kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для учителей начальных классов. Информация будет полезна при составлении конспектов уроков по развитию речи, во внеурочной деятельности.Учителям - логопедам  при коррекции дисграфии, а также на уроках развития связной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.»

Сиднева Елена Валерьевна

Учитель – логопед

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»



Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.

Развитие связной речи у обучающихся начальных классов можно осуществлять с помощью пословиц и поговорок. Часто, в бытовой речи, люди так или иначе прибегают к пословицам, так как эти выражения как нельзя лучше подходят к какой – либо конкретной ситуации. Мы, иногда, хотим блеснуть «красным словцом»! Например, «Хороша ложка к обеду» - когда человека необходимо вовремя поздравить, или «Семеро одного не ждут», когда хотим кого – то поторопить. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» - необходимо приложить усилия. «Встала рано да напряла мало» - если человек потерял много времени. Эти крылатые выражения как нельзя точнее помогают выразить свои мысли, дать оценку какой – либо ситуации или с юмором отнестись к себе.



Пословицы можно найти на разную тематику: о дружбе, учёбе, хлебе, Родине, труде, здоровье, спорте, семье, погоде, любви, добре и зле, книге, воде. Все они, так или иначе, подходят к использованию на уроке развития речи как отдельной темы для сочинений – рассуждений:

  • Нет лучше дружка, чем родная матушка.

  • С книгой жить – век не тужить.

  • Человек без Родины, что птица без гнезда.

  • Хлеб – всему голова.

  • Богатство людей – отец и мать.

Когда я впервые начинала вводить пословицы, то детям нелегко было объяснить их скрытый смысл, они путались в мыслях, отвечали невпопад, приходилось самой давать правильный ответ! На данный момент, все по – другому! У обучающихся расширился активный словарный запас, они лучше владеют словом, стараются грамматически правильно оформлять свои мысли – доказательства, у них развивается логическое мышление, дети учатся доказывать свою точку зрения, становятся увереннее в своих суждениях, не боятся ошибиться, ведь на помощь придут другие ребята (выслушиваем мнение всех обучающихся и вместе ищем путь к истине).

Интересно проводить параллель по тому, как звучат одни и те же пословицы в разных языках!

Знакомить детей с культурой и фальклором разных народов:

1) Встречают по одёжке, провожают по уму (русская).

В знакомых местах уважают человека – в незнакомых – шубу (казахская).

2) Достоинство слова в крепости (арабская).

Дал слово – держи! (русская).

3) Когда народ един, он непобедим (китайская).

Один в поле не воин (русская).

Для некоторых людей пословицы становятся жизненным девизом!

Глаза боятся, а руки делают!

А где наша не пропадала!

Пословицы можно использовать при коррекции дисграфии или дизорфографии (у младших и старших школьников):

  • «На чужой стОрОнушке рад свОей вОрОнушке» (безударные гласные)

  • «Доброе слово (ку ве че ло), что дождь в засуху (слоговой состав слова)

  • От одного слова, да навеки ссора (предлоги)

  • Порядок время бережёт (твёрдые и мягкие согласные)

  • Хороший друГ – это настоящий клаД (парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов)

  • РыБка мелка, да уха слаДка (парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов)

  • ССора до добра не доводит (двойные согласные)

  • ЖИзнь дана на добрые дела (правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу)

  • БолЬше дела – менЬше слов (правописание слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного)

  • ·Без терпенЬя нет уменЬя.

  • Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить (правописания слов с разделительными ъ и  ь знаками) и т.д

Можно использовать на уроках задания такого типа как, найди вторую половину пословицы и соедини её части стрелками!

Учить

что топор не точёный.

Кто грамоте горазд

рядом идут.

Кто хочет много знать

ум точить.

Человек неучёный

тому не пропасть.

Учёба и труд

тому надо мало спать.

Пословицы развивают чувство рифмы, которое не всегда развито у детей.

Детям нравится составлять пословицы из слов!

Что, пером, топором, написано, не, вырубишь…и т.д

Использовать пословицы можно и для развития психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Например, прочитай, запомни и запиши пословицу на память, предварительно проведя аналитическую работу!

Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Без муки нет науки.

Пословицы можно использовать и при самоанализе деятельности обучающихся на уроке (рефлексия).

Например, выберите пословицу, которая больше подходит по смыслу к вашей сегодняшней работе:

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

  • За учёного трёх неучёных дают.

  • Все за одного, один за всех.

  • Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.

  • Не болтай наугад, клади слово в лад.

  • По делам и награда.

Знакомить с пословицами можно начинать уже с 1 класса, в основном, с общеизвестных. С третьего класса можно предлагать уже мало знакомые пословицы, учить применять их к месту, запоминать! Положительный результат в работе обязательно будет при систематическом включении в урок хотя бы одного задания с пословицами.

Желаю успехов в работе!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Развитие связной речи у младших школьников посредством устного словесного творчества.

Автор: Сиднева Елена Валерьевна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства