Развитие воображения младших школьников с помощью ТРИЗ-технологий
Развитие воображения младших школьников с помощью ТРИЗ-технологий
Все дети стремятся к творчеству, но многие отсутствуют, не зная, как найти своё собственное решение. Дав детям на практике, сам метод решения творческих задач, мы приоткрываем перед ними дверь в большой мир творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие воображения младших школьников с помощью ТРИЗ-технологий»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Развитие воображения
у детей младшего школьного возраста
как необходимого элемента творческой деятельности»
Выполнила: Алексеева Т.В.
МБОУ ДОД «ЦД(ю)ТТ
«Меридиан»
Новокузнецк
Содержание
Стр.
1. Роль воображения в творчестве детей Введение…………………………………………………………………….. 1
Основные психологические процессы воображения…………………... 3
Особенности психологического развития детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 6
Общие методы, направленные на развитие
творческого воображения детей……………………………………7
2. Приемы развития творческого воображения
Элементы ТРИЗа
(теория решения изобретательских задач)………………………………. 11
Игры-задания на развитие воображения………………………………. … 18
3. Заключение…………………………………………………………… 20
4. Список литературы…………………………………………………… 21
1. Роль воображения в творчестве детей
Введение
Актуальность проблемы развития творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению как учебных задач, так и творческих.
В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность.
Развитие воображения детей является не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Для продуктивной деятельности на занятиях «Развитие технического (творческого) мышления» воображение является основополагающим. Воображение позволяет представить результат труда до его начала; представить не только конечный результат труда, но и его промежуточные продукты.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Чтобы создать новые образы и сделать поделку или изменить готовую форму, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.
По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка.
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Если посмотреть на поведение человека, на всю его деятельность, то увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида. Один вид можно назвать воспроизводящим или репродуктивным.
1
Он бывает, связан с нашей памятью. Его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.
Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. И будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным к прошлому, и умел бы приспособиться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Не существовало бы сказок, игр и многого другого. Я думаю лишив человека воображения – прогресс бы остановился. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции (Ю. А. Полуянов, Воображение и способности. 1982).
2
Основные психологические процессы воображения
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человек, выражающийся в построении образа продуктов труда, а так же обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный результат труда, но и его промежуточные продукты.
Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.
Проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей необходимостью. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действия приходят механизмы воображения.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Но в этом и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Поскольку в окружающем нас мире остаются неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен. Аппарат воображения может быть использован не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых случаях может выступать как замена деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь. Данная форма воображения называется пассивным воображением. Образы фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит при ослаблении деятельности сознания, в состоянии эффекта, во сне, при патологических расстройствах и т.д.
3
Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть воссоздающим и творческим.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.
Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Образы желаемого будущего называют мечтой. Мечта- необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечта выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности и желания. Они являются только стимулами. Для изобретения необходимо самопроизвольное воскрешение образов. Наличие потребностей и стремлений приводит в движение процесс воображения, оживление следов первых возбуждений дает материал для его работы. Деятельность воображения кроме опыта, потребностей и интересов зависит еще и от комбинаторной способности, от технического умения и от традиций.
Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность, составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы.
Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количеств частей предмета или их смещением.
В самом начале механизма творческого воображения стоят всегда восприятия внешние, составляющие основу нашего опыта.
4
То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которым подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних первых возбуждений и соответствующих их образов.
Следующим моментом в процессе воображения является ассоциация, то есть объединение диссоциированных и измененных элементов.
Заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построения сложной картины. Полный круг этой деятельности будет завершенным тогда, когда воображение воплощается во внешних образах. Воплотившись, они (продукты воображения) снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность.
5
Особенности психического развития детей
младшего школьного возраста
Для учителя важно знать психику ребенка. Внимательное изучение детей поможет успешно вести учебную и воспитательную работу, создать условия для формирования положительных качеств личности.
У ребенкамладшего школьного возраста основная деятельность – учебная деятельность. Восприятие мира у ребенка носит слитный характер. Мышление у детей тоже слитное. Анализ, сравнение, выводы делать не умеют. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Характер младшего школьного имеет следующие особенности:
импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа.
Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки.
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности. Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
6
Общие методы, направленные на развитие воображения у детей
Первый самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чему взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Дети могут из всего сделать все, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже не свободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Дале создание детского воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку. Все это взятое вместе послужило основанием для того, чтобы утверждать, что будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у взрослого человека. Интересы у ребенка проще, элементарнее, беднее; отношение его со средой так же не имеет той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, я это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.
Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопленного опыта и начинается воображение.
Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность воображения.
В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.
Не так давно было широко распространено мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и не все могут
7
сохранить надолго творческие способности. Если подобрать соответствующие методы, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их неудачные самовыражающиеся сверстники.
Если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сделать, сочинить придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют традиционно и неинтересно. Только немногие смогут направленно использовать действительно присущую детям свободу ассоциаций и выполнить это задание творчески. Именно поэтому воображение надо развивать в детстве.
В своих представлениях ребенок перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, рисунках. В своих играх ребенок не только следует за логикой реальности, но и хорошо отличает действительность от игровой ситуации. Именно в игре можно формировать у ребенка умение находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представление.
Важная линия в развитии воображения ребенка – это развитие направленности воображения, подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. Благодаря этой способности появляется возможность создавать свои первые законченные работы.
Все творческое проявление ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего труда. В тех случаях, когда поддерживается искра творчества и фантазии ребенка, воображение его может дать чудесные плоды в более зрелом возрасте.
Развитие воображения ребенка требует особого внимания еще и потому, что в детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, его чувства, отношение к окружающему миру.
Опасность, таящаяся в развитии воображения, состоит в том, что ребенок, может полностью уйти в мир своих фантазий. Поэтому важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям. Приучать ребенка реализовать задуманное, и постепенно он начнет испытывать радость творчества, раскрывая себя все полнее и полнее в творческом созидании.
Все дети стремятся к творчеству, но многие отсутствуют, не зная, как найти свое собственное решение. Дав детям на практике, сам метод решения творческих задач, мы приоткрываем перед ними дверь в большой мир творчества. Освоение большинством детей одного и того же способа действий ведет не к однообразию, а к возрастанию оригинальности решений. Так как мы пытаемся научить маленьких творцов не конкретным образцам конкретного действия, а общему принципу, который резко увеличивает степень свободы действий.
8
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – педагога и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную педагогом ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только испольнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо «придумать», «догадаться». Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно задачи, которые ставятся перед детьми, должны быть доступны им, и усложнять их можно постепенно. Нужно помнить, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Чаще хвалить детей за их усердие, отмечать хорошее, не оставлять без внимания ни одной работы. И детям и самому педагогу будет интересно, если он будет предлагать каждый раз новую задачу. Удачное решение приносит удовлетворение. Таким образом можно развить способности детей к самоорганизации и целенаправленной творческой деятельности. Ведь основная цель занятий – научить ребенка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявить свои способности. Дети могут многое, если им интересно.
Первая задача педагога – развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит педагог. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами, его следует сопровождать картинками, показом слайдов, наглядных пособий. Но эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения. Нужно так же объяснять не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в процессе работы, стараться пробудить фантазию ребенка.
Актуализация познавательной деятельности учащихся и развитие их умственных способностей возможны в условиях решения целесообразно организованной системы проблемных заданий. Атмосфера творчества, самостоятельная познавательная деятельность всегда захватывает школьников. Создаются благоприятные условия для того, чтобы знания, полученные таким образом, стали личным убеждением учащихся.
9
Объектом деятельности педагога является ребенок, отличающийся большой динамичностью действий и чувств, сложностью и многообразием внутреннего мира. Поэтому педагог по роду своей профессиональной деятельности должен быть творческой личностью. Ему приходится искать наиболее рациональные пути к достижению целей, проявлять изобретательность, находчивость, уметь индивидуально подойти к каждому ребенку, организовать группу, руководить ей. Педагог не может всегда пользоваться одними и теми же методами и трафаретными приемами. Тот педагог, который повторяет изо дня в день, из года в год одно и тоже, не считаясь с индивидуальными особенностями детей, является нетворческим работникам, вызывающим живой интерес у детей, ремесленником, который быстро наскучит детям и потеряет авторитет.
Труд педагога требует инициативы и самостоятельности при решении многих проблем обучения и воспитания. Чтобы решать эти проблемы, педагогу надо много знать, изучать ценный опыт других, но не копировать его слепо. Нельзя механически переносить образцы работы мастеров в свою группу. Следует предварительно продумать и переработать чужой опыт, учитывая особенности своих учеников и конкретные условия, в которых протекает работа. Творческий педагог думает над тем, чтобы учебный материал увлек детей. Готовясь к занятиям, творчески работающий педагог глубоко продумывает учебный материал, он будит мысль детей, ставя им вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как вы думаете?». Педагог творческого склада ума часто испытывает на занятии подлинное вдохновение, то есть тот особый внутренний подъем, который связан у него с радостью передачи знаний, общения с детьми и с удовлетворением, какое дает работа по призванию. Живое и продуманное изложение учебного материала возможно только тогда, когда педагог постоянно работает над собой, над расширением своих познавательных интересов и умственного кругозора, пополняет запас знаний, следит за научной и методической литературой. Это все обогащает педагога, а также и творческую деятельность его и детей.
10
2. Приёмы развития творческого воображения
Все дети стремятся к творчеству, но многие отсутствуют, не зная, как найти своё собственное решение. Дав детям на практике, сам метод решения творческих задач, мы приоткрываем перед ними дверь в большой мир творчества.
Фантазированию можно научиться. Основой обучения фантазированию являются приёмы нахождения новых идей, в том числе приёмы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), которые используют педагоги центра «Меридиан» на своих занятиях.
При решении творческих задач, чтобы изменить, преобразовать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые образы, можно использовать методы и приёмы:
морфологический анализ,
метод фокальных объектов,
увеличение-уменьшение,
дробление-объединение,
наоборот,
универсализация,
оживление, пр.
Элементы ТРИЗа (теории решения изобретательских задач)
Психологическая инерция
Машина, если даже нажат тормоз, какое-то время продолжает двигаться, то есть едет по «инерции». Человек тоже, выполняя какое-то действие, не сразу переключится на другое действие: срабатывает «Психологическая инерция» - продолжение привычных действий.
Психологическая инерция (ПИ) помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор.
Психологическая инерция помогает человеку, хочет облегчить его жизнь, но при этом она начинает мешать, когда условия изменяются или когда требуется оценить ситуацию с другой точки зрения. Психологическая инерция мешает придумать новое, предлагая старые ответы или быстро сдаваясь: «Этого не может быть!»
11
Психологическая инерция вредна для творческой деятельности. Она ограничивает, отвергает любые рассуждения, приводя к аналогии, к шаблону.
Вот почему, фантазируя, нужно учитывать, что психологическая инерция существует и преодолевать ее.
Способы борьбы с психологической инерции:
«не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего мало интересным и неоригинальным;
замечать, когда начинает действовать психологическая инерция. распознавать психологическую инерцию и управлять ей;
учить видеть ситуации с разных точек зрения;
развивать воображение;
выработать привычку «не повторять и не повторяться».
Многие изобретения имеют «аналоги» в природе: самолет – птица, вертолет – стрекоза, подводная лодка – рыба. Значит, чтобы изобретать, нужно быть наблюдательным, уметь придумывать на что похожи кляксы, облака, тени, различные предметы и т.д. Но для того, чтобы получить интересные, оригинальные идеи, простого наблюдения не достаточно, ведь
психологическая инерция сразу же подсказывает привычные аналогии: например, кружок на солнышко. Есть способ борьбы с психологической инерции, который помогает придумать необычное – «Думай о другом».
Последовательность работы по приему «Думай о другом»
Изображается какой-либо один законченный рисунок, желательно схематично.
Высказывается несколько вариантов «На что похоже (что нарисовано)». Ответы записать в столбик.
Предлагается назвать 3-4 любых объекта (предметы, животные, сказочные герои и т.д.), как можно более разнообразных и непохожих на данный рисунок. Ответы записать во второй столбик.
Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из перечисленных объектов. Можно провести аналогию: есть условия задачи и ответ, нужно найти решение - как этот ответ получился.
Сравниваются варианты ответов, полученных из слов первого и второго столбиков: где решение более интересные.
На что похоже
Думай о другом
Доказательство
Мяч
Солнышко
Арбуз
Шайба
Крокодил
Линейка
Молоток
Тетрадь
Крокодил, который кусает себя за хвост.
Если линейкой очень быстро махать в воздухе – похоже на круг.
Сбоку торец ручки молотка круглый.
Тетрадь свернута в трубку.
Прием «Морфологический анализ»
Для придумывания различных вариантов объекта можно применять прием «Морфологический анализ».
Например, задание: нарисовать домик (без комментариев).
Анализ.
1 уровень новизны (низкий) – домик типа:
2 уровень новизны (средний) – домик с различными деталями, объемное изображение, многоэтажный.
Например
3 уровень новизны (высокий) – гнездо, конура, нора, пенал, гараж и т.д.
Используем прием «Морфологический анализ». Набор частей должен быть одинаковым, но сами части разных домов различны.
Последовательность работы, используя прием «Морфологический анализ».
Выбрать объект (в данном случае дом).
Заполнить левую сторону таблицы – «части». В данном случае – стены, крыша, окно, труба.
Заполнить правую часть таблицы – «варианты частей» - разнообразные формы частей объекта
Создать новые объекты комбинаций различных вариантов.
Части
Варианты частей
Стены
Крыша
Окна
Двери
Метод фокальных объектов
Этот прием заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными для них свойствами.
Например, изобретения: «расческа, которая пищит», «послушный стул». Где и для чего можно использовать эти новые предметы? Расческа может пищать, если грязная голова, чтобы помыли; если ее берет чужой; если упала и т.д. «Послушный стул» сам переходит в другую комнату; может изменять длину, ширину и т.д.
Последовательность работы по приему.
Выбрать предмет (фокальный объект) для усовершенствования, изменения. Например, школьная доска.
Назвать 3-4 любых случайных объекта, как можно более далеких по смыслу. Например, солнце, корабль, жевательная резинка, паук.
Рассмотреть признаки случайных объектов. Например, солнце – горячее, ослепительное, лучистое и т.д.; корабль – многопалубный, парусный, дымящий, плавучий и т.д.; жевательная резинка – тягучая, можно надувать пузыри, с наклейками, сладкая и т.д.
Перенести свойства случайных объектов на фокальный объект.
Развитие идеи (как такое может быть, где и для чего объект можно использовать).
Например, горячая доска – доска-батарея для обогрева класса; сладкая
доска – покрыта сахарным сиропом, для того чтобы лучше писал мел.
Чтобы варианты получились интересными, нужно удачно выбрать случайные объекты и признаки, использовать переносные значения слов. Нужно смело искать неожиданные ассоциации, например, горячая доска – температура которой зависит от правильности ответа, в случае ошибки она остается холодной.
До начала работы можно дать задание придумать новый объект, а в конце сравнить результаты придумывания «просто так» и с использованием приема.
На занятии учащимся было дано задание придумать «новое мороженое».
Были выбраны следующие случайные объекты: дерево, мудрый удав из мультфильма, птица. получены следующие результат:
«Цветочек в горшочке». Конической формы, с мармеладными листочками.
«Сок-мороженое». В форме птицы, с шоколадными лапками и хвостом. Мороженое – игрушка – птичка, машущая крылышками. Можно и поиграть и съесть.
«Мудрое мороженое «Книга». С витаминами для работы мозга.
«Робот – человек» для рекламы и продажи мороженого. На голове у него шляпа с мороженым, которое летит к желающим его.
14
Прием фантазирования «Оживление»
Предложит детям послушать отрывки из стихотворений, например:
«Осень на опушке
Краски разводила.
По листве тихонько,
Кистью проводила».
«Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки».
Как говорится об осени, как будто она какая? Живая. Если осень живая – ее кто-то оживил. Кто может оживить? А если что-то живое, что у него обязательно должно быть, чтобы оно могло жить?
Обычно дети называют: ноги, руки, глаза.
Не всегда человек видит или понимает, что все вокруг живое. Чаще человек это чувствует, особенно писатели, поэты.
«Ель взмахнула ветвями,
Точно крыльями птица».
Признак живого – крылья.
Вспомнить в каких знакомых сказках есть ожившие герои, которые в настоящей жизни неживые.
О чем мечтает дождь?; о чем думает дождь, поливая дома и деревья?; о чем думают дома и деревья?
Обыграть «Оживлялку» с различными «неживыми» предметами, например технические объекты, как ожившие овощи и фрукты в сказке Родари Д. «Чиполино».
Предложить детям проявить фантазию – дорисовать круги, овалы (другие геометрические фигуры), добавляя признаки оживления.
