Развитие навыка понятийного чтения у учащихся начальных классов через систему работы с текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Развитие навыка понятийного чтения у учащихся начальных классов через систему работы с текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Статья из опыта работы "Развитие навыка понятийного чтения у учащихсч начальных классов через систему работы с текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка понятийного чтения у учащихся начальных классов через систему работы с текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира.»
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 12 г. Тобольск
Хасанова Альфия Фаридовна
Развитие навыка понятийного чтения у учащихся начальных классов через систему работы с текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира.
«Чтение делает человека знающим», – эти слова Фрэнсиса Бэкона отражают проблемы, связанные с чтением. В современном мире особой ценностью является умение работать с информацией – выделять главное, видеть причинно-следственные связи, противоречия, делать выводы, для этого необходимо развивать понятийное мышление. Формирование понятийного мышления учащихся младших классов зависит от их речевого развития, которое формируется через чтение, без которого затруднено обучение по всем предметам. Умение вчитываться в текст, извлекать из него информацию, основываясь на тексте делать выводы, давать определения, понятия, все это позволяет формировать у ребенка многообразные связи его образных представлении с речевыми высказываниями, обогащать словарный запас, речевой опыт, позволяя в дальнейшем легче воспринимать информацию на слух. Формирование у детей смыслового навыка чтения позволяет создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости на прочитанное или услышанное произведение, духовно-нравственное совершенствование личности.
Я, как учитель хочу, чтобы мои ученики научились не только владеть навыками смыслового чтения, обладали понятийным мышлением, но и выросли нравственными людьми. Для достижения данных целей использую на уроках подборку текстов и отработку вопросов.
На уроках литературного чтения применяю рассказы для детей В.А. Сухомлинского, В. Осеевой, Л.Н. Толстого (Приложение 1).
По своему содержанию рассказы доступны для учащихся начальных классов. Их ценность в духовно-нравственном содержании, темы отношений со взрослыми, сцены школьной жизни, бытовые ситуации, позволяющие раскрыть уроки жизни. Тексты разной длины (от 65 слов и выше).
Работу на уроке с текстами можно проводить следующим образом:
1. Подобрать текст в соответствии с темой урока.
2. Работа с текстом на уроке занимает от 5 минут до 10 минут.
3. Можно работать одновременно с одинаковыми текстами или разными.
В системе применяю на уроках литературного чтения работу с одинаковыми текстами.
1. Возможно работа по проверке техники чтения.
1) Учащиеся начинают читать текст по сигналу. По истечении времени ставят отметку в месте остановки.
2) Приступают к работе по вопросам к тексту.
2. Следующая форма работы:
1) Раздаю распечатанные тексты и вопросы к ним.
2) Дети внимательно читают предложенный текст и письменно отвечают на вопросы (в таблице). Формулируют полный ответ, приводят в доказательство цитаты, реплики из текста. Цитаты выписывают или подчеркивают в тексте, обозначая номер вопроса.
3) На работу с текстом отводиться определенное время, по истечении времени работы сдаются.
4). Анализ текста и ответов на вопросы проводиться или на уроке после сдачи работ или на следующий урок, после проверки.
Работа с разными текстами может проводиться в группах, парах. После работы со своим текстом может проходить обмен, затем, сравнение и анализ ответов.
Понимание прочитанного, достигается и через эмоциональный настрой, красоту, мелодичность языка. Перевод текста в рисунок позволяет развивать воображение, лучше удерживать сюжетную линию, понять идею произведения, по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Например, на уроке литературного чтения в 3 классе по теме: «К. Паустовский «Прощание с летом», одной из задач было по ходу чтения представить (создать) увиденную и услышанную автором картину.
Ученики отвечали на вопросы: - От какого ощущения проснулся автор? (странного ощущения). - Как назвал автор тишину? (мертвая). Почему? (Умер дождь) - Автор увидел или услышал картину? (работа с таблицей) (Приложение 2)
Результатом работы на уроке у каждого ученика была «Карта - мысли»: с целями ученика, планом текста, с утверждениями. (Приложение 2). Дети пришли к выводу, что литературное произведение можно не только прочитать, но и увидеть, и услышать.
В течение урока создавались картины по данному произведению, работы объёмные в процессе чтения произведения появляются герой рассказа К. Паустовского, процесс и результат работы вдохновляет, восторгает учеников, развивает воображение, понимание прочитанного (Приложение 3). Ученики вдохновились созданием своих картин, одно из домашних заданий, по выбору, создать, нарисовать иллюстрацию к рассказу К. Паустовского «Прощание с летом».
На уроках окружающего мира применяю произведения для детей М.Пришвина, Г.Скрибицкого, Н. Сладкова, Л.Толстого, научно-популярные тексты.
Например, на уроке окружающего мира 3 класс, при изучении темы: «Лесная зона. Смешанный лес», в качестве дополнительного материала использую рассказ Н. Сладкова «Лесной шум». (Приложение 4). Работа с данным текстом позволяет: расширить знания учеников о лесе, его «жителях», их особенностях, обратить внимание на красоту леса, на бережное к нему отношение, заставляет думать, познавать окружающий мир, повторить (закрепить) средства художественной выразительности, умение определить главную мысль текста.
На уроке окружающего мира, тема «Древнерусская культура» для актуализации знаний использую отрывок из книги Сергея Голицына «Про бел - горюч камень» (Приложение 4).
Вопросы к тексту: - Когда происходят события в рассказе? Приведите доказательства.
- Что умели делать люди в прошлом? – Почему лезвие ножа заржавело, а ручка почернела? (Позволяет познакомить детей особенностями железа и серебра). - Чем стал заниматься мальчик после находки? - Какой узор был на рукоятке ножа? - В чем нашел продолжение жизни узор с ножа?
В результате внимательного чтения и разбора текста учащиеся приходят к выводу, что «человек всегда стремился изготавливать надежные вещи, в Древней Руси люди знали различные свойства металлов и стремились к красоте». После работы с текстом переходим изучению новой темы.
Работа с различными стилями текста позволяет на уроках расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас, устанавливать связи, делать выводы, находить дополнительную информацию, прививать любовь к природе, близким.
Получаемые ребенком научные знания организуются в понятийные структуры, и тем самым постепенно им усваивается в общий понятийный принцип структурирования информации, т. е. формируется понятийное мышление.
Главное не количество прочитанных слов, а осознанность, понимание прочитанного.
Приложение 1
Для чего говорят спасибо (95 слов).
По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода.
Они наклонились, напились.
— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
— Вы зачем сказали ручью спасибо? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
— Это так. Если бы напился волк, он бы спасибо не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит спасибо? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
(В. А. Сухомлинский)
Вопросы к тексту.
1. Герой рассказа?
2. Где оказались герои?
3. Что сделал дедушка, когда напился воды?
4. Понятен ли был мальчику этот поступок?
5. Какие объяснения дал ему дедушка?
6. Кому нужно слово спасибо?
7. Догадается ли мальчик, для чего говорят спасибо?
Приложение 2
Карта - мысли.
1.
До
Утверждение
После
1. Проза может быть поэтической и лирической.
2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать
2.
План
1
услышал
увидел
2
услышал
увидел
3
услышал
увидел
4
услышал
увидел
5
услышал
увидел
Приложение 3
Приложение 4
«Лесной шум».
У каждого дерева свой вид. Сосна стройная, берёза кудрявая, ива развесистая. Дуб могучий, осина трепетная. Ель величавая.
Но лес — это тысячи тысяч деревьев. И встречаются в лесу деревья удивительные, на свою родню непохожие.
С давних времён из нас, сосен, мачты для кораблей делали. Так и называли у нас — сосны мачтовые. Ещё из нас дранку кололи. Положено нам потому быть прямыми, как стрелы, и смолистыми. А я не хочу быть мачтой, не хочу быть дранкой — хочу быть лесной лирой…
— Горькие мы, осины, горькие сиротины: всю жизнь трепещем от страха. Протянем же друг другу руки, встанем вдвоём против ветра!
У всех ёлок макушка пикой, а у этой вдруг макушка с завивкой.
Причёска «ведьмина метла».
Сварливые соседки — всю жизнь «на ножах». Всю жизнь сучки в бок и взаимные шпильки. Вместе тесно, а врозь скучно. Ель скрипит, осина лопочет, обе вздыхают и охают, а помириться не могут.
Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи разных историй.
(Н. Сладкова)
Вопросы к тесту:
1. Какие «удивительные» деревья описывает автор?
2. Как называют сосны? Почему?
3. Кем мечтает быть сосна?
4. Почему осины «горькие»?
5. Как понять «вместе тесно, а врозь скучно»?
6. Дайте свое название тексту.
Отрывок из книги Сергея Голицына «Про бел - горюч камень».
…..Давным-давно, восемьсот с лишним лет назад в одном селе на берегу Клязьмы – реки, ниже города Владимира жил мальчик…..
Однажды нашел тот мальчик на берегу Клязьмы - реки ножик. Железное лезвие его все заржавело, а ручка почернела - значит, была серебряной. Жители осматривали находку, удивлялись. Дед сказал, что верно его купцы потеряли, которые везли дары из дальних стран.
Три дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. На его серебряной ручке проступил тонкий – претонкий рисунок: …..
С того дня стал мальчик из осиновых и липовых поленьев вырезать всем соседским детям игрушки, а когда на другое лето задумали дед и отец мальчика новую избу на два окна ставить, он решил её украсить: узором с рукоятки ножа да цветами и травами с вышивок матери…..
Литература
Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике» - М.: Педагогика, 1990г. -304с.
Сладков Н.И. «Силуэты в облаках» http://sladkov.lit-info.ru/sladkov/siluety-na-oblakah/index.htm
Ясукова Л.А. «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении». http://www.ясюковаю.рф/methods/