Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.
Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.
Статья предназначена для учителей начальных классов. Информация будет полезна при составлении конспектов уроков по развитию речи, во внеурочной деятельности.Учителям - логопедам при коррекции дисграфии, а также на уроках развития связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.»
Сиднева Елена Валерьевна
Учитель – логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»
Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.
Развитие связной речи у обучающихся начальных классов можно осуществлять с помощью пословиц и поговорок. Часто, в бытовой речи, люди так или иначе прибегают к пословицам, так как эти выражения как нельзя лучше подходят к какой – либо конкретной ситуации. Мы, иногда, хотим блеснуть «красным словцом»! Например, «Хороша ложка к обеду» - когда человека необходимо вовремя поздравить, или «Семеро одного не ждут», когда хотим кого – то поторопить. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» - необходимо приложить усилия. «Встала рано да напряла мало» - если человек потерял много времени. Эти крылатые выражения как нельзя точнее помогают выразить свои мысли, дать оценку какой – либо ситуации или с юмором отнестись к себе.
Пословицы можно найти на разную тематику: о дружбе, учёбе, хлебе, Родине, труде, здоровье, спорте, семье, погоде, любви, добре и зле, книге, воде. Все они, так или иначе, подходят к использованию на уроке развития речи как отдельной темы для сочинений – рассуждений:
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
С книгой жить – век не тужить.
Человек без Родины, что птица без гнезда.
Хлеб – всему голова.
Богатство людей – отец и мать.
Когда я впервые начинала вводить пословицы, то детям нелегко было объяснить их скрытый смысл, они путались в мыслях, отвечали невпопад, приходилось самой давать правильный ответ! На данный момент, все по – другому! У обучающихся расширился активный словарный запас, они лучше владеют словом, стараются грамматически правильно оформлять свои мысли – доказательства, у них развивается логическое мышление, дети учатся доказывать свою точку зрения, становятся увереннее в своих суждениях, не боятся ошибиться, ведь на помощь придут другие ребята (выслушиваем мнение всех обучающихся и вместе ищем путь к истине).
Интересно проводить параллель по тому, как звучат одни и те же пословицы в разных языках!
Знакомить детей с культурой и фальклором разных народов:
1) Встречают по одёжке, провожают по уму (русская).
В знакомых местах уважают человека – в незнакомых – шубу (казахская).
2) Достоинство слова в крепости (арабская).
Дал слово – держи! (русская).
3) Когда народ един, он непобедим (китайская).
Один в поле не воин (русская).
Для некоторых людей пословицы становятся жизненным девизом!
Глаза боятся, а руки делают!
А где наша не пропадала!
Пословицы можно использовать при коррекции дисграфии или дизорфографии (у младших и старших школьников):
«На чужой стОрОнушке рад свОей вОрОнушке» (безударные гласные)
«Доброе слово (ку ве че ло), что дождь в засуху (слоговой состав слова)
От одного слова, да навеки ссора (предлоги)
Порядок время бережёт (твёрдые и мягкие согласные)
Хороший друГ – это настоящий клаД (парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов)
РыБка мелка, да уха слаДка (парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов)
ССора до добра не доводит (двойные согласные)
ЖИзнь дана на добрые дела (правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу)
БолЬше дела – менЬше слов (правописание слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного)
·Без терпенЬя нет уменЬя.
Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить (правописания слов с разделительными ъ и ь знаками) и т.д
Можно использовать на уроках задания такого типа как, найди вторую половину пословицы и соедини её части стрелками!
Учить
что топор не точёный.
Кто грамоте горазд
рядом идут.
Кто хочет много знать
ум точить.
Человек неучёный
тому не пропасть.
Учёба и труд
тому надо мало спать.
Пословицы развивают чувство рифмы, которое не всегда развито у детей.
Детям нравится составлять пословицы из слов!
Что, пером, топором, написано, не, вырубишь…и т.д
Использовать пословицы можно и для развития психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Например, прочитай, запомни и запиши пословицу на память, предварительно проведя аналитическую работу!
Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
Без муки нет науки.
Пословицы можно использовать и при самоанализе деятельности обучающихся на уроке (рефлексия).
Например, выберите пословицу, которая больше подходит по смыслу к вашей сегодняшней работе:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
За учёного трёх неучёных дают.
Все за одного, один за всех.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Не болтай наугад, клади слово в лад.
По делам и награда.
Знакомить с пословицами можно начинать уже с 1 класса, в основном, с общеизвестных. С третьего класса можно предлагать уже мало знакомые пословицы, учить применять их к месту, запоминать! Положительный результат в работе обязательно будет при систематическом включении в урок хотя бы одного задания с пословицами.