Прием «Увеличение – уменьшение»
Прием «Увеличение – уменьшение» применяется для изменения свойств объекта (рост, вес, силу, размер и другие количественные свойства предметов-объектов).
Игра на внимание «Карлики и великаны».
Педагог показывает изображение различных объектов. Если они большого размера («великаны») – дети поднимают руки и встают на носочки; если маленького размера («карлики») – приседают. Игра проходит в быстром темпе, на выбывание. Эту игру можно использовать в первом классе ка разминку.
Рассмотрим прием «Увеличение – уменьшение» в сказках.
Репка так увеличилась в размерах, что не мог дед один ее вытянуть. Мальчик с пальчик был таким маленьким, что мог поместиться в ухе лошади. Гулливер и лилипуты, Карлик нос. Персонажи могут изменять размеры во
времени (в одно время могут быть большими, в другое время маленькими и
15
наоборот). Когда Кот в сапогах хотел съесть людоеда, он предложил ему превратиться в маленькую мышку. Людоед стал маленьким превратился
в мышку и Кот смог его съесть. В сказке Пушкина А.С. «Сказка о царе Салтане…» царевич уменьшался во времени – превращался в комара, пчелу.
Вот если бы и нам можно было уметь, когда это необходимо, увеличивать или уменьшать объекты. Например, увеличивать – уменьшать автомобиль. На ночь его можно было бы уменьшить и поставить дома, чтобы не ставить его в гараж или на стоянку и не бояться, что его угонят. Уменьшить во время поездки цветы, чтобы не помять их в транспорте.
Что бывает то маленьким, то большим? Например, воздушный шар, луна, огонь, ветер, волна на море, волосы и т.д.
Можно уменьшать и увеличивать размеры, а можно количество. Если чего-либо мало, то это может оказаться «хорошо» и наоборот, если этого чего- либо становиться много, то может быть «плохо». Предложить детям привести примеры. Выслушиваются все варианты ответа; обговаривается, что «хорошо», что «плохо» при увеличении и при уменьшении для человека, животных, природы и т.д.
Представьте себе, что домашние животные вдруг выросли: собака стала размером со слона, кот как корова, аквариумные рыбки размером с акулу. Чтобы тогда изменилось в их жизни и в жизни людей?
Увеличивать и уменьшать можно не только размеры объектов и их частей, но и их признаки. Можно представить с детьми, что будет «хорошо» и что «плохо» в том, что люди станут очень-очень добрыми; будут очень мало спать. Что в самих себе дети хотели бы увеличить или уменьшить (какие качества).
Нарисовать любой объект; найти и зарисовать с левой стороны объект, который меньше данного выбранного объекта, а с правой стороны – больше.
Например
Прием «Дробление - объединение»
Один из самых древних приемов, применяемых до сих пор изобретателями. Суть его проста – разделение объекта на независимые части, выполнение объекта разборным, соединение однородных или предназначенных для сложных операций объектов или объединение во времени однородных или смежных операций.
Приведем несколько примеров применения этого приема.
16
На страницах сказок мы встречаемся с приемом «Дробление - объединение»:
русалка – рыба + человек; змей Горыныч – змей + птица. На экране одновременно могут присутствовать в качестве персонажей живые актеры и рисованные мультперсонажи.
Если внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, то можно легко выделить те предметы, которые человек изобрел, используя рассматриваемый прием. Это бытовая техника: кухонный комбайн, двухкамерный холодильник; предметы мебели: кресла-кровати, пуфики-ящики, наборы разной конфигурации шкафов – горка.
Использование данного приемапозволило создать множество новых удобныхинструментов и устройств. Например: складной метр, рулетка – брелок, набор отверток: насадки разной формы и размера с одной рукояткой.
На занятии с детьми можно выделить в кабинете те предметы, при создании которых использовался данный прием (карандаш с резинкой, пенал и портфели – ранцы, разделенные на отделы; доска; учебники-тетради и т.д.), а можно пофантазировать и самим создать нечто с помощью рассмотренного приема, правда, только на бумаге.
Для младших детей можно дать задание создать образ необычного животного, соединяя части одного животного (насекомого, птицы) с частями другого животного или нескольких животных, предварительно разделив их на части.
Для старших детей предложить попробовать создать необычный, оригинальный, но полезный технический объект.
Прием фантазирования «Универсальность»
Данный прием использован при разработке практически всех технических объектов или стараются сделать универсальными их применение.
В чем заключается универсальность объекта?
Объект может выполнять несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
Используя прием фантазирования «Универсальность», любой предмет можно рассмотреть в разных ситуациях. Он выполняет сразу много функций. Найдите новые функции для обычных предметов: стакан, платок, лыжи, консервная банка и т.д. Например, карандаш можно использовать не только для рисования и черчения, но и как указку, шило, линейку, колышек для подпорки растений и т.д.
Даже самой обычной вещи можно придумать дополнительные приспособления, которые помогут использовать ее даже там, где и не ожидаешь увидеть. Этот прием помогает творчески подойти к решению проблемы. При соединении нескольких предметах можно получить нечто принципиально новое. Так, например, при соединении телефона и
17
компьютера получилась электронная связь, самая популярная в мире. Сам компьютер универсален. Он может выполнять сразу несколько действий: считать, петь, показывать фильмы, помогает в переписке с друзьями, заменил печатную машинку, можно рисовать, играть и многое другое.
Бытовая современная техника практически вся стремиться к универсальности: кухонный комбайн, электропечь, утюг, моющий пылесос, телевизор, телефон и т.д. Универсальным и тем самым удобным и практичным стараются сделать инструмент: молоток-гвоздодер; дрель применяется для сверления, сборки мебели, в качестве точила; ножницы совмещают с линейкой и др.
Фантазируя с детьми тоже можно получить интересные оригинальные результаты, например, «карандаш – фонарик», «чайник самодвижущийся на колесиках «Самоналивайка», «средства передвижения под водой, на воде и по суше «Универсал».
Игры – задания на развитие воображения
Игра «Волшебные ладошки»
С помощью контурного изображения ладони и пальцев можно провести занимательную увлекательную игру, развивающую абстрактное мышление, заставляющую в контурном изображении увидеть какой – либо образ.
Детям предлагается приложить ладошку на лист бумаги и обвести карандашом. При этом пальчики могут занимать разное положение: быть вместе, врозь или частично объединенными. Внимательно всматриваясь в подученные линии, можно увидеть какой-либо образ и изобразить его, дорисовывая элементы как внутри контура, так и вне его. После того как объект готов, можно предложить детям, поместить его в привычную среду обитания, дорисовав окружающую среду. Образы могут получиться необычные, оригинальные: птица, церковь, дракон, яблоня, петух, осьминог.
Игра «Почемучка»
Вопросы могут задавать как педагог, так и дети. Интересная, живая ситуация образуется, если вопросы задают и отвечают дети под руководством педагога, то есть как бы сами находят ответ.
Почему родник бьет из-под земли? Кто его толкает?
Почему у красивой розы некрасивые, колючие шипы?
Почему кошка и собака не любят друг друга?
Почему лису назвали хитрой, зайца трусливым, медведя неуклюжим?
Почему белка живет в дупле? и т.д.
18
Игра «Что будет?»
По аналогии с игрой «Почемучка»
Что будет, если технические объекты оживут?
Что будет, если все действия за человека будут выполнять роботы?
Что будет, если люди будут жит в динамичных, подвижных домах?
Что будет, если человек будет летать ка птица?
Что будет, если все люди будут ясновидящими? и т.д.
Свободное фантазирование
Придумать фантастическое растение, животное и т.д.
Придумать здание будущего, школа будущего и т.д.
Придумать картину: жизнь под водой, космический город и т.д.
Придумать новый вид транспорта – идеальный транспорт.
Придумать новый праздник, игру и т.д.
Что такое или кто такой курлямбаруда (здесь может быть любая абракадабра)?
Из набора геометрических фигур составить любой объект по заданной теме или по собственному замыслу.
На что похоже? или Дорисовать до образа любую геометрическую фигуру, линию, неоконченный рисунок, контурное изображение какого-либо предмета и т.д.
19
3. Заключение
В любой творческой работе максимально проявляется личность.
Для формирования творческой личности необходимо создавать условия, способствующие творчеству. Признание безусловной ценности ребенка. Позволять ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем.
Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.
Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая творческую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны педагога. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению надситуативных целей.
Творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности.
Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческих способностей, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить младших школьников.
20
Список литературы
Выготский, Л.С. Воображение и творчество / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.