Развитие речи младших школьников с речевыми нарушениями посредством написания сочинения
Развитие речи младших школьников с речевыми нарушениями посредством написания сочинения
Важнейшей задачей обучения детей родному языку является - развитие речи. Красивая и грамотная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития, поэтому одна из наиболее трудных и главных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, а так же ее правильному, логически последовательному оформлению на письме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников с речевыми нарушениями посредством написания сочинения»
Денисенко Ирина Сергеевна
Учитель-дефектолог
МБОУ ЦО №15 «ЛУЧ» г. Белгорода
Брянцева Татьяна Ивановна,
Отличник народного просвещения
учитель-логопед
МБОУ ЦО №15 «ЛУЧ» г. Белгорода.
Развитие речи младших школьников с речевыми нарушениями
посредством написания сочинения
Важнейшей задачей обучения детей родному языку является - развитие речи. Красивая и грамотная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития, поэтому одна из наиболее трудных и главных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, а так же ее правильному, логически последовательному оформлению на письме.
Развитие связной речи включает в себя обучение смысловому восприятию текста (слушанию и чтению) и созданию текста (устного и письменного) и рассматривается как осознанное формирование коммуникативных умений у учащихся и их реализация при построении текстов и речевых высказываний.
В настоящее время проблемы развития речи очень актуальны, так как отмечается снижение мышления и речевой деятельности учащихся. Педагоги при обучении детей сталкиваются с такими трудностями как: недостаточный словарный запас учащихся; неумение четко и логично выражать свои мысли; учащимся трудно систематизировать опыт, изложить на бумаге, составить план. Таким образом, задача педагога научить детей устанавливать логическую последовательность событий; конструировать предложения и текст; а так же – обогащать словарный запас.
Сочинение в начальной школе подчинены все другие речевые упражнения, поэтому оно занимает особое место в системе обучения детей родному языку и связной речи. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная в 1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы, логически выстраивать свои мысли и речь.
В 1-ом классе письменным сочинениям предшествуют различные устные упражнения: составление предложений, объеденных темой; восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок; устные ответы на вопросы; составление предложений по сюжетным картинкам; устные рассказы по прочитанному или по аналогии с прочитанным. Выполняя такие упражнения вместе с учителем, дети учатся выражать свои мысли в определенном порядке, последовательно. Такая подготовительная работа к сочинениям проводится на протяжении всего учебного года.
Так же, в первом классе на материале коротких рассказов и стихотворений дети учатся не только читать, но и осознанно пересказывать содержание текста, высказывать своё мнение о прочитанном.
Для активации процесса связного говорения, а в последующем и самостоятельного составления рассказов и текстов используют и такие приемы как:
1. Игры на восстановление порядка серии картинок, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа.
2. Игра «пропавшая картинка», развивающая у учащихся навык нахождения места данного элемента в системе других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления, т. е. рассказывания сюжета отсутствующей картинки.
3. Игра на нахождение «ошибки» и восстановление деформированного порядка наглядных элементов, развивающая у детей соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала.
4. «Эвристические» игры, направленные на выбор недостающей картинки из ряда предложенных.
5. Специально выдуманные истории, которые побуждают учащихся к поиску логичного продолжения или завершения начатого рассказа.
6. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого рассказа с опорой на наглядный материал.
7. Игра в «семантические абсурды», когда детям предлагается найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими языковыми единицами. Игры на подстановку подготавливают к формированию поисковой деятельности учащихся, направляя ребенка на выбор языковых средств, адекватных смысловым и синтагматическим отношениям заданного текста.
8. Ассоциативные игры, целью которых является актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти. Проведение такой игры связано с заданием найти слова, близкие по смыслу или противоположные заданному слову. Наиболее интересным вариантом таких игр оказывается подбор различных слов, которые меняют смысл речевого высказывания.
9. Чтение как специальный прием, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам, описанию, рассуждению. Чтение с различными установками, нацеливающими детей на придумывание начала, конца, середины, является эффективным мотивационным приемом, обеспечивающим формирование практических навыков связного говорения.
Сочинения во втором классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.
Работа над сочинением во втором классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе: Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.). Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.). Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко). Усвоение сочетаемости слов.
Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать слова, правильно строить предложения на заданную тему. Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели используются сюжетные раздаточные картинки по развитию речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы, в связи с прочитанным, или составление рассказа по заданным вопросам. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.
Сочинения в 3 классе – это небольшие сюжетные рассказы с элементами описания. Правильно строить простые предложения различных типов. Умению отбирать слова и употреблять их в речи. Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в первом и втором классах, так и в третьем классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки. В 3-м классе учащимся предлагается план сочинения. Увеличиваются требования к содержанию и последовательности изложения, описанию признаков, выражению своего отношения к происходящему, к наличию выводов. Любое сочинение состоит из трех частей:
1.Вступление.
2. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
3. Заключение.
В плане не должны быть прописаны слова «вступление», «основная часть», «заключение».
· развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков;
· обучению написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Использование памяток для младших школьников при написании сочинений различных видов.
Для подготовки к написанию сочинений (составления текстов) разной типологии использую алгоритмы и памятки.
Как составить текст-повествование?
1.Определи тему текста.
2.Сформулируй основную мысль того, о чем ты хочешь написать.
3.Придумай подходящее заглавие.
