Развитие нравственности и гуманизма у детей в группе продленного дня
Развитие нравственности и гуманизма у детей в группе продленного дня
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ. ГУМАНИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.
Нравственность- это функция, регулирующая человеческое поведение, управляемое сознанием человека. Следовательно, воспитывая детей, мы влияем на их сознание, а значит на нравственность и гуманность.
Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества? Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на воспитание ребенка, это: семья и окружающая среда.
То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие нравственности и гуманизма у детей в группе продленного дня »
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ. ГУМАНИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.
Нравственность- это функция, регулирующая человеческое поведение, управляемое сознанием человека. Следовательно, воспитывая детей, мы влияем на их сознание, а значит на нравственность и гуманность.
Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества? Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на воспитание ребенка, это: семья и окружающая среда.
То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребенка.
Педагогу необходимо не только учитывать факт влияния семьи, но и иметь представления о том, какие моральные ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника. Очень важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными с убеждениями педагога. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо тесное сотрудничество школы и семьи на основе образовательных вопросов и задач воспитания.
Так же на процесс воспитания личности ребенка неотъемлемо влияет и окружающая среда. Старшие товарищи, соседи, друзья и т.д. также могут оказывать влияние на несформировавшуюся личность ребенка, если их слова, поступки или действия носят положительный или отрицательный характер.
Что такое гуманизм? Основы гуманизма- элементарная человечность, способность сочувствовать, сопереживать, помогать.
Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, научиться терпимости, уважению друг к другу, проявлять сочувствие, гуманность.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое: честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы и уметь беречь ее.
Младшие школьники, находясь в группе продленного дня во внеурочное время, не подвержены отрицательному влиянию окружающей среды.
Основными функциями групп продленного дня является: организация всех форм жизнедеятельности школьника в свободное от учебных занятий время, диагностика и развитие склонностей, способностей и дарований детей.
На формирование нравственности и гуманизма растущей личности решающее влияние оказывает основная деятельность- учебная, трудовая и игровая.
Замечено, что лучшие педагоги мало отдают прямых указаний. Их направляющие действия очень корректны.
На тему нравственности проводились беседы о культуре поведения в общественных местах, в школьной столовой. А также клубный час «Путешествие в страну вежливых». Дети соотносили и осмысливали: правила дорожного движения, правила культуры поведения, анализировали инсценированные товарищами сценки из школьной жизни, свое поведение, а затем принимали совместно выработанные законы вежливости:
- Мальчики всегда пропускают вперед девочек.
- Мальчики не должны толкать девочек.
- Тишина зависит от каждого из нас.
- Во время еды не разговаривают, сидят спокойно и т.д.
Проводились беседы «О доброте и отзывчивости», «О товарищичестве и дружбе», «Любить все живое», «ОБ умении держать свое слово», «О доброжелательности» и т. д.
Каждое клубное занятие, как и прежде, состоит из двух частей: первая часть- совместная деятельность учащихся, в процессе которой формируются гуманные отношения между ними, расширяются их нравственные представления, вторая- разнообразные игры детей.
Гуманные отношения между детьми укрепляются в совместном труде. Очень важное значение имеют справедливое распределение обязанностей, материала, взаимная уступчивость, дружеская солидарность, коллективные переживания, Различные поделки, выполненные детьми, затем используются на других занятиях или выставках.
На занятиях дети читают и рассказывают произведения. Главное на таких занятиях организовать вокруг произведения беседу, свободное обсуждение с живыми спорами, обращенными к своему жизненному опыту.
Эти беседы очень важны для выяснения гуманных представлений и понятий.
Занятия, где дети учатся считаться с мнениями товарищей, прислушиваться к нему, быть терпимыми по отношению к друг другу, является своеобразной школой общения.
Во второй части клубного занятия могут проводится игры, эстафеты, типа «Передай мяч», «Кто быстрей», «Веселые перебежки» и т.д. Клубные занятия также связаны с проведением экскурсий. На экскурсиях в природу дети наблюдают за ее явлениями, за жизнью растений, насекомых, птиц.
Свои впечатления от увиденного и отношения к нему дети выражают в рисунках, аппликациях, рассказах.
На клубных занятиях развивается и крепнет товарищическая солидарность, Ребенок начинает понимать на собственном опыте, что ни один человек не может обойтись без помощи и содействия товарищей, что только соединив усилия и считаясь с интересами окружающих, можно жить дружным коллективом.
На занятиях на тему «Моя Родина» дети многое узнают о своей стране, природе, истории, традициях. Так расширяются знания детей о стране, в которой они живут, развиваются чувства любви к Родине, гордости за ее настоящее и прошлое.
У детей расширяются и углубляются представления детей о доброжелательности, справедливости, товарищичестве, дружбе, формируются представления о коллективизме, личной ответственности за общее дело, развиваются патриотические чувства детей.
Переживания каждым ребенком чувства ответственности за общее дело возникает в процессе выполнения детьми общего задания.
Совместное прослушивание музыки, стихов, рассматривание картин о родной природе, о народных героях вызывают у детей общие эмоции, переживания, единства со своим коллективом.
Успешное нравственно- гуманное развитие детей в значительной степени зависит от того, в какой мере удается педагогу развивать склонности и способности школьника.
Литература:
1. Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности, М 1997 г.
2. Амонашвити Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», М, 1995 г.
3. Водзинский Д.И. «Основы нравственного воспитания школьника», 2002 г.