"Развитие моторных функций, как профилактика и коррекция зрительно-пространственной дисграфии"
"Развитие моторных функций, как профилактика и коррекция зрительно-пространственной дисграфии"
Дисграфия– нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках. Это усложняет обучению письму. . Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и правильному изображению их на письме. Эти ошибки приводят к школьной неуспеваемости. Интерес к обучению снижается, каждый урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать школу, появляется замкнутость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель-логопед. Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Сегодня тема нашей гостиной: «Развитие моторных функций, как профилактика и коррекция зрительно-пространственной дисграфии». Мы расскажем вам, что такое зрительно-пространственная дисграфия, какие ошибки обучающиеся делают на письме и какие упражнения и игры можно делать дома для профилактики и устранения дисграфии.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности.
Несформированность какой-либо из этих функций может вызвать нарушения процесса овладения письмом, т.е. дисграфию.
Дисграфия– нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках. Это усложняет обучению письму.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких специфичных элементов. Одинаковые элементы по разному комбинируются в пространстве и образуют различные буквенные знаки: и,ш,ц,щ, и др. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и правильному изображению их на письме.
Какие ошибки часто встречаются при дисграфии:
это разная величина букв, смешение строчных и заглавных букв;
несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).
зеркальное написание букв (повернутое в противоположную строну изображение букв - с, э, е, ю);
дописывание лишних элементов (шишки — шишшики).
замены и смешение сходных букв (и-ш, л-м, х-ж).
Эти ошибки приводят к школьной неуспеваемости. Интерес к обучению снижается, каждый урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать школу, появляется замкнутость, агрессивность. Могут возникать конфликты с педагогами.
Что же в таком случае делать?
Учитель-логопед. Мы предлагаем вам игры и упражнения, которые вы можете использовать дома в целях устранения ошибок на письме.
Для развития образа буквы используем штриховку, выложи букву из бусин, фасоли, макарон, гороха (выкладывать буквы из круп лучше на шероховатой поверхности, например на бархатной бумаге), счетных палочек, «укрась букву» с использованием пластилина, аппликации. Некоторые упражнения мы вам покажем.
Учитель-логопед. Для того, чтобы ваш ребенок не путал буквы и их элементы на письме предлагаем упражнение «Найди букву среди других букв». Например, найди все буквы А и зачеркни.
Упражнение «Узнай и допиши букву». Можно использовать поднос и манку. Взрослый рисует на манке элементы буквы, а ребенок дорисовывает и называет получившуюся букву; то же самое можно выполнить со счетными палочками, макаронами.
Учитель-логопед. В процессе обучения некоторые дети не видят строку, не ориентируются в тетради, путают понятия «вверху-внизу», «справа-слева». Для устранения этого можно использовать следующие задания.
На листе бумаги ребенку предлагают найти середину (центр) листа и нарисовать шарик. Далее ему дают задание: «Шарик летит вверх – прочерти дорожку и нарисуй шарик вверху». Аналогично с ребенком отрабатывают положения внизу, слева и справа. Затем шарик летит в верхний левый, верхний правый угол и т. д. В следующий раз ребенка просим нарисовать, например, бабочку, листочек и по инструкции сделать то же самое.
Графический диктант.Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать взрослого, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Начинать лучше с простой картинки постепенно усложняя задание. Можно загадать загадку перед началом игры, чтобы ребенку было интереснее выполнять задание.
Учитель-логопед. Все эти упражнения и задания позволяют сформировать у детей навыки грамотного письма, улучшить мелкую моторику, память, внимание и мышление.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики– позволяет стимулировать речь, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Учитель-логопед. На этом наше мероприятие заканчивается. Благодарим вас за внимание.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать.
Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка.
В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами.
В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче.
Никогда не ругайте ребенка за ошибки.
Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи.