Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной функции речи неслышащих младших школьников, на уроках развития речи в 1 классе».»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат№1»
«Развитие коммуникативной функции речи неслышащих младших школьников, на уроках развития речи в 1 классе».
Подготовила :
Еговцева Ю.Н.
учитель
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления – является речь. Всестороннее развитие речи в школе для глухих детей предусмотрено на всех уроках, и внеурочное время.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной для организации непосредственного общения педагога с классом и детей между собой. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учетном процессе широко используются разные формы организации деятельности детей. Личность глухого ребенка развивается на основе формирующейся словесной речи. То есть диалогическая речь для учащихся первого класса является как бы фундаментом, на основе которого в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связанной, письменной и др.).
Задачи:
организация работы по формированию словесной речи детей с нарушением слуха;
создание условий в планомерном развитии значений слов и целых высказываний;
отработка конкретных речевых действий и развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, слухо-зрительного восприятия).
В целях реализации задач речевого развития глухих младших школьников программа предусматривает различные условия, в которых обеспечивается работа над речью:
а) речевое развитие детей в бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи, прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.);
б) речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим и овладения разными видами деятельности на специальных занятиях (игра, изобразительная деятельность, труд, физическое воспитание и т. п.);
в) обучение разным видам речевой деятельности, работа по усвоению значений слов и фраз, отработка звуко-буквенной структуры усвоенных речевых средств в процессе специально организованных наблюдений над языковым материалом на занятиях по развитию речи;
г) обогащение и развитие сенсорной базы для восприятия речи и отработка ее звуковой стороны на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению;
д) закрепление усвоенных речевых навыков и усвоение новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).
Методами обучения речи являются: побуждение ребенка к говорению по подражанию педагогу при создании игровой ситуации или при возникновении потребности в общении в практической совместной деятельности, в процессе действий с реальными предметами или их изображениями; специальные тренировочные упражнения и дидактические игры, направленные на отработку различных элементов речи.
В самом произношении глухих встречаются всевозможные дефекты; отсутствие замена, искажение, озвончение и оглушение, нарушение просодики. Глухой ребенок не умеет пользоваться резервным воздухом и членить произношение. Далеко отстают от нормы, как импрессивная так и экспрессивная речь.
Глухой ребенок не различает на слух и смешивает в своей речи парные согласные звуки и звуки близкие по звучанию и акустически признакам. Затруднено так же восприятие безударных частей слова, что приводит к усеченной неотчетливой, недостаточной речи. А поскольку, имена прилагательные в большинстве безударны, они почти не усваиваются глухим ребенком. Так же особую сложность вызывает усвоение слов с отвлеченным значением и служебных слов, поэтому они опускаются детьми.
Часто глухой ребенок поступает в школу вообще не имея речи как таковой или незначительный запас простых слов и навыков речи.
Основной особенностью устной речи глухого ребенка является неправомерно широкое значение слова. Так, например, слово «дом» используется для названия беседки, крыльца, ворот, любого здания. происходит смысловая замена одних слов другими. группы: 1 группа: Употребление характера признака вместо предмета [Я ходил гости борода] // дедушка, вместо «Я ходил в гости к дедушке». [Мне подарили рисовать]// карандаш, вместо «Мне подарили карандаш» и др.
2 группа: Название другого предмета ситуативно связанного с данным [Мама аптека] // заболела, вместо «Мама заболела». [Папа купил смотреть] // телевизор, вместо «Папа купил телевизор» и др.
3 группа: Название предмета сходного по назначению [кастрюля // вместо сковорода], [карандаш // вместо фломастера] и т.д.
Название предмета внешне сходного с данным [полка // вместо кочерга, вилка // вместо вилы] и др.
Название предмета вместо действия (самая частая замена) [стул // садиться, песня // петь, краски // рисовать, уши // слушать]. [С Олей мы игрушки // вместо играли].
Часто дети неверно употребляют слова схожие по звуковому составу и акустическими признаками [Молоко - молоток], [Крыша - крыса], [Миска - Мишка].
Своеобразие развития речи глухого ребенка характеризуется так же следующими особенностями: смещением аффиксов, неправильным согласованием слов, неверным употреблением предлогов.
Помимо этого, в грамматическом строе преобладают следующие ошибки:
1. Неправильное согласование слов [«Мы игрались в мячик»], [«Вечером я смотрелась кино»] и др.
2. Неверное построение предложений.
Предъявленные картины.
Составленные предложения
Девочка дает сено козе.
Девочка дала козу трава
Девочка дала козе зеленый
Для вкусно коза
Книга лежит в парте
Парта лежит книгу
Парта лежит в книгу
Книга парта спать
Девочка моет тарелку
Девочка чашка чисто
Девочка стирать тарелка
Буль – буль тарелка девочка
Мальчик дает морковь кролику
Мальчик кролик на моркови
Мальчик зайка амам
Это позволило заметить следующее: недостатки в логичности и последовательности изложения, иногда при изложении дают описание частностей упуская главное, неверно выбирают слова, искажают звуковой состав слова, ошибки сочетания слов в предложении, пропуски слов, привносят в сюжет материал «от себя» (Вместо девочка – Оля и т.д.). В речи используют лепетные, упрощенно сокращенные слова.
На почве нарушений устной речи обычно возникают и нарушения письменной речи и ее грамматического строя. Это проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизма.
При дисграфии буквенный состав слова искажается. Отдельные буквы пропускаются, заменяются, переставляются.
Эти недостатки связаны не только с плохим слухом и фонематическим анализом, но и с нарушениями зрительных или двигательных ощущений и восприятия. Глухие дети испытывают большие трудности в понимании самого простого текста. В тексте им доступно лишь понимание буквального значения слова, фразы, при специальной работе могут понять смысл фразы, отрывка. Понимание основного смысла читаемого без помощи учителя не доступно говорит. В своей письменной речи глухие дети редко употребляют местоимения, пытаются их избежать. При этом часто допускают ошибки в определении падежных форм в личных местоимениях. Взаимоотношение между устной и письменной речью у глухих детей довольно сложное.
Итак, проанализировав дефекты и недостатки развития речи детей с недостатками слуха, делаем вывод, что такие дети имеют следующие своеобразные особенности:
Малый словарный запас.
Ограниченное понимание речи.
Диффузность, расширенность, неточность в употреблении значений слов.
Нарушение грамматического строя языка.
Смазанность артикуляции, преобладание антропофонических и фонологических дефектов речи.
Слабая модулированность голоса, интонация малоразвита и невыразительна.
Преобладание жестикуляции.
Упорные смешения звонких и глухих, шипящих и свистящих твердых и мягких.
Ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию.
Дисграфии, т.е. глухота влечет за собой нарушение всех сторон речи, как устной, так и письменной.
При этом, чем тяжелее структура дефекта, тем более ярче выражены все недостатки речи. С возрастом нарушения исправляются. В старших классах речь заметно улучшается.
Плохая слышимость не «призывает» ребенка к развитию голоса, четкому произношению, ребенок как слышит так и говорит, это отрицательно влияет, не только на двигательные ощущения артикуляторного аппарата, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата. Что приводит к тому, что дети говорят на вдохе, часто имеют заболевания лор органов. В силу нарушения слухового восприятия слова, глухим детям требуется сравнительно больше времени для запоминания слов. Особенно тяжело поддаются запоминанию глаголы, т.к. они имеют много грамматических - переплетенных категорий (число, время, род, лицо и т.д.). Особенности словесной памяти у глухого ребенка находится в прямой зависимости от речевого развития. Чем лучше развита речь, тем лучше развита словесно-логическая память.
Общим для всех этапов обучения является практическое накопление детьми запаса фразовых единиц, необходимых для любой коммуникативной ситуации и постепенное увеличение объема вариативный высказываний с целью развить смысловую сторону речи и сознательный отход от готовых штампов. Во всех периодах обучения дети приобщаются к структурированию речи. Параллельно с практическими усвоениями речевых средств учащиеся овладевают словесным материалом в процессе специально организованных наблюдений и упражнений.
В работе по развитию речи в начальных классах четко выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связанной речью. Все эти направления развиваются параллельно. Основная задача развития речи в начальных классах – научить глухих школьников излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни.
В обучении глухих детей используется устная, письменная и дактильная форма речи. Новое слово или фраза дается сначала в устной, а затем в устно-дактильной форме. При этом обязательно используются письменные печатные таблички.
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:
1) принимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
2) обращаться к товарищу (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
3) отвечать на вопросы и задавать их;
4) сообщать о выполненной и предстоящей работе;
5) участвовать в диалоге. Чтобы познакомить детей с новыми словами и выражениями педагог:
а) использует непроизвольно возникшую или создает нужную ему ситуацию, в этих условиях организует работу детей, в процессе которой обращается с ними, включает в свою речь определенные слова и фразы;
б) может показать предмет, действие и назвать их;
в) пополняет словарный запас синонимами. Развитие речи учащихся имеет свои виды работ. Они определяются требованиями соответствующего раздела программы:
1) понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищу по заданию учителя, а также по собственному побуждению; 3) сообщать о выполненной и предстоящей работе. В практику обучения глухих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета об их выполнении; 4) вести диалог. Эти виды работ направлены на развитие у глухих школьников навыка ведения ситуативного диалога по заранее определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.
1. Рассказать о картинке.
2. Нарисовать, что было сначала, что было потом.
3. Озаглавить рассказ.
4. Подписать рисунки одним предложением.
Как сказать по-другому?» нужно употреблять как можно чаще на всех уроках, во время самоподготовки, на внеклассных мероприятиях, т.е. при каждом удобном случае, тогда и не будут возникать так называемые «штампы».
3) Задания на карточках. (Речевые игры).
Сюда входят задания на формирование обобщающих понятий, систематизацию, дифференциацию предметов и т.д. Также можно использовать различные игры, шарады, ребусы, кроссворды
Игры на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов.
На картинке нарисованы предметы. Предлагается назвать те из них, которые начинаются на определённую букву.
Составь новое слово.
Кот Дон
Ответ: Ток Дно
Возьми по одному первому слогу и составь новое. Получится имя сказочного героя.
Кора, лото, боксёр
Ответ: колобок
Найди спрятанную букву в словах и запиши её в круге
Придумай новое слово, где первый слог «са»
Ответ: сам, самолёт, салат, салют.
В словах потерялась буква. Найди букву.
За-адка, пр-здник
Игра «Наборщик»
Предлагается слово, на каждую букву исходного слова нужно набрать наибольшее количество слов. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее количество неповторяющихся слов.
В Е С Н А
Вишня ель соль нож апельсин
Велосипед еда самолет ножницы арбуз
Вода енот салют нитки август
Составь слово.
Ответ: сок, коса, сад, код, ода, да
Узнай по описанию.
Сладкий, белый, кладут в чай. (сахар)
Белая, солёная, кладут в суп. (соль)
Пушистый, ходит, мяукает. (кот)
Расшифруй слова.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
а
б
в
г
д
е
ё
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ь
ы
ъ
э
ю
я
18
6
10
1
река
Какая буква потерялась?
18
1
16
.
11
10
1
Силы глухого ребенка надо экономить. Нельзя ставить его перед необходимостью самому возмещать ущерб, нанесенный отсутствием слухового восприятия, нельзя допускать, чтобы он переживал постоянный неуспех.
Работая над развитием у детей диалогической речи, педагог совершенствует все стороны устной речи: содержание и правильное его оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний).
Письменная речь. Уровень развития письменной речи отстает от устной. Часто у глухих школьников отмечаются нарушения логики, недостаточное умение выделять в изображенном на картине существенные компоненты, заранее планировать высказывания. У глухих замечена особенность в умении выражать свои мысли правильно: использование однообразных синтаксических конструкций, наличие большого количества речевых и грамматических ошибок. У глухих детей отсутствуют навыки самопроверки и самоконтроля. Количество большинства самостоятельных работ низкое. Эти особенности в развитии речи Организация дифференцированного обучения необходима для того, чтобы обеспечить каждому ученику доступный ему темп работы, ее содержание, степень самостоятельности, а также переход от одного уровня развития к другомуглухих учащихся обуславливают необходимость организации дифференцированного подхода в процессе обучения.
а) Составление плана деятельности детей на уроке. В первом классе план работы на уроке может быть написан на классной доске. Учитель спрашивает детей: «Что будем делать сначала? Что будем делать потом? Что мы уже сделали, и что нам осталось еще сделать?» По ходу урока пункты плана могут записываться на доске;
б) выполнение учащимися определенного вида работы по развитию речи (описание вчерашнего дня, составление рассказа по картине или серии картинок и т.д.) и руководство учителем деятельностью детей (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства, актуализация имеющихся у них речевых умений и знаний об окружающем мире, активизация и стимуляция их деятельности.
Одним из наиболее распространенных видов работ по развитию разговорной речи на уроках развития речи является работа по закрытой картинке (Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П., 1991). Цель работы: научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке. 1. Самостоятельно выясняется содержание закрытой картинки. 2. Самостоятельно зарисовывается содержание. 3. При помощи учителя сравнивается рисунок с картинкой. 4. Самостоятельно сопоставляется рассказ по картинке с последующей проверкой при помощи учителя. 5. Самостоятельно добавляются новые рисунки: что было сначала и что было в конце. Учитель помогает грамотно оформить высказывание. 6. Самостоятельно подписывать рисунки одним предложением. 7. Самостоятельно составлять рассказ по рисункам товарища. 8. Самостоятельно, с последующей проверкой учителем, озаглавливается рассказ. На уроках развития речи оценивается не только конечный результат работы (например, составленный учеником рассказ), но и весь ход работы, т.е. насколько активно ученик принимал участие в расспрашивании учителя, в исправлении речи товарищей, правильно конструировал сам отдельные предложения, аккуратно писал и т.п. при этом принимается во внимание запас представлений и знаний ребенка, умения мыслить самостоятельно. Общая оценка становится, как правило, в конце урока, но нередко бывает целесообразно для поддержания внимания, творческой активности и инициативы учащихся оценивать их успешную работу в ходе выполнения заданий. Оценивая работу класса, педагог кратко комментирует деятельность каждого ученика. Это усиливает воспитательное значение оценки.