Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках литературного чтения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
Введение 3
Глава I Теоретические основы использования народной игрушки как средства патриотического воспитания дошкольников 5
1.1 Сущность патриотического воспитания дошкольников в ДОО 5
1.2 Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания дошкольников 8
1.3 Разновидности русских народных игрушек 16
Глава II Практическая часть 19
2.1 Педагогические условия по использованию народной игрушки 19
2.2 Конспекты НОД по патриотическому воспитанию с использованием русской народной игрушки в разных возрастных группах 21
2.3 Чернышенская игрушка (Орловская область) 27
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 31
Введение
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования в Российской Федерации, важнейшим фактором развития нравственных ценностей, преемственности поколений. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца», – справедливо заметил известный педагог В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст, в силу еще неутраченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формирования патриотизма. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования ориентированно на становление таких личностных характеристик обучаемых, как любовь к своему народу, своему краю и своей Родине.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в процессе воспитания, что предполагает заботу о формировании у детей любви и привязанности к Родине, преданности ей и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Использование народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста представляет особый интерес, поскольку она приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям, истории; учит любить свой край, природу, семью и Родину. Вышесказанное подтверждает актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством народной игрушки.
Объект курсовой работы – процесс патриотического воспитания у старших дошкольников.
Предмет работы – народная игрушка как средство патриотического воспитания.
Цель исследования: изучить роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть разновидности русских народных игрушек;
- изучить педагогические условия по использованию народной игрушки;
- разработать конспекты НОД по патриотическому воспитанию с использованием русской народной игрушки в разных возрастных группах;
- изучить Чернышенскую игрушку (Орловская область).
Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, сравнение.
Теоретическая база: труды отечественных и зарубежных ученых, материал по использованию игрушек в различных областях деятельности. Так, проблема патриотического воспитания у старших дошкольников рассматривается такими учеными, как: И. Зимина, Н. Ф. Добрынин, Т. А. Репиной, Е.А. Позднякова, Ю. С. Вотинцева, Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина и другими.
Глава I Теоретические основы использования народной игрушки как средства патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность патриотического воспитания дошкольников в ДОО
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. [1]
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано с произошедшими изменениями в нашей стране за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания в современном детском саду.
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. [6]
В своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников я, как и другие педагоги, использую разнообразные методы, средства, формы работы с детьми. В результате их деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, защитников нашей Родины.
Основными формами патриотического воспитания детей в моей работе являются тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, проведение совместных праздников, вечеров досуга, изготовление поделок, подарков, сотрудничество с библиотеками, игры, презентации, тесно сотрудничаю с родителями воспитанников. Например, ко Дню защитника Отечества был проведен вечер досуга совместно с папами воспитанников, ко Дню Победы мы совершили целевую прогулку к памятнику, возложили цветы, просмотрели презентацию, ко Дню птиц (1 апреля) мною был подготовлен краткосрочный (однодневный) проект с использованием бесед, игр, презентации, дети рисовали и делали аппликацию и т.д.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
1.2 Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания дошкольников
Сегодня существует большое количество и разнообразие детских игрушек. Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками и пультами управления. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.
Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама». Сегодня существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть, остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.
По материалу, из которого сделана народная игрушка, различают [27]:
- деревянные (богородская, сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, произведенная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);
- волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и так далее).
- берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);
- вятские изделия из еловых шишек и мха;
- тряпичные игрушки (выполнялись везде где только можно);
- «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара;
- плавающие восковые игрушки; - пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту либо давали ребятам);
- северные игрушки из кости и рога.
По содержанию игрушки можно подразделить на:
- народные дидактические;
- игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.
Отличительными чертами народной игрушки являются ее правдивые характеристики точного образа, передаваемые с большой выразительностью, кроме того форма, в которую мастер вносит собственный умысел, практически постоянно лаконична, красочность и декоративность. Эта художественная трактовка образа в народном искусстве делает его понятным и легкодоступным для восприятия дошкольника.
Народную игрушку рассматривают как средство развития психики: она является помощником для выражения негативных или положительных эмоций и развития творческого потенциала.
В педагогике к основным функциям игрушки относят воспитательную и развивающую (умственно, нравственно, эстетически и физически). Через игрушку человек получает знания об окружающем мире, национальное восприятие мира, мироощущение, миропонимание. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы [24].
Произведенная из естественных материалов, игрушка знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру, она приобщает дошкольника к миру абстрактных математических образов, представлений.
Например, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или же комоде по конкретному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. 28
Богородская деревянная скульптура работает по такой же идее – множество и его составляющее. Фигуры мастеровых, крестьян, госслужащих, купцов с лотками, женщин и гусар, артистов и бродячих артистов, медведей. Например, по подолу няньки расставлены фигуры детей. Поставим их в отдельности. Имеем множество ребят и множество, состоящее из 1-го элемента – няньки. Составим, как было, то есть объединим множества. Нянька с детьми – это объединение 2-ух множеств. Дети – дополнение к няньке до главного множества – всей скульптурной композиции. Такая же ситуация воспроизводится в дымковской игрушке, эти же няньки с детьми: ярмарочные прилавки с самоваром, пирогами, блинами, калачами; карусели…
Еще одна богородская игрушка – «бьющие молотком по наковальне кузнецы», «клюющие курочки» и др. Двигая одну палочку относительно другой, ребенок производит ритмичные движения. Игрушка предваряет составление счетной деятельности малыша. К этим игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут), шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, также, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки сформировывают представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.
Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, педагог имеет возможность решать целый комплекс задач [19]:
- образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, исследование отличительных черт производства, символики, узора, укрепление понимания связи декоративно-прикладного искусства и российского фольклора);
- воспитательные (образование бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и так далее).
Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству исполняется с учетом их психофизических отличительных черт. Вступление в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В этой группе занятия целенаправленно проводить, делая упор на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных факторов, художественного слова, музыкальных образов. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Знакомство детей дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на познавательно-аналитическом уровне, непременно с сохранением эмоционально-образного, эмоционального начала [25].
Следует отметить роль народной игрушки в ходе обучения дошкольников фактически всем видам детской деятельности. Так же народная игрушка вполне подходит педагогическим требованиям и имеет возможность работать средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность дизайна, художественная выразительность, подходящее сочетание формы, расцветки и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие возможности, побуждают к поступкам в игре.
Игрушка имеет возможность использоваться как в групповых упражнениях, так и в рамках самостоятельной работы дошкольника.
Образы народного творчества содействуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, важно для художественного развития дошкольников.«Они становятся соучастниками народных творцов, исследуют средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. При всем разнообразии народная игрушка владеет рядом достоинств: условность изображения, лаконизм формы и основное выразительность образа, достигаемые опытным раскрытием и подчеркиванием отдельных признаков натуры» [20].
Подводя итог, важно отметить следующие аспекты:
1. Основными характеристиками русской народной игрушки является исключительное качество, натуральные материалы, красочная подача. Каждую игрушку можно рассматривать как прекрасное развивающее пособие, стимулирующее формирование мышления и речи, пространственноцветового или слухового восприятия. Отличительными чертами народной игрушки являются ее правдивые характеристики точного образа, передаваемые с большой выразительностью, кроме того форма, в которую мастер вносит собственный умысел, практически постоянно лаконична, красочность и декоративность.
2. Основными видами русских народных игрушек являются народные дидактические игрушки и игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.
3. Одним из видов патриотического воспитания является этнопедагогическое воспитание. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек сочетает в себе выражение сущности геоисторического пространства этноса со спецификой народной игрушки как игрового предмета, способствующего вхождению ребенка в национальную культуру. При этом игрушки выступают в качестве знаковой системы, развивающей этническое самосознание ребенка и формирующей его этнические чувства.
Также представляется необходимым уделить внимание такому аспекту формирования патриотических чувств как организация музея народной культуры и творчества в учреждении дошкольного образования. В качестве примера можно рассмотреть музей народной игрушки, поскольку именно его можно представить, как наглядное средство развивающей фольклорной среды [17].
Музей является действенной предметно развивающей пространственной средой, выступает как средство индивидуализации образовательного процесса, способствует сотрудничеству со всеми участниками образования, в том числе и с социальными партнерами. Ребенок может быть созидателем, творцом, автором предметов выставки. Специально организованное музейное пространство может быть в роли помещения для психологической разгрузки, быть средством развития творческого потенциала и открывать возможности для индивидуальной и коррекционной работы.
Сохранение культуры, традиций, связи поколений, возрождение нравственных и духовных устоев возможно в системе дошкольного образования через народное творчество и осмысление значимости народной игрушки – народной игрушки [24].
На протяжении более века народная игрушка является предметом пристального внимания не только историков, но и педагогов. Не иначе как традиционной народной кукле придавалось значение в обучении и воспитании ребенка. Кукла из века в век, из поколения в поколение передавала огромную смысловую нагрузку и играла немаловажную роль в укладе жизни наших предков. Кукла несла в себе доброе начало и, по мнению славян, обретала душу. Народная игрушка была рядом с дитем от самого рождения, служила ему и оберегом, и первой игрушкой, и незаменимым другом. В мир взрослых ребенок входил с неизменным спутником – куклой. Она готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего к младшему поколению накопленный веками бесценный опыт. Каждое событие в жизни предшествовалось изготовлением куклы. В доме могло быть до сотни куколок. Их мастерили из самого подручного и простого материала– веточки, сучочки, листики, шишки, цветы, но чаще куклы изготавливали из ткани ношеной одежды. Все куклы делились на игровые, обереги и обрядовые.
Сегодня вряд ли можно найти сохранившиеся с давних времен оригинальные куклы. А те редкие экспонаты хранятся в музеях нашей необъятной страны. В каждой области куклы отличались друг от друга, но главные ценности у них были общие. Народная игрушка, как благодатный источник духовности, с которым связана история страны, народа, отражая их движение и развитие, является главной темой в трудах историков, ученых, этнографов Берестневой Е., Догаевой Н., Горичевой В.С., Дайн Г, Дайн М. и других. История кукол собиралась по крупицам в этнографических поездках, что бы у нас была возможность воспроизвести детально славянскую народную куклу и продолжить это доброе уникальное для нашего народа ремесло, связать эту тонкую нить прошлого и современности [3].
Народная игрушка, как экспонат детского музея, имеет огромную ценность в том, что нет необходимости заниматься собирательством редких предметов для музея, нет необходимости тратить средства на их приобретение. Все, что необходимо – это творческая группа участников образовательного процесса детского сада. Народная игрушка побуждает к труду и творчеству – это главное достоинство самодельной игрушки. Не только взрослый, но и ребенок дошкольного возраста сможет сделать куклу самостоятельно.
Исключительностью народной игрушки, как средства формирования нравственных чувств дошкольников, является то, что с куклой можно связать все виды детской деятельности по этой направленности.
Музей детского сада народной игрушки создается для реализации задач общих и отдельных разделов программы дошкольного учреждения и способствует осуществлению интегрированного подхода в образовательной деятельности. Музейная деятельность предполагает заинтересованность всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей (законных представителей), социальных партнеров. Необходимо создать условия для сотрудничества, в которых нашли отражение все стороны окружающей действительности той или иной степени, тесно связанные с разными сферами социальной жизни: культурой, историей, традициями, фольклором, играми, природой.
Через музей возможно построение диалоговой формы всех участников образования. Через совместную деятельность посредством музея приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям, нормам нашего народа и региональной культуры. Создание таких условий способствует реализации регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО.
Бесспорно, первостепенным условием применения музея народной игрушки как средства формирования патриотических чувств дошкольников остается правильно организованная целенаправленная педагогическая система работы воспитателя. Педагог должен быть готов мобилизовать свой опыт, умения, знания для достижения поставленных целей и задач. Только воспитатель, владеющий педагогическими компетенциями в отношении обоснования программ, форм, способов, методов, педагогических инновационных технологий, знающий особенности детского развития разных категорий детей способен достичь высоких результатов.
Поэтому воспитание патриотических чувств средствами национального воспитания дошкольников многие авторы подают образцы на основе русских народных традиций. В частности, привлечение детей к проведению народных обрядов, таких как «Праздник осени», «Пасха», «Троица», «Масленица» и др. народная музыка, активное участие малышей в воспроизводстве народных традиций и обрядов помогают воспитанию у них умения воспринимать художественное слово, формированию музыкального вкуса, творческих способностей, духовной культуры.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть значимость народной игрушки для патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В частности, русская народная игрушка позволяет сформировать у детей представления о культуре народа, его истории, традициях. Игрушку можно использовать как средство развития у них знаний о своей семье, родном крае, стране.
Использование игрушки в игре помогает формировать у детей положительные эмоции по отношению родным, близким, природе, истории, культуре города, страны.
Народная игрушка как предмет социального проектирования формирует у детей готовность участвовать в социально-значимых делах.
1.3 Разновидности русских народных игрушек
В первую очередь, стоит сказать, что чаще всего русская народная игрушка, картинки это красиво проиллюстрируют, изготавливалась из трех видов сырья. На самом деле, даже ребенок догадался бы, о чем идет речь, так как в древности это были наиболее доступные и достаточно дешевые материалы, которые можно было применять без опаски и ограничений.
- Игрушки, изготовленные из глины, при учете и тех, к которым был применим обжиг.
- Народные деревянные игрушки, причем они могли быть как расписными, резными, так и просто с необработанной почти поверхностью.
- Игрушки народные из ткани, которые встречались несколько реже, да и распространение получили гораздо позже двух остальных подкатегорий.
Чаще всего народные игрушки демонстрировали фигурки людей, к примеру, крестьянина, попа, барыни, кузнеца, солдата, и даже черта, для большей острастки. Вторыми по популярности среди игрушек были животные, например, считающийся символом матушки России, медведь, козел, лошадка, кукушка, петушок или уточка, лебедь и так далее.
Реже игрушки изображали мифических существ, таких как русалки, водяные, лешие, жар-птицы, алконост и многое другое. Причем исторически так сложилось, что в разных регионах развились особые техники выполнения, некоторые из которых сохранились до наших дней. Удивительно, однако изготовлением народных деревянных игрушек, равно как и глиняных, и сейчас занимается довольно много увлеченных и талантливых людей, которые берегут историю и традиции предков. [15]
Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
Для начала стоит разобраться, что же такое матрешка, хотя для наших людей это едва ли может быть секретом. Да и за рубежом также матрешка давно стала настоящим символом русского мира, хотя происхождение этого удивительного предмета остается достаточно туманным и загадочным. Итак, матрешка – русская народная игрушка, изготовленная из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшая по размеру. Чаще всего матрешки имеют яйцеообразную форму и плоское донышко, чтобы удобнее было ставить ее, к примеру, на стол.
Для удобства матрешки являются не цельной конструкцией, а состоящей из двух частей, нижней и верхней. Именно они позволяют поместить внутрь одной деревянной куколки другую, и так, вплоть до самой крохотной. Матрешки имеют в наборе от трех предметов, и так по возрастающей. Чаще всего, эта игрушки изготавливается и расписывается в виде русской девушки в платке, однако бывают также матрешки, изображающие целые семьи, героев сказок, а не так давно, вместо этого стало модно наносить портреты известных политических деятелей, артистов и так далее.
История матрешки чрезвычайно загадочна и туманна. Эта забавная толстенькая тетенька появилась приблизительно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического, а также культурного подъема в нашей стране. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль и стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первую игрушку подобного рода выточил и разрисовал как румяную девушку из деревни, художник Сергей Малютин, который вдохновился японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было еще несколько предметов.
Малютин сделал по-своему, фигурки у него было разные, по счету их было восемь, а последняя, неразъемная, представляла собой новорожденного, спеленатого младенчика, с закрытыми глазками. Сейчас матрешка не забыта, ее изготавливают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком и полностью посвященные матрешкам, к примеру, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и во многих других местах. [13]
Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины
В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.
Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.
Глава II Практическая часть
2.1 Педагогические условия по использованию народной игрушки
Воспитательное значение игрушки разнообразно и разносторонне. Многие педагоги и психологи рекомендовали вносить игрушку в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, что послужило бы стимулом к развитию ребенка. Рассмотрим этот вопрос с двух позиций: традиционного взгляда на проблему введения игрушки в педагогический процесс и авторского взгляда с позиции личностно-деятельностного подхода. Наша цель - на основании вышесказанного, проанализировать имеющиеся подходы к включению русских народных игрушек в систему дошкольного образования с позиций этнопедагогики.
По мнению многих ученых, в условиях нестабильности и кризиса общества естественным кажется обращение к народному опыту воспитания детей, к тому психолого-педагогическому опыту народа, который веками обеспечивал достаточно стабильное и прогрессивное развитие культуры в целом и культуры личности (В.М. Григорьев и С.В.Григорьев ).
Прежде чем мы представим традиционный подход включения игрушки в педагогический процесс, надо отметить, что все традиционные исследования решают эту проблему на основе анализа различных видов существующих игрушек. Вместе с тем, мы считаем важным проанализировать все педагогические исследования по этой проблеме в историческом аспекте.
Начать анализ рассматриваемого психолого-педагогического явления хотелось бы с идей русских педагогов. Интересны для обоснования нашей этнопедагогической теории, прежде всего, мысли К.Д.Ушинского, высказанные в статьях «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании» и других. Он считает, что только русские люди, в отличие от всех западных людей, менее всего знакомы с тем, что ближе всего к ним ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится. Поэтому К.Д.Ушинский предлагал перенять из западного образования эту черту - черту уважения к своему отечеству, подразумевая при этом и уважение к своей национальной культуре. «В ... азбучную форму должно действительно войти первое знакомство с отечеством». К.Д.Ушинский в своих трудах обосновывает следущую идею, что в воспитании, прежде всего, обращается внимание на характер человека, а он в свою очередь служит той основой, на которую ложится народность. Воспитание характера, истинно русского характера возможно при условии погружения детей в русскую самобытную культуру с ее песнями, играми и игрушками. К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...». У каждого народа своя особая национальная система воспитания; а поэтому прямое заимствование воспитательных систем является невозможным. «Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы». Великий русский педагог призывает согласиться с тем, что важно не просто научить ребенка чему-либо, а дать ему знания, полезные для него и общества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Мы расшифровываем это положение как идею необходимости формирования «русскости» в характере детей. Наиболее эффективным для этого является ведущий вид деятельности дошкольников - игра и ее важнейший спутник - игрушка.
Л.Г.Оршанский протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. И по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, считает Л.Г.Оршанский, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности неощущаемом им контроле.
Е.А.Покровский решает проблему использования игрушек - какие и как давать игрушки детям, - следующим образом. Ученый считает, что их не должно быть слишком много, они не должны быть дорогими и вычурными, бессмысленными и сложными.
Народные умельцы, создавая игрушки для детей, всегда учитывали интересы и желания ребенка. Это проявилось в следующем. Прежде всего, учитывалась специфика возраста, на который были рассчитаны игрушки. Г.Л.Дайн приводит факты такого подхода: для детей раннего возраста предназначались занимательные игрушки со звуком и яркой окраской, стимулирующие моторную деятельность: погремушки, трещотки, подвески и т.д. Затем игрушки усложнялись с учетом развития ребенка и его потребностей.
2.2 Конспект НОД по патриотическому воспитанию с использованием русской народной игрушки в разных возрастных группах
Конспект «Русская народная игрушка»
Цель: - воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у воспитанников ЦПД в процессе знакомства с народной игрушкой.
-развитие интереса детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;
- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;
- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, каргопольской, городецкой игрушке,
- формировать у детей систему представлений о культуре и истории Отечества.
Предварительная работа: лепка матрешки из соленого теста.
Оборудование: презентация «Народная игрушка», гуашь, акварель, заготовки из соленого теста, видео «Народная игрушка», игра «Собери матрёшку»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.
Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
Ход:
1.Орг. момент
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.
Русский народ богат любовью – к родной земле, к своим детям. Для детишек придумали народные мастера всякие игрушки для забавы
Грустно осознавать, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества.
2.Основная часть
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани, дерева, глины.
Мастерили также игрушки и из мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.
Тряпичная
Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукол оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и вредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Игровые куклы
делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
Обереговые куклы
призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)
Обрядовые куклы
У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.
Соломенная кукла
Матрешка русская и ее история
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.
Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла!
Дымковская игрушка
Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.
Роспись дымковской игрушки
• Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
• Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских.
Филимоновские игрушки
Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.
П. И. «Карусели»
Каргопольская игрушка
Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.
Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь)с окладистой бородой, при орденах и эполетах.
Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.
Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.
Богородская игрушка
Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.
По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский.
А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом
Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.
Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)
Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.
Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Собери матрёшку».
3.Практическая часть
-Отгадайте загадку:
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
В настоящее время игрушки можно изготовить и из соленого теста. На предыдущем занятии мы с вами слепили матрешек. Сегодня мы их раскрасим (работа детей)
4.Итог
Воспитатель: : Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось?
- В завершении занятия мы посмотрим видео «Народная игрушка». Смотрим внимательно, в конце вы должны ответить на вопрос, о какой игрушке идет речь в фильме, а в презентации ее нет?
О ковровской игрушке и о многом другом мы узнаем на других занятиях, впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.
А ваших матрешек вы можете подарить нашим гостям.
Ниже представим конспект для младшей группы.
Цель : познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России; вызвать у детей интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрёшки, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия «большой», «маленький»; закрепить название основных цветов: жёлтый, красный; развивать внимание, речь детей.
Ход занятия
Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!
Дети.
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети.
Да, любим!
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я прочитаю вам стихотворение.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрёшка
Воспитатель:
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети.
Да
Воспитатель:
А вот на чём мы поедем в гости?
Дети.
На автобусе!
Воспитатель:
Под музыку песни «Автобус» дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из-за которого воспитатель достаёт игрушку-матрёшку.
Воспитатель:
Посмотрите, к кому мы пришли в гости!
(Появляется игрушка-матрёшка)
Матрёшка.
Здравствуйте, дети!
Дети.
Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Воспитатель:
А откуда ты к нам пришла, матрёшка?
Матрёшка:
Меня выточили из дерева в далёкой деревне. Нарядили в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали мне красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали старинным русским именем – Матрёша.
Воспитатель:
- Посмотрите, во что одета матрёшка? У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.
- Какого цвета сарафан? Платочек? (если дети затрудняются, помогаю им определить цвет сарафана и платочка).
- Ребята, что-то матрёшка тяжёлая. Может быть, внутри что-то есть? Давайте попробуем открыть её, попросим: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!»
Достаю другую матрёшку.
- Ещё одна матрёшка. Эта матрёшка большая. А эта? (маленькая).
- Вот большая матрёшка. Её не спрячешь в руке, вторая матрёшка поменьше. Я могу спрятать её в ладони. Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит?
Встряхиваю вторую матрёшку, открываю, достаю маленькую матрёшку.
- Посмотрите, какая маленькая матрёшка. Её легко спрятать в ладошке.
Предлагаю детям (по желанию) спрятать матрёшку в своей ладошке.
Ещё раз обращаю внимание детей на размер матрёшек.
- Эта матрёшка, какая? (большая). Эта матрёшка, какая? (поменьше, а эта матрёшка, какая? (маленькая).
-А матрёшка пришла к нам не одна. Она подружек привела. Только все её подружки грустные. А знаете почему? На нашей матрёшке красивый яркий сарафан, платочек. А у её подружек они не цветные. А давайте, мы с вами украсим матрёшкам сарафаны.
Воспитатель раздаёт детям листы с силуэтом матрёшек.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы.
Вам мои милые ребятки не хочется плясать
Своих матрёшек друг другу показать.
Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию.
Матрёшка:
А сейчас пришло время расставаться. Спасибо вам за моих подружек, которых вы так красиво нарядили. До свиданья!
Дети: До свидания!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В автобус все садитесь. Поехали!!!
Под музыку «Автобус».
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Программные задачи:
обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения русской деревянной куклы;
формировать навыки самостоятельной деятельности, знакомить с нетрадиционными способами лепки (пластилинография), развивать память, внимание, мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к русским народным игрушкам, народному творчеству, доброту и любовь друг к другу, к русскому народу и нашей Родине – России.
Словарная работа: обогатить словарный запас детей, существительными, обозначающими детали одежды матрешки, и прилагательными, характеризующими матрешку.
Предварительная работа: создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка». Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров.
Материал: игрушка матрешка, иллюстрации с изображением разных видов матрешек, пластилин, салфетки, плоская матрешка (заготовка), доски для лепки.
Ход ООД
-Ребята, я на ярмарке была
Сундучок вам принесла
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду о нем рассказ.
- Что же в этом сундучке? Я открываю вам секрет, он наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
- Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового древнего японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили они фигурку из деревянного бруска и художникам отдали. Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платок, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной красавице русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрена? И стали новых игрушек матрешками звать. И начали матрешек по русским селам вытачивать и расписывать. И получались они одна, краше другой. Ведь не зря в народе говорится: «Дело мастера - боится» или «Всякий мастер сам себе дивится».
-Матрешка – игрушка особенная! Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
Пальчиковая гимнастика.
Мы красавицы, матрешки
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена, два – Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять
Нас не трудно сосчитать.
- Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
- Какая самая большая?
- Какая самая маленькая?
- Какие матрешки?
- Во что они одеты?
- Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березой, самоваром, медведями и ромашками, она стала символом нашей страны – России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
- Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Они известны во всем мире. Они радуют нас своей оригинальностью и простатой.
- Наши игрушки – матрешки – веселушки – хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте и мы с вами поиграем.
- Вы, ребята, не зевайте
А в кружок все вставайте
Хотите поиграть немножко?
Станьте вы тогда матрешками.
Игра «Матрешки и мышь».
- Вот матрешечки гуляли
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так
В лесу ягоды искали.
- Под кусточком посидели.
Вкусные ягоды поели.
Так, так и вот так
Под кусточком задремали.
- А потом они плясали.
Свои ножки показали.
Так, так и вот так
Свои ножки показали.
- Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.
Эй, матрешки, берегись!
Оказалось – это мышь!
- Ребята, у меня есть еще одна матрешка. Она загрустила. У художника случилась беда: потерялась кисть и закончились краски. Он не раскрасил ей передник. Я предлагаю помочь художнику, и раскрасить матрешку.
- Молодцы! Замечательная матрешка у вас получилась. Ребята, когда мы совместно выполняли нашу работу, я подумала, какие искусные мастера были в давние времена; что матрешек нужно делать только с добрым сердцем, что надо помнить нашу историю, любить нашу Родину.
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом,
А может быть музей.
Умейте рисовать, творить руками.
Все то, что может радовать людей.
- Эту матрешку мы оставим в нашей группе, ведь наша группа называется «Матрешки».
Далее представим конспект для старшей группы.
Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей и видами народных кукол.
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
-Расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
-Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Оборудование:
Видеопроектор, блюдечко с яблочком, сундук, кукла “Полешко”, кукла “Бессонница”, кукла “Колокольчик”, фоновая русская народная музыка.
Раздаточный материал:
Цветной прямоугольный отрезок ткани, белый треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ножницы.
Предварительная работа:
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
Ход занятия
1 слайд: тема занятия.
Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.
Хозяюшка: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Хозяюшка: Ребята, хочу пригласить вас в мою мастерскую.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь.
Дети проходят в избу-мастерскую, садятся на стульчики .
Хозяюшка: Посидим рядком поговорим ладком.
Хозяюшка: Ребята, мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Хозяюшка: 2 слайд: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.
Хозяюшка: А хотите ли вы увидеть, как жили в старину на Руси? (Да, хотим)
-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
-“Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку”:
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
3слайд: “Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
4слайд: жители этих деревушек работали в поле и на огороде,
5 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,
6 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
7 слайд: Серые фасады домов расписывали яркими красками
8 слайд: украшали окна деревянной резьбой,
9 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
10 слайд: плели кружева,
11 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же,
12 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
-Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:
Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Хозяюшка: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол не было, поэтому люди делали их своими руками, с большой любовью. Таких кукол не купишь в магазине. Куклы были: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ.
Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – ПОЛЕШКО. (ответы)
Как вы думаете, для чего нужна была эта куколка?
Это обыкновенная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
Хозяюшка:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.
Хозяюшка: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег? (ответы)
Хозяюшка: Правильно, люди считали, что оберег защищает человека от несчастий, болезней, охраняет дом.
Хозяюшка подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.
Хозяюшка: Ребята, эта куколка называется “Бессонница”. Как вы думаете, почему её так называют ?(ответы)
В старину, когда плакал младенец, мать, чтобы успокоить его сворачивала из двух лоскутков ткани куклу «Бессонницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Хозяюшка достаёт следующую куколку.
Хозяюшка: А эта кукла- колокольчик считалась оберегом хорошего настроения.
Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик». Читает стихи:
Есть особенность у куклы
На ней юбок ровно три.
Это счастье человека,
Символ веры, доброты.
Для того, чтоб настроенье
Было поднятым всегда,
Нужно чтобы в каждом доме
Эта куколка была.
Хозяюшка: Ребята, а вы хотели бы научиться изготавливать кукол своими руками? (да) Тогда сегодня я научу вас мастерить куколок -ангелочков. Считалось, что они приносили в дом мир и покой.
Хозяюшка: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься!
Хозяюшка: Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для этой куклы?
-Чтобы сделать куклу, нам понадобиться яркая ткань для сарафана, белый треугольный отрезок ткани, нитки и ножницы. Старайтесь выполнить работу красиво и аккуратно так как потом эти куколки будут охранять ваш дом.
Приступаем к работе. На квадрат выкладываем кусочки ваты и аккуратно заворачиваем, делая упругий шарик (это голова куклы), перетягиваем его нитью и выравниваем низ.
Затем берем треугольную ткань белого цвета и собираем его гармошкой. Потом кладем сверху заготовку с головой куклы и длинными концами ниток перекручиваем крылышки крест- накрест. (Самостоятельная работа под народную музыку.)
Хозяюшка: Какие красивые куколки у вас получились.
Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».
Хозяюшка: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними)
Хозяюшка: О каких куклах вы сегодня узнали?
Дети: О «Полешко», «Бессонница», «Колокольчик».
Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Дети: Спасибо.
Хозяюшка: Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Дети. До свидания!
(Звучит народная музыка, дети выходят из зала)
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной игрушкой»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
ОБУЧАЮЩИЕ:
-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).
-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».
-Развивать мелкую моторику рук.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать внимание, творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
БЕЗЛИКАЯ,СКАТКА,ОБЕРЕГ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.
-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
Ответы детей: Здравствуйте.
Мы рады вас видеть.
Добро пожаловать.
Проходите, пожалуйста.
- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»
- А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку: - Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)
- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?
Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)
- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»
Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины...
- из дерева...
- из ткани...
- из соломы...
- из бересты...
- из пластмассы...
- из бумаги...
- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте...
Презентация.
- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой
стороной на «день», а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава
богу ,пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,
такая кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до
нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает
силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.
- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку
- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?
(Никому не показывать, прежде чем попросить что – нибудь, покормить куколку).
- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.
-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими руками?
- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.
В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку
- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.
- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
- Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
- Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначало с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
- Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?
(Скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.
- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).
Самостоятельная работа детей.
2.3 Чернышенская игрушка (Орловская область)
В окрестностях деревни Чернышино много хорошей глины различных сортов. Издавна там сформировался гончарный промысел, и этому подтверждение — найденные в деревне многочисленные обломки домашней глиняной посуды, куски черепичных крыш и дымовые трубы, а в 1928 году был найден и старый горн для гончарного производства.
Со времен крепостного права так повелось, что женщинам не давали денег на собственные нужды, и они старались подрабатывать: продавали молоко, яйца, холсты, а некоторые лепили из глины игрушки. Занятие игрушками переросло в самостоятельный игрушечный промысел.
Любимым чисто женским праздником в этих краях был обряд «Похороны кукушки», который проводили в мае-июне. Кукушечье пёстрое оперение стало основой в раскраске игрушек: пёстрые полосочки по светлому фону. Говорят, мастериц так и звали «кукушками» или «тетерошницами».
Кукушка — «божья» птица, вещая, она предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природные явления. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что изначально привело к культу бога Рода.
Игрушки лепят из светлой чернышинской глины, обжигают и раскрашивают двумя-тремя цветами из небольшой палитры: фиолетовый, жёлтый, красный, серовато-синий. Роспись наносится полосками параллельно или в виде ромбов, треугольников, квадратов.
Любимый сюжет — кукла-баба в переднике и юбке-колоколе, с детьми или без, в народном костюме и в характерном головном уборе орловской женщины.
Остальные сюжеты — коньки, птички, барашки, всадники и всадницы. Эти игрушки имеют свистульку, которую местные называются «свистуньки». Форма таких игрушек достаточно условна: ножки короткие, приземлённые, если есть всадник, то он чуть возвышается над спиной коня, у него даже нет ног. Интересно, что домашних птиц вообще не лепили, возможно, из суеверия.
Как и другие типы народной игрушки, чернышинская видоизменялась в соответствии с переменами в окружающей жизни мастериц. Постепенно забывались обряды, пропадал интерес к магическим и символическим образам.
Игрушку продолжали лепить до середины ХХ века, и одежда кукол, головные уборы, роспись, постепенно приобрели вид более современный. И всё равно основа образа Матери-Земли, Кормилицы, общества сохранилась в народной памяти.
В наше время, когда народные мастера свободны от политизированности, вновь возвращаются древние языческие образы дев-русалок, берегинь, поляниц и других.
В деревне Чернышино в самом начале нашего столетия этим промыслом было занято значительное количество женщин, но, как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сокращаться.
В 1930-е годы игрушку лепили женщины: П.П. Чумичева, её дочери — М.Л. Фомина, П.П. Клинина, Т.П. Алёнкина.
После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Е.Д. Шеляева до 1950-х годов.
В настоящее время возрождением чернышинского промысла занимается народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролова Наталья Николаевна. Она много общалась с Анной Харитоновной Афанасовой (1929-2017г.г.), училась у неё. В коллекции Натальи Николаевны есть образцы работ Анны Харитоновны.
Заключение
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования в Российской Федерации, важнейшим фактором развития нравственных ценностей, преемственности поколений. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца», – справедливо заметил известный педагог В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст, в силу еще неутраченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формирования патриотизма. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования ориентированно на становление таких личностных характеристик обучаемых, как любовь к своему народу, своему краю и своей Родине . Таким образом, на основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Для дошкольного возраста характерно появление и развитие особенностей, способствующих успешному проведению работы по патриотическому воспитанию:
- речевое развитие, развитие творческого воображение, совершенствование мышления, что позволяет использовать разнообразные результативные средства для развития представлений о своей стране, городе, семье;
- развитие эмоциональной сферы, что усиливает способность детей к восприятию воспитательных средств патриотического содержания, формированию нравственных чувств на основе обогащения эмоциональной сферы;
- развитие волевых процессов, что способствует появлению у детей социальных потребностей, формированию социально одобряемого поведения.
2. Под патриотическим воспитанием можно понимать процесс, в рамках которого происходит взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, направленный на формирование чувства патриотизма, развития патриотических убеждений и стабильных норм патриотического поведения.
Структуру патриотического воспитания составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для дошкольного возраста содержание когнитивного компонента должно включать представления о своей семье, природе и достопримечательностях родного края, государственной символике, основах национальной культуры. Эмоциональный компонент включает способность детей выражать положительные эмоции по отношению к социально значимым событиям. Поведенческий компонент характеризуется готовностью дошкольников заботиться о природе, помогать близким, считаться с интересами окружающих, вступать с ними в конструктивное взаимодействие.
Выделяют следующие виды патриотического воспитания: духовно - нравственное, историко-культурное, гражданско-правовое, миротворческое направление, экологическое направление, краеведческое, военно-патриотическое.
Передовыми педагогами определены такие средства патриотического воспитания как природа, русская народная игрушка, игра, труд, художественная деятельность, традиционная культура и пр. Подробнее русская народная игрушка как средство патриотического воспитания будет рассмотрена ниже.
3. Значимость народной игрушки для патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В частности, русская народная игрушка позволяет сформировать у детей представления о культуре народа, его истории, традициях. Игрушку можно использовать как средство развития у них знаний о своей семье, родном крае, стране.
Использование игрушки в игре помогает формировать у детей положительные эмоции по отношению родным, близким, природе, истории, культуре города, страны.
Народная игрушка как предмет социального проектирования формирует у детей готовность участвовать в социально-значимых делах.
В своей работе мы выделили теоретические основы использования народной игрушки как средства патриотического воспитания дошкольников, определили педагогические условия по использованию народной игрушки и выделили конспекты НОД по патриотическому воспитанию с использованием русской народной игрушки в разных возрастных группах.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. – Москва : Академия, 2015. – 453 с.
3. Антонова, А. А. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников / А. А. Антонова, Н. Ю. Мамаева // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы международ. конф. ; под ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Изд-во УлГУ, – 2012. – С. 27 - 30.
5. Балакина, Т. И. История русской культуры : учебное пособие / Т. И. Балакина. – Москва : Издательский центр АЗ, 2015. – 208 с.
7. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : пособ. для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина. – Москва : Просвещение, 2016. – 80 с.
8. Возрастная и педагогическая психология : учебник; под ред. А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 2012. – 245 с.
9. Воспитание нравственных чувств у дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Р. С. Буре и др.; под ред. А. М. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1989. – 95 с.
10. Вотинцева, Ю. С. Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников в современном обществе / Ю. С. Вотинцева // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества : материалы Международ. соц.-пед. чтений. – Екатеринбург : Издво УрГПУ, 2013. – С. 42 - 44.
14. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – Москва : МОЗАИКА– СИНТЕЗ, 2019. – 336 c.
15. Гражданское воспитание в ДОУ : планирование, разработка занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград : Учитель, 2018. – 148 с.
16. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной. – Москва : Педагогика, 2013. – 192 с.
17. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология : курс лекций / Н. Ф. Добрынин. – Москва : Просвещение, 2013. – 296 с
18. Дошкольная педагогика : учеб.пособие для студентов пед. институтов. – в 2-х ч. Ч. 2. – Методика и организация воспитания в детском саду / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– Москва : Просвещение, 2012. – 270 с.
19. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 18 – 28.
20. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2015. № 8. – С. 26 – 31.