

-

+

+

+

+

5

2

Дашкин Расул

+

-

+

+

+

+

5

2

Жукова Анна

+

-

+

+

-

+

4

3

Захаров Ярослав

+

+

+

+

+

+

6

1

Канунников Василий

+

-

+

+

+

+

5

2

Китаев Даниил

+

-

+

+

+

+

5

2

Кишенина Юля

+

-

+

+

-

+

4

3

Короткова Алена

+

-

+

+

-

+

4

3

Курносова Анастасия

+

+

+

+

+

+

6

1

Мамбеталиев Максим

+

-

+

+

+

+

5

2

Моленова Ксения

+

-

+

+

+

+

5

2

Мукарамов Дадахан

+

-

+

+

+

+

5

2

Полицинская Ульяна

+

-

+

+

+

+

5

2

Рахимов Алик

+

-

+

+

+

+

5

2

Родионов Алексей

+

+

+

+

-

+

5

2

Родионова Алина

+

+

+

+

-

+

5

2

Саркисян Арян

+

-

+

+

-

+

4

3

Соколова Ольга

+

+

+

+

+

+

6

1

Студеникина Дарья

+

-

+

+

+

+

5

2

Терешкин Клим

+

-

+

+

+

+

5

2

Тузов Даниил

+

-

+

+

+

+

5

2

Федюшкин Кирилл

+

+

+

+

-

+

5

2

Фомичёва Валерия

+

-

+

+

+

+

5

2

Хорольская Татьяна

+

-

+

+

-

+

4

3







Ранг

Кол – во уч - ся

I

5

II

18

III

7

IV

-

V

-

Как видим, из таблицы ранг каждого из учащихся повысился.

Это показывает результативность разработанной нами совокупности уроков. Никто из школьников после проведения эксперимента не находится на 4 и5 рангах, что обеспечивает 100% успеваемость (до проведения формируемого эксперимента успеваемость была 60%). Все эти показатели указывают на то, что учащиеся овладели определенными умениями самоконтроля.

Заключение

Одна из проблем, возникающая перед поступлением ребенка в школу, состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах. Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста представляет саморегуляция поведения.

Обучающиеся в третьем и четвертом классах вполне в состоянии управлять собой и внешне своим открытым поведением, и внутренне своими психологическими процессами.

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников потребности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

Среди функций контроля выделяю следующие:

- контролирующую

- обучающую (образовательную)

- диагностическую

- прогностическую

- развивающую

- социальную

- воспитательную

- эмоциональную

- функцию управления.

Проведенная нами экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведенная контрольная работа на констатирующем этапе показала очень низкие способности проводить самоконтроль.

Успеваемость достигла всего 70%.

Этот факт привел нас к необходимости проведения специально разработанной совокупности уроков направленных на формирование навыка самоконтроля.

2. В ходе формирующего эксперимента, состоявшего из пят специально разработанных уроков, была проведена работа по формированию навыка самоконтроля.

3. Анализ повторной контрольной работы и анкеты выявил более высокую степень сформированности навыков самоконтроля.

Анализ анкеты показал, что у большинства учащихся повысилась уверенность в правильности выполнения заданий; учащиеся знают, как проводить контроль, когда и зачем контролировать свои действия.

Анализ контрольной работы показал, что ранг у каждого учащегося повысился на один, а у некоторых на два ранга. Качество обученности достигло 100%.

Таким образом, можно сказать, что проведение эксперимента способствовало повышению умений самоконтроля и, следовательно, повышению успеваемости учащихся.

Виды работ, которые мы применяли в ходе экспериментальной работы, эффективна.

Необходима систематизированная работа по формированию навыков самоконтроля. В ходе нашего эксперимента мы попытались сформировать умения самоконтроля



В работе выявила следующие условия для успешной организации контроля и самоконтроля:

1. Понимание учителем специфики проведения контроля и самоконтроля на уроках математики.

2. Необходимость формирования трех видов самоконтроля у учащихся (предварительного, процессуального, итогового).

3. Систематическое использование самоконтроля на всех этапах урока.

4. Формирование потребности самоконтроля при решении учебных задач не только на уроках математики, но и на уроках по другим дисциплинам.

Таким образом, цель работы достигнута и подтверждена выдвинутая нами гипотеза.

Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман.
Список литературы

1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе: Пособие для учителей. М.,2001.

2. Агеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,2001.

4. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий. Начальная школа. 1979. №4. с.75 – 78.

5. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников по математике. //Начальная школа. 1990. №8. с.10 – 14.

6. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л., 1987.

7. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе. //Начальная школа. 1999. №8. с. 93 – 95.

8. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.,1962.

9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Эксперименальное формирование внимания. М., 1974.

10.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.

11.Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников.— М., 1984.

12.Зеленова Л.И. О чём говорит школьная отметка. //Директор школы. 1998. №5. с. 37 – 42.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие активной самостоятельной познавательной деятельности младших школьноков.

Автор: Горбунова Любовь Ивановна

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 419982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства