kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие математической речи младштх школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь детей испытывающих трудности в обучении обычно характеризуется бедностью языковых форм,ограниченностью лексического запаса.страдает логичность,содержательность,выразительность речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие математической речи младштх школьников»

Развитие математической речи младших школьников

Многочисленные исследования школьной успеваемости показывают, что сегодня каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении (при сохранном интеллекте). Так, исследование функциональной грамотности младших школьников (Н.Г. Авдейчук) выявило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант; 36,7% не владеют навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и решении задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учебе.

Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом его социализации и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. Одни дети это испытание выдерживают вполне успешно, для других новая социальная ситуация их развития становится ситуацией риска.

Одним из значимых показателями невысокого уровня адаптационных возможностей является низкий уровень развития речи. Речь ребенка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным показателем. По тому, как ребенок говорит в свободном диалоговом общении можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружающее. Речь детей испытывающих трудности в обучении обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса.. Страдает логичность, содержательность, выразительность речи.

Основополагающим условием продуктивной деятельности по формированию и развитию речи младшего школьника является систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого необходимо чтобы педагог предлагал учащимся задания направленные на развитие речи. Одно из важнейших задач обучения математике –это тоже развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей. И эту работу надо начинать с первого класса.

На уроках математики, как и на других предметах, я работаю по развитию устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность.

Хотелось бы поделиться приемами устной и письменной речи, которые я использую на уроках математики: работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи, развитие связной математической речи. При подборе упражнений и  заданий учитываю программу, стандарт.



Приведу примеры заданий.

Скороговорки и считалки

Скороговорки и считалки являются эффективным средством формирования и развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки и считалки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей, изучению математических терминов.

Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить такую скороговорку: У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

После её разучивания предлагаю вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее).

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала сама произношу её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё убыстряя и убыстряя темп. Я в этом случае выступаю в роли дирижёра.

Интересна работа со считалками на занятиях по математике. Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.Я предлагаю использовать считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом направлении и называть числа в обратном порядке, временных представлений и т.д. Например:

1. Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.

2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.

3. Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

4. Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Составление слова

  1. Ведущий называет часть слова (девя...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... вять).

  2. Примечание. В роли ведущего может выступать учитель или ученик.

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов обозначающих цифру:

а, д, в, о, и, н, т, ч, е, ы, р, п, я, ь, с, м, ш.

Ответ: один, два, три. четыре. пять, шесть, семь. восемь. девять.

Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

  • Тонкий –

  • Низкий –

  • Большой –

  • Много –

  • Сложение –

  • Перевернутые слова

  • Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

  • Например:

  • УМАСМ – СУММА.

  • АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

  • ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

  • КРАТВАД (квадрат).

  • УГОТЬРЕНИК (треугольник).

  • РЕЗОТОК (отрезок).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же размера (или одной формы). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Счет с помехой

Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. При оценке учитывается время выполнения задания и количество ошибок.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Для этого я использую в работе следующие упражнения: прочитайте слова, соблюдая ударения : километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить; прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 187 прибавить; пример 25-12 Соня прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Права ли она? Если ученики употребляют падеж неправильно то  я им помогаю, читаю сама, а затем прошу кого-нибудь из учеников повторить. Так из урока в урок приучаю учеников читать математические выражения. Для этого использую ежеурочно математические пятиминутки и очень часто провожу интегрированные уроки: математика +русский язык, математика +литература( литературное чтение).

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью использую следующие задания:

Упражнения на объяснение значений математических терминов: объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые; математическое выражение 7 х 4 Илья прочитал « 7 взять 4». Как надо прочитать? При составлении упражнений данного вида больше использую задания на применение терминов (правильно и неправильно).

Упражнения на правильное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычесть, дилить, слажить.

Упражнения на составление правильных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …  слагаемых   … не изменяется. Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить  ..  слагаемое, а потом к полученному результату .. второе слагаемое; используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Данные упражнения  направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений, если данные задания использовать постоянно, то учащиеся очень хорошо усваивают определенные правила.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бледность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок в предложении. На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Этого можно достичь с помощью следующих упражнений: упражнения на устранение грамматических и математических ошибок: устраните  математические ошибки в тексте: « Чтобы найти неизвестное число в выражении … +3 = 9, надо к 9 прибавить 3». Упражнения на устранение речевых недостатков подбираю такие же, как на уроках литературы, только использую математический материал. Их можно выполнить и на уроках математики, и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи. Рекомендую следующие упражнения: устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос « Как сложить числа25 и 8?» был таким : к 25 надо прибавить сумму чисел 5и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3 получится 33».

Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с методикой развития связной речи.  Этому этапу работы более серьезное внимание следует уделять с 3 класса. Для этого рекомендую следующие упражнения: составить текст, используя слова: чтобы, на, произведение, двух, чисел, это, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, умножить, множитель; прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: значит, 48: 4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 дает 48; закончите объяснение: « чтобы разделить число 12 на произведение 3х2, можно 12 разделить на 3 и …»

В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте.

Развитие письменной математической речи в основном сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами.

В работе с младшими школьниками следует, на мой взгляд, учитывать следующие моменты: работая над оформлением решения задачи, больше внимания уделять решению различными способами, изменению условия задачи, ее вопроса; не проявлять лишних формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос. Главное – правильное решение и грамотное его оформление.

Для формирования и развития математических понятий, математической речи учащимся необходимо предлагать упражнения на самостоятельное составление подобных заданий. Для развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система, только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения. Развитие математической речи - работа трудная и кропотливая, потому что приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально

Все перечисленные примеры упражнений и игр способствуют формированию и развитию математических понятий, развитию речи, повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия на младшего школьника в процессе обучения математике.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие математической речи младштх школьников

Автор: Вышинская Мария Михайловна

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства