Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса у младших школьников к осетинской художественной литературе»
Учитель осетинского языка сош№7
Хайманова Жаклин Аланбековна
Развитие интереса у младших школьников к осетинской художественной литературе
Главная педагогическая задача первоначального этапа самостоятельного чтения – добиться, чтобы ребёнок читал без принуждения, поскольку насилие и давление могут навсегда отбить тягу к книге. Большую роль в этом возрасте продолжают играть иллюстрации, а также взаимодействие со взрослым, основанное на материале книги: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное «писательское» творчество. Огромное значение имеет личный пример читающего взрослого. Его уважительное отношение к книге и чтению. Читающий человек – культурный, социально-защищённый, культурная личность –залогустойчивости социума, членом которого он является [7].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) в целях изучения литературного чтения основное внимание уделяет воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с художественной литературой: «Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общий учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию» [7].
Формирование читательских интересов привлекало внимание многих ученых (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев и др.), особо необходимо отметить работу в этом направлении Н.Н. Светловской и О.В. Джежелей.
Формирование интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.
С.Н. Семенова предлагает для развития интереса к чтению использовать нетрадиционные (инновационные) формы обучения [5].
Так, например, метод кейсов (кейс-технологии) предполагает рассмотрение предложенных случаев жизненных или профессиональных ситуаций. Суть метода (применительно к обучению литературе) в том, что обучающемся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературе ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую комплекс знаний кейс необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [2].
Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы.
Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая –деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом организует деловой настрой на работу оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальныхили вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств или умений у обучающихся.
Самыми сложными для использования кейс-технологии являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом учитель подводит учащихся к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения учитель использует несколько уровней сложности:
– первая степень сложности: есть практическая ситуация есть решение. Ученики определяют, подходит ли решение для данной ситуации;
– вторая степень сложности: есть ситуация –решения нет. Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе герое как личности. Сравнить найти точки соприкосновения, определить различия;
– третья степень сложности: есть практическая ситуация– определить проблему и найти пути решения. Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения. Работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение. Цель таких –не только расширение словарного запаса учащихся, не только изучение произведений классиков осетинской литературы, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатств устной и письменной речи.
Инновационные формы и приемы стимулирования учащихся к чтению осетинской художественной литературы требуют от учителя поисков разнообразных методик с целью разнообразить формы урока. У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока.
В качестве примера приведем фрагмент работы по изучению творчества К.Л. Хетагурова с внедрением инновационных форм работы.
Синквейн(от фр.cinquains, англ.cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованныхстрок. Данный пример можно использовать в конце урока в качестве пройденного нового материла. Детям следует объяснить, что такое синквейн: Синквейн у фондзрæнхъон строфæ.
Таким образом, для того, чтобы сделать уроки осетинского чтения, интересными, наполненными мыслью, чувствами учителю важно подобрать дидактический материал, отвечающий требованиям современного урока.
Немаловажным фактором приобщения учащихся начальной школы к осетинской художественной литературе являются инновационные приемы работы, которые имеют огромное развивающее и обучающее, воспитательное значение. Главными задачами таких уроков являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, к осетинской традиционной культуре, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности.
СПИСОК литературы
Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. - М. 2014. - С. 18-27.
Дзатцеева Т.С. Кейс технологии на уроках литературы. М.: Просвещение. 2000. - С.105- 109.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие. - М.: Просвещение. 2015. – С. 41-49.
Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронныйресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62282.html.— ЭБС «IPRbooks».
Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. 2016. - №1. - С. 11-13.
Урок-исследование в начальной школе (работаем по новым стандартам). Русский язык. Литературное чтение / Н.Б. Шумакова, Е.В. Климанова, Н.И. Авдеева, Н.Б. Соловьёва; под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение. 2014. - 168 с. –
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ – 2-е изд. - М.: Просвещение. 2011. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).