Разработка открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса с НОНР, ФФНР. Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ». «Увлекательное путешествие в сказочный лес»
Разработка открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса с НОНР, ФФНР. Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ». «Увлекательное путешествие в сказочный лес»
Разработка открытого логопедического занятия будет интересна для учителей-логопедов, работающих в 1-ых классах с с детьми, имеющими НОНР и ФФНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса с НОНР, ФФНР. Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ». «Увлекательное путешествие в сказочный лес»»
КГУ Средняя школа №43 им. Г. Мусрепова
Разработка
открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса
с НОНР, ФФНР
Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ».
«Увлекательное путешествие в сказочный лес»
Разработала: учитель-логопед Мельник Н.Н;
Петропавловск, 2018 г.
Конспект открытого логопедического занятия
Тема:
Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ»
«Увлекательное путешествие в сказочный лес»
для учащихся 1 класса с НОНР, ФФНР
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- заепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях;
- обучение выделять данный звук в словах, определять место звука;
- письма-конверты от сказочных героев, предметные картинки с изображением диких животных ;
- домики,
- инд. конверты на каждого ребёнка : схемы предложений
- дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Посылка, две стеклянные банки с водой, письмо, ткань синего цвета, плоские бруски от набора «строитель», деревья искусственные для оформления зала, картинки-символы твердых и мягких согласных звуков, доска магнитная, магниты, следы из бумаги.
Ход занятия:
Приветствие: Звучит легкая инструментальная музыка.
Ребята, сегодня утром, я получила вот эту посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Читает: «Ребята, если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить трудные звуки, приглашаем вас в гости. Сказочные герои».
-Какое письмо необычное! Хотите вы отправиться в путешествие? Но как же мы узнаем, с какими именно звуками нас ждут задания, ведь мы уже научились произносить разные звуки. Давайте заглянем в посылку, может быть, там мы найдем какую-нибудь подсказку!? (достает из посылки две банки)
-Что это? – (вода).
Раз эта посылка из волшебной страны, наверное, и вода какая - то необычная. Попробуем совершить волшебство. Поможете мне? Давайте попробуем подуть на эти банки. Только дуть нужно правильно. Губы вытягиваем вперед, вдох – носом, и выдох ртом, через вытянутые губы.
2.Упражнения на формирование воздушной струи.
Ничего не получается. Давайте я вам помогу. (Звучит музыка. Логопед берет банку, трясет ее, вода окрашивается в желтый цвет, затем другую, вода окрашивается в зеленый цвет). Вот чудеса! (с внутренней стороны на крышки нанесен слой гуаши - синей и зеленой)
Характеристика звука по артикуляторным и акустическим признакам.
Я думаю, это - подсказка для нас. Какая вода получилась в банке (показывает первую банку - желтая., а в другой банке, какая вода? – зеленая..
- Какие похожие звуки слышим в этих словах? (л и ль)
3. Характеристика звуков ( Л-Ль дают 2 ученика у доски)
Где находится язык при произнесении звука?
Как работают губы?
Этот звук гласный или согласный?
Твердый или мягкий?
Глухой или звонкий?
Вы правильно произнесли звук и рассказали о нем.
(характеризуются твердый, затем мягкий звуки, обозначаются символами).
Дети выкладывают колокольчики синего и зелёного цвета.
-Чем похожи (отличаются звуки)?
-Какой буквой обозначим звуки л и ль? (Буквой Л).
- Чем буква отличается от звука? (Звук мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем).
Предлагаю смоделировать букву, но для начала послушайте стихотворение: (показ иллюстрации)
«Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
О. Гофман
-На что похожа буква Л? (ответы детей)
На столах цветные прямоугольники из картона:
-подарим эстампы с буквой Л - гостям. (дети выкладывают букву из мелких макарон «звездочек»)
Л: -Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие.
Л: - Знания о каких звуках будут помогать нам сегодня? («Л» -«ЛЬ»).
А для того, чтобы нам легко преодолеть препятствия на пути, нужно сделать зарядку пальчиками.
* Силовая гимнастика с эспандерами:
(Эспандер – кольцо берётся в одну руку и сжимается на каждый слог)
Я в руке кольцо сжимаю- Эспандер в правой руке ребёнка
В руку силу добавляю.
Буду слабых защищать, перекладываем в левую руку.
Буду младшим помогать.
-Делать ее мы будем не только руками, а и своими язычками.
4. Артикуляционная гимнастика под музыку : (слайд-шоу)
Проводится самомассаж лица: Ручки растираем (дети потирают ладони) И разогреваем (хлопают в ладоши) И лицо теплом своим Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз) Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам) Ушки растираем Сверху вниз мы быстро (растирают ушки) Их вперед сгибаем Тянем вниз за мочки А потом руками Трогаем мы щечки.
Ну что же, отправляемся в путь. Закройте глаза.
(Слайд река, музыка «Музыка воды»)
- Слышите шум?
- Посмотрите, впереди река. (На полу расстелена синяя ткань- модель реки) Нам нужно ее перейти, а для этого нужен мост.
Давайте напилим брёвен. Упражнение «Пила» (дети стоят парами. взявшись за руки крест-накрест. Содружественные движения правой и левой руки, имитация работы пилы)
Запилила пила, отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и стала – начинай сначала
- Какие звуки мы часто повторяли? (звуки л-ль)
Посмотрите, а вот и готовы бревнышки.
(Дети выкладывают мост из брусков, читая и проговаривая слоговые цепочки, слова).
5. Закрепление произношения звуков «Л» -«ЛЬ» в слогах: (дети читают и выделяют в словах звук и л-ль) . Формирование навыка чтения слогов и слов.
Ла-ла-ла — лопата и пила.
Лу-лу-лу — купили мы пилу.
Ля-ля-ля — зеленые поля
Лю-лю-лю — малину я люблю.
Лы-лы-лы - люди веселы
Ло-ЛО-ЛО - людям всем тепло
Проходят по «мостику» далее.
(Слайд двери в лес, музыка «Голоса леса»)
6. Вот мы с вами в волшебном лесу. Что же нас ждет дальше? «Лес загадок»
Под елью - письмо. (Кому: Умным и послушным ребятам.)
От кого: Укатился я из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал меня, дружок?
Я самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…(Колобок).
Посмотрите, да это жеКолобок.
Смотрите, записка какая-то.
Л. читает : «Пройти дальше сможете только тогда, когда отгадаете про моих таежных друзей загадки, в названиях которых есть звуки «Л»-«ЛЬ». А вот и задания. Слушайте внимательно!
Загадки
Закрепление произношения звуков «Л»-«ЛЬ» в словах. Загадки сопровождаются показом иллюстраций. Дети называют отгадку и определяют место звука в слове.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. /Лось/
***
Над лесом солнца луч потух,
Крадётся царь зверей ... /Лев/
***
Догнала зайчонка
И ловит второго
Огненно-рыжая, злая (...) /Лиса/
***
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду /Волк/
***
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая (...) /Белка/
***
Как гора огромен он
Ну конечно, это /Слон/
Посмотрите (обращает внимание на картинки) . Мы с вами отгадали все загадки, но, по-моему, что-то здесь не так! Колобок нам дал задание назвать жителей тайги.
- Кто-то из животных здесь лишний? (дети определяют лишних животных: слон и лев) и делят на две группы по признаку твердости - мягкости звука).
Все животные в сказочном лесу живут дружно. Давайте расселим их по домикам. В синий поселим тех, у кого в названии старший братец Л, а в зелёный – младший. (Дети делят животных на две группы по признаку твердости - мягкости звука
Дифференциация звуков [л], [ль] в словах на слух:
лось лиса
белка лев
волк
Молодцы, вот и еще одно задание мы выполнили.
7. Динамическая пауза (под музыку).
8. Пора идти дальше. Что же впереди?
по карте «Лужайка эрудитов»
Л: Кто такие эрудиты? (люди, обладающие эрудицией, т.е. много знающие)
- Звонок на сотовый телефон логопеда
«-Прослушайте голосовое сообщение:
Не нужно ругаться и злиться не нужно,
Ведь даже травинка чувствует боль!» -
Ребята, ребята, давайте жить дружно!
Поёт добродушный кот…(Леопольд).
Попал в неприятную ситуацию. Стал стар. Растут внуки. Грамоту забыл. Прошу помощи. Письмо моё найдете на лужайке эрудитов.
Отправляемся на Лужайку эрудитов. (ходьба на месте)
? Л: Какое совпадение, что в пути сопровождают нас сказочные герои? (Колобок, Леопольд)
- Что общего в именах героев? (звуки л-ль)
- Какой буквой обозначим эти звуки? (буквой Л).
Чтение письма от Леопольда:
*Внуки учат буквы и очень хотят научиться писать моё имя, но не знают, с какой буквы оно начинается. Помогите найти букву Л среди тех букв, которые написаны у вас на листах.
Ученики находят на своих листах букву Л среди других букв и зачеркивают её.
Запись на листе: А П Л М Н Л И Д Л
* Развитие фонематического восприятия.
Ребус «Составь слово из звуков».
Логопед: Дети, составим слово из первых звуков названий картинок и узнаем «любимый вид спорта кