kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Разработка сборника упражнений "Учимся говорить правильно" по формированию произносительной культуры младшего школьника на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема исследования является актуальной, поскольку при обучении детей орфоэпическим нормам прежде всего необходимо переосмыслить стратегию современного обучения русскому языку – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Разработка сборника упражнений "Учимся говорить правильно" по формированию произносительной культуры младшего школьника на уроках русского языка"»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ «РАЗРАБОТКА СБОРНИКА УПРАЖНЕНИЙ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тема исследования является актуальной, поскольку при обучении детей орфоэпическим нормам прежде всего необходимо переосмыслить стратегию современного обучения русскому языку – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову. Произносительные нормы должны усваиваться параллельно с другими (фонетическими, грамматическими нормами) и восприниматься детьми как единственно правильные, образцовые. Соответствующее орфoэпическим нормам произношение облегчает процесс общeния и делает его более эффективным.

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках русского языка.

Предметом исследования является методика формирования произносительной культуры учащихся 3Б класса школы №154 г.Челябинска.

Целью исследования стало: на основе анализа нормативных документов и изучения педагогического опыта разработать сборник упражнений «Учимся говорить правильно» для формирования произносительной культуры младшего школьника на уроках русского языка.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;

  2. рассмотреть теоретические основы орфоэпических норм;

  3. проанализировать программу и учебники УМК «Школа России»;

  4. определить методические особенности работы по формированию орфоэпической нормы;

  5. разработать сборник упражнений по формированию орфоэпической нормы;

  6. апробировать сборник на уроках русского языка в 3 классе.

Гипотеза: формирование орфоэпических норм произношения младших школьников будет проходить успешно, если разработать и использовать на уроках русского языка сборник упражнений, направленный на формирование произносительной культуры младшего школьника.

В результате исследования было выявлено, что язык как важнейшее средство человеческого общения нуждается в единообразии письменного и устного офopмления. Неправильное произношение отвлекает внимание на внешнюю сторону речи и поэтому является помехой при языкoвом общении. Орфоэпия наряду с орфографией, минуя особенности местных говopoв, делает язык средством наиболее широкого общения. Как одна из сторон культypы речи орфоэпия должна способствовать поднятию произносительной культуры русского языка.

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы явилось проведение нами апробации по заявленной проблеме. Соответственно, цель дальнейшей – доказать эффективность сборника упражнений «Учимся говорить правильно» как средства формирования произносительной культуры младших школьников.

Апробация проходила в период преддипломной практики с 19 февраля по 24 марта 2018 года в 3 классе. В апробации участвовали обучающиеся 3 класса 20 человек.

Констатирующий этап был проведен 19 февраля, обучающимся был представлен диагностический срез на выявление уровня развития произносительной культуры.

Рис. 1. Показатели констатирующего этапа формирования произносительной культуры учащихся 3 класса.

На основе результатов констатирующего среза можно сказать, что из 20 человек в 3 «Б» классе 10 человек с низкими показателями уровня сформированности произносительной нормы, 8 человек со средними показателями уровня сформированности и 2 человека с высокими показателями уровня сформированности произносительной культуры в области русского языка.

Показатели дают основания утверждать о необходимости работы по повышению уровня развития произносительной культуры младших школьников.

Для решения выявленных проблем было предложено апробировать сборник упражнений «Учимся говорить правильно» с целью повышения уровня развития произносительной культуры младших школьников.

На основе результатов контрольного среза выявлено, что из 20 человек в 3 «Б» классе 8 человек с высокими показателями уровня сформированности произносительной культуры в области русского языка, 12 человек со средними показателями уровня сформированности произносительной культуры. Учащиеся с низкими показателями уровня сформированности произносительной культуры в области русского языка отсутствуют.

Рис. 2. Показатели контрольного этапа формирования произносительной культуры учащихся 3 класса.

Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень развития произносительной культуры. Мы сравнили данные констатирующего и контрольного этапов и увидели динамику (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнительные показатели сформированности произносительной культуры учащихся 3 класса.

Таким образом, представленные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики у детей младшего школьного возраста с формированием произносительной культуры. Исходя из данных, зафиксированных в графике, мы заметили, что у детей улучшились показатели уровня развития произносительной культуры, а это значит, что сборник упражнений «Учимся говорить правильно» можно считать эффективным средством повышения произносительной культуры у детей младшего школьного возраста.

В заключение вышесказанного можно сказать, что поставленная цель работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коновалова Александра Николаевна

Дата: 24.04.2018

Номер свидетельства: 467571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства