Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности через применение различных методов и приёмов практико-ориентированного обучения»
Развитие читательской грамотности через применение различных методов и приёмов практико-ориентированного обучения
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро)
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», - говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский. - Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное». Дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации.
Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И не всегда, даже взрослые, не говоря уже об учащихся, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные. Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения. Несплошные – в них информация передаётся не только словесным способом. К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемыопорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике. Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их? Учим ли мы этому детей?
Сегодня потребность общества в «человеке читающем» - высока. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять их в нужное русло для решения поставленных задач и проблем. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
А для этого педагогу нужно использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как:
проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок);
технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия);
технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание);
применение ИКТ, а также технология оценивания обучающимися своих достижений.
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
На разных этапах урока использую следующие приёмы:
«Потерянные буквы» Этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.
«Чтение с остановками».
Берётся повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она оказалась неудачной.
«Шерлок».
Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называем одно из слов и просим ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.
Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А: АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
АЗБУКАРКТИКАРТИСТКАРФАДМИРАЛГЕБРА
Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
У короткого языка – длинный ум.
Без пирога теста не испечёшь.
Что написано топором, не вырубишь пером.
Птичке клетка дороже золотой ветки.
«Лови ошибку»Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
Слезами морю не поможешь.
Здоровому – грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
Ус хорошо, а два лучше.
«Незнайкино письмо»
Примеры заданий от простого к более сложному.
1. Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.
БАЖА -...
САЛИ -...
ЗАРО -...
2. Пропуск буквы в левой половине равенства.
Прочитай слово.
Я. + В. РЬ =
Л. Ф +Т =
3. Пропуск букв в обеих половинах равенства.
Прочитай слово.
Б. + Г. Ж =. АГА.
М. РА. =. И +. Ж
. Е. ЛА = М. Т +.
М. СК. =. А. +. А
. ОЛ.. К = П. Д + НИ.
. ЕЧА = СВ. +. ЧА
4. Вычитание из последнего слога.
Прочитай слово.
МО + РО + ЗА - А =....
БЕ + СЕ + ДРА - Р =....
КОМ + НА + ТВА - В =....
5. Реконструкция слова в составе предложения.
Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.
Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша.
Весна была АННЯЯР. Была ранняя...
Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз.
Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.
6. Реконструкция двух слов в составе предложения.
Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.
На опушке АСЕЛЦВЕРАСЛА ива. Ива расцвела на......
Фёдор ТАКАЕТ Аню на НАСКАХ. Аню на... катает...
7. Прочитай тексты.
Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.
Корзина идей
Описание приёма:
Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.
По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов".
Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":
Объявляется тема урока.
Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
«Письмо с дырками». (И.З.Суриков «Детство»)
Вот моя ______,
Вот ____ дом ______.
Вот качусь я в ______
По горе ______.
Вот ______ санки, и я на ____ хлоп-
Кубарем ______ я под гору, в ______.
Приём «Тонкий и толстый вопрос»
(дети самостоятельно задают вопросы)
Кто … Что …
Как звали …
Правильно ли поступила…
Дайте объяснение, почему..
Оля съела... …
Предположите, что будет, если…
«Пол-арбуза»
Предлагаем ученикам провести эксперимент со словами. Берём книжку и непрозрачную линейку. Прикрываем линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Перемещаем линейку выше и показываем только нижнюю часть слов. Читаем. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.
"Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Озвучиваем задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета. Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.). Мы работаем со словарями, мои ученики являются частыми посетителями сельской библиотеки.
4. Разносторонняя работа с текстом:
Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).
Работа с деформированным текстом:
- собери рассыпанные слова в предложение;
- собери предложения из частей.
Разбей текст на смысловые части.
Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
Дополни предложение и т.д.
Это способствует обучению школьников извлекать нужную информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста, помогает подготовить детей к комплексным работам.
В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика.
Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе.
Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой:
1 этап - подготовительный (до начала чтения),
2 этап – основной (в процессе чтения),
3 этап - заключительный (после чтения).
На окружающем мире часто применяем «Письмо с дырками» (реконструкция текста), составляем кроссворды, заполняем таблицы, что непосредственно обращает ребёнка к тексту.
В результате применения описываемых приёмов и методов у обучающихся начальной школы формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.