« Развитие креативных способностей младшего школьника средствами творческих заданий в учебно-воспитательном процессе»
« Развитие креативных способностей младшего школьника средствами творческих заданий в учебно-воспитательном процессе»
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Развитие креативных способностей младшего школьника средствами творческих заданий в учебно-воспитательном процессе» »
Доклад на тему: « Развитие креативных способностей младшего школьника средствами творческих заданий в учебно-воспитательном процессе»
Учитель: Косенок Лариса Ивановна
Современная школа выдвигает в качестве одного из ведущих принципов принцип креативности, что предполагает развитие, воспитание творчески мыслящей личности.
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий:
творческое развитие доступно каждому ребенку;
создание атмосферы общей культуры в школе;
доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая;
высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно – творческих задач при изучении различных тем;
внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Основные направления развития творческих способностей:
игровая деятельность,
творческое сочинительство,
сочинения и диктанты,
сюжетные и тематические циклы уроков, уроки панорамы,
интеллектуальные игры,
внеклассные мероприятия.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся.
В вопросе развития творческих способностей на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности, огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
В своей работе обычно использую следующие методы и приёмы: проблемная ситуация, «ошибка учителя», «ловушка», игры, загадки, кроссворды, ребусы и т.д. Включаю детей в коллективный поиск, формулирование темы и целей урока.
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ученик может проявить себя по-разному: в качестве писателя, художника_-иллюстратора, чтеца, актёра.
В.А.Сухомлинский писал: «В детстве каждый ребёнок поэт. Дать ему радость поэтического вдохновения…такое же важное дело как научить писать и читать. Поэтическое творчество доступно каждому».
Мы тоже с учениками занимаемся стихотворчеством. Игра «Продолжение известных строк».
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Бегут ребята с мячиком,
Весёлые они. Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Везде видны проталинки,
Кругом журчат ручьи. Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
И зацвели подснежники из белой бахромы. Нравится детям придумывать загадки-описания.
Летом ест в лесу малину,
А зимою сладко спит. Кто крадется под землёй
Летом, осенью, весной. Четыре ноги, один рог,
Получился (носорог).
Курс литературного чтения мы изучаем по учебно-методическому комплекту Л.А.Ефросининой. В комплект входит рабочая тетрадь, которая содержит много заданий творческого характера. Задание «Соответствие». Перечитай стихотворение и раздели на части. Нарисуй иллюстрации. «Проба пера» попробуй сочинить четверостишие о своей Родине и сделай к нему иллюстрацию. К стихотворению «Русь» Никитин.
Страна моя любимая!
Ты самая красивая!
Страна моя, ты милая,
Прекрасная Россия!
Не забываем мы и о таком виде творческой работы, как сочинение. Сочинение для младших школьников – это, прежде всего, выражение своих чувств, мыслей, переживаний. Они должны иметь определенный жизненный смысл.
В конце изучения раздела мы проводим обобщающие уроки. Одним из заданий может быть написание сочинения по теме.
На уроках литературного чтения я даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Помогает мне в этой работе словарь настроения, оценка качества характера. Такие словари есть у каждого ребёнка.
Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки технологии. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. На уроках мы работаем с различными материалами. Работа из бумаги и картона, оригами (искусство складывания бумаги), эстамп (отпечаток с какой-либо формы на бумаге или картоне), коллаж (наклеивание на основу материалов, отличающихся от материалов основы), поделки из природного материала. К Новому году изготовили Дедов Морозов, поздравительные открытки. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки окружающего мира.
На уроках окружающего мира мои ученики стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. Я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Развитию творческих способностей способствуют традиционные и нетрадиционные формы проведения урока, уроки с применением информационных технологий, занимательные задания, соревнования, уроки развития речи, физкультминутки с использованием скороговорок, песенок, стихов. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является внеклассная деятельность.
Моих учащихся заинтересовала такая форма организации занятий, как проектная деятельность. В работе над проектами принимают участие и родители. В процессе работы ребята разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. Проект «В гостях у сказки», «Азбука вежливости», « Праздник числа». Проводим конкурсы рисунков.
Ученики класса принимают активное участие в общешкольных и классных мероприятиях.
Но самое главное, чтобы ребенок полностью раскрылся и проявлял свои творческие способности, необходимо вызвать у него желание к деятельности, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
В рамках «Недели начальных классов» мы подготовили и провели литературный КВН « Моей души прекрасные порывы» с использованием ИКТ. Была организована выставка книг и рисунков.
Следующее большое мероприятие, которое мы провели это Новый год. Родители оказали большую помощь в изготовлении костюмов и декораций. Дети хорошо выучили свои роли и показали себя настоящими артистами.
Провели классный час «Праздник числа». Весь материал связан с тем или иным числом. На празднике дети рассказывали весёлые стихи, показывали инсценировки.
Ко дню защитника Отечества мы подготовили номера художественной самодеятельности организовали соревнования для мальчиков «А ну-ка парни».
Вся эта работа о которой я рассказала приносит свои положительные результаты. Ученики имеют достаточно хороший уровень знаний, стремятся проявить творческие способности, инициативу, самостоятельность. У нихвырабатывается привычка к свободному самовыражению, к созданию чего-то своего, нового, оригинального.
Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью – постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны поведения, формализм в преподавании, стремиться к открытию новых методов.