4.С чего лучше начать рассказ? Составь начало текста.
5.О чем следует рассказать в основной части (как начиналось действие, как развивалось, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Составь основную часть текста.
Как составить текст-описание?
Рассмотри внимательно предмет, который нужно описать.
Выдели основные признаки предмета.
Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.
Подбери сравнения, которые можно использовать в тексте.
Вырази свое отношение к предмету.
Как составить текст-рассуждение?
1.Кратко назови то, что будешь доказывать.
2.Подбери доказательства.
3.Подумай, как построить текст. Доказательства можно начинать словами: потому, что, объясняется это тем, что.
4. Сформулируй вывод.
В обучении построению каждого типа текстов выделяются следующие этапы:
1) анализ готовых образцов высказывания;
2) конструирование текста по опорам;
3) самостоятельное создание опор и построение текста на их основе. Совокупность двух видов опорных конструкций представляет собой модель анализируемого или создаваемого высказывания, соотносится с его темарематическим развертыванием:
опорные слова и конструкции, характеризующие содержание текста: тематические предложения, глаголы и глагольные словосочетания, отражающие систему предикатов в тексте, имена существительные и эпитеты к ним, представляющие собой систему денотатов и их признаков (смысловые опоры);
опорные слова и конструкции, отражающие связи между частями текста. Для составления высказываний предлагается обобщенная модель, отражающая пооперационный способ деятельности по созданию текста, которая в каждом случае может быть наполнена конкретным материалом:
1) ориентировка в общем содержании картины, текста;
2) разграничение основных смысловых частей в содержании;
3) составление общего плана высказывания из тематических (этапных) предложений;
4) установление связи между ними;
5) подбор нужных слов для высказывания;
6) подробное развертывание пунктов плана.
Использование такой модели способствует индивидуализации коррекционного обучения, так как создает возможность более длительной и дробной отработки нарушенного звена речепорождения (на индивидуальных занятиях). Предлагаемая методика обучения характеризуется комплексным сочетанием слуховых (чтение текстов и объяснения учителя), зрительных (вербальные и невербальные опоры) и моторных (запись материала) ощущений учащихся, служащих опорой для сознательного овладения учащимися правилами текстообразования.
При подготовке к сочинению создаю вспомогательные опорные таблицы:
Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения.
Составление текста по самостоятельно подобранным опорным конструкциям. Задача обучения на третьем этапе заключается в закреплении полученных сведений при составлении текста по самостоятельно подобранным опорным конструкциям под руководством учителя, доля участия которого в процессе обучения постепенно сокращается.
Методический приём «Таблица сбора материала для сочинения по картине».
Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:
Пункты плана
Что? Кто?
Какой?
Что делает?
Варианты предложений
1. Вступление
Художник ФИО
Знаменитый, русский, популярный
Написал картину в … году
2.
Передний план картины
1. Время года — зима
2. Береза
3. Пень
1.Суровая, холодная
2.Тонкая, кудрявая
3.Старый, рассохшийся
1. Наступила, вошла в свои права
2. Дрожит от холода, пригорюнилась
3. Укутался снегом
1. На картине изображена суровая зима.
2. Художник изобразил ненастный зимний день.
3.
Задний план, детали картины
4. Заключение
Работа над сочинением по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Что изображено на картине?
весна, грачи
На картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» я вижу прилёт первых весенний птиц – грачей.
Пейзаж
простой, скромный, лёгкая грусть
Пейзаж очень простой, скромный, навевающий лёгкую грусть. Всё очень обыденно, но показано мастером с каким-то волнующим чувством.
Местность
растаял снег, оттаявшая земля, небо затянуто
Художник показывает нам приближение весны. В полях растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет еще яркого солнца. Небо затянуто голубовато-белыми облаками.
На переднем плане
грачи, вьют гнезда, берёзки, высокие корявые, ветвистые,
На переднем плане картины я вижу грачей, которые вьют гнёзда для того, чтобы вывести птенцов. Также я вижу странные берёзки. Они высокие, стволы корявые и ветвистые. На них ещё нет листвы.
Мне нравится
красота ранней весны, пробуждение природы
Мне картина очень нравится, потому что художник, показал красоту ранней весны, пробуждение природы. Он вложил в это полотно всю свою душу.
Конструирования текста имеет большой арсенал типов речевых упражнений и приемов, обычно выполняющих вспомогательную или подготовительную функцию. На разных его этапах они входят в процесс подготовки речевого упражнения. Метод конструирования текста включает в себя словарную работу, работу над словосочетанием, работу над предложением, логическую: работа с понятиями и создание их определений, сопоставление предметов, явлений природы по их показателям, упражнения, опирающиеся в теории текста: моделирование структуры слова стандартов и подчинение своего текста данной модели, исправление собственного слова; отработка видов взаимосвязи в тексте; формирование слов разных функционально-смысловых видов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: описания картины, пейзажной зарисовки, статьи в газету, рассказа, очерка, пьесы, письма; передача сюжета в диалогической форме. Можно сделать вывод, что сочинение как вид работы над развитием речи младших школьников, использует все перечисленные методы.
Список использованной литературы:
Е.В. Архипова. Основы методики развития речи учащихся. М.,2004.
Н.Г. Андреева. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников в 3-х частях, М:ВЛАДОС, 2010.
Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями. Под.ред. А.А. Алмазовой и В.И. Селиверстова, М., 2006.