kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие адаптационных ресурсов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  ресурсов  детей-инвалидов через развитие у них  КГН и  мелкой   и  общей  моторики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие адаптационных ресурсов у детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Развитие адаптационных ресурсов у детей с ограниченными возможностями здоровья.



Введение


Очень часто дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладении с испытаниями, вызванными инвалидностью. Современная эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества.

Объектом исследования являются дети-инвалиды, а предметом – процесс адаптации детей-инвалидов в социальной среде.

Цель данной работы - выявить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы детей-инвалидов, необходимые для процесса адаптации в социальной среде.

Этой цели подчинены следующие задачи:

1) Проанализировать существующую в настоящее время социальную политику в отношении инвалидов.

2) Рассмотреть детский сад как тип учреждений для детей-инвалидов, осветить особенности социального обслуживания в этих учреждениях.

3) Изучить технологии по адаптации детей в социальной среде.


Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с проблемами адаптации детей-инвалидов в социальной среде


2. Проблемы адаптации детей-инвалидов в социальной среде.


Поступление в детский сад является для большинства детей-инвалидов огромным стрессом. Ощутимой критической точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не в состоянии находиться в обычном детском саду и нуждается в специальной программе. В это время семья как бы «выходит на публику», поскольку ребенок все больше начинает осваивать внешний мир. Наконец, в этот период родители достаточно четко начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования и профессиональной карьеры их ребенка.

Важно отметить, что характер и степень затруднений, переживаемых родителями, зависят от типа нарушения (так, привыкание может пройти относительно спокойно, если у ребенка нарушения физического развития средней тяжести) и готовности образовательной системы обеспечить адекватное образование и адаптацию детей со специальными нуждами.


Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Процесс адаптации можно условно разделить на первичный и вторичный.

Этапы работы с детьми в период адаптации.

1. Знакомство

2. Индивидуальный режим.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных.

Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4. Организация диагностической работы

5. Сбор сведений о раннем развитии ребенка

6. Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции конкретной личности.

7. Групповые коррекционные занятия.


Этапы работы с родителями в период адаптации


1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.

2. Составление семейного анамнеза.

а) Анкетирование

б) Социальная характеристика семьи


2.2. Выявление адаптационных ресурсов детей с ограниченными возможностями здоровья.


Для понимания причин сложного протекания адаптации я проводила беседу с родителями и предлагала заполнить анкету, в которой родитель излагает собственное мнение о том, как протекает период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка дома.


Анкета для родителей


Уважаемые родители!

Ваш ребенок недавно начал посещать детский сад. Просим вас рассказать о том, как ребенок ведет себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.


Имя, фамилия ребенка______Возраст_______гр.№__________


  1. Тип поведения ребенка в трудной ситуации.

  2. Что помогает вашим детям преодолевать такие ситуации?

  3. На что опираются дети в трудных ситуациях?


Ответы родителей на вопросы анкеты и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогут разработать индивидуальные рекомендации для развития личных ресурсов детей с ограниченными возможностями здоровья.


Таблица 1. Тип поведения ребенка в трудной ситуации.




Ф.И. ребенка.



Тип поведения







В результате опроса выявились следующие ответы.

На первый вопрос «Тип поведения ребенка в трудной ситуации»

(таблица 1) большинство родителей ответили, что навыки самообслуживания развиты слабо или не развиты совсем, требуется постоянная помощь.

На второй вопрос «Что помогает вашим детям преодолевать трудные ситуации?» были получены следующие ответы:

большинство родителей ( 6 из 8) считают, что их дети требуют немедленной помощи, решения проблемы:

Другая часть родителей( 2 из 8) ответили, что при возникновении трудной ситуации ребенок пытается своими силами решить проблему, например, пытается сам одеваться на прогулку, при кормлении захватывает ложку и пытается поднести ее ко рту, сам пользуется расческой, салфеткой.


На третий вопрос « На что опираются дети в трудной ситуации?»

( таблица 2) были получены следующие ответы: 6 из 8 детей требуют помощи взрослых (родителей, воспитателей, психологов и медицинского персонала), т.е. опираются на внешние ресурсы адаптации, и 2 детей опираются на свои ресурсы (внутренние), стремятся к знаниям, закрепляют свои умения и навыки в повседневной жизни.

Таблица 2. «На что опираются дети в трудной ситуации?»


Тип ресурсов

Количество детей, %

Личные (внутренние)

25

внешние

65


Проанализировав ответы родителей на предложенную анкету и личные наблюдения за детьми с ограниченными возможностями здоровья можно сделать следующий вывод: 65% детей требуют помощи, опираются на внешние ресурсы, чаще всего это связано с низким уровнем развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также со слабым развитием моторики, как общей, так и мелкой.


Одними из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя являются - развитие мелкой моторики рук и развитие культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.


2.3. Развитие внутренних ресурсов детей с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чувствуя свою неуспешность, не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать общую и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.

На занятиях я использовала нетрадиционные техники изобразительного искусства:

– пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

– метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение ( домик, елочка…), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того, что краска не ложиться на жирное изображение свечой - рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;

– разрисовка маленьких камешков, мы использовали морские камешки, они гладкие и маленькие, сама форма камешка подсказывает ребенку, какой образ в данном случае создать.

Данные техники очень заинтересовали детей, т. к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка.

В продуктивных видах деятельности мы работали с разным материалом: пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.

Успех коррекционного обучения зависит от того, насколько четко поставлена работа воспитателя и родителей. В настоящее время мы используем разные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Консультации проводились как индивидуально, так и с подгруппами родителей. Консультации сопровождались демонстрации игр и выставками книг. Полезным для родителей продолжает оставаться посещение занятий. Родители получают возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности в общении с товарищами, познакомиться с обучающими приемами педагога.

Был разработан комплекс игр и упражнений с пальчиками и составлены памятки для родителей, где указывались стихи для использования в играх с детьми по развитию мелкой моторики рук.( игры с пальчиками без слов; речь с движениями). Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.


Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии, в том числе, и со сложной структурой дефекта, должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Ребенок достигает под действием взрослого успеха в овладении КГН становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции (как психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства.

Пути формирования КГН.

Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп.

Усвоение КГН обобщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку виду трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.

К моменту поступления в специальное дошкольное учреждение дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, надевая одежду или принимая пищу.


Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства).

3.подведение итогов работы по проекту.

В конце учебного года для родителей было проведено несколько мероприятий, направленных на презентацию умений и навыков их детей. Родители были приглашены на различные этапы режима в группе детского сада:

- на подготовку к завтраку, к обеду и ужину;

- на подготовку к прогулке;

- на подготовку к тихому часу.

Родители увидели, как с помощью воспитателя дети с ограниченными возможностями здоровья справляются с различными заданиями и посильными обязанностями.

Как итог - было проведено открытое занятие по изобразительной деятельности, на котором дети совместно с родителями делали аппликации и поделки

IIОценка результатов и отчетность


По итогам всех проведенных мероприятий родители остались довольны, некоторые родители консультировались, как продолжить развивать культурно-гигиенические навыки в домашних условиях.

Заключение.


Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Практическая работа была организована в дошкольном образовательном учреждении, в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя результаты исследования, я пришли к выводу, что большинство исследуемых мало осознают свои умственные действия, не планируют деятельность, нечетко предвидят ее результат, и не могут проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Некоторые из числа детей с умеренной умственной отсталостью частично осознают свои умственные действия, и, соответственно, могут планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом.

Характеризуя специфику организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я отмечаю, что содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья развития должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач. Необходимо включение детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.



III. Приложение.


Список литературы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие адаптационных ресурсов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Сизова Юлия Михайловна

Дата: 23.08.2017

Номер свидетельства: 426048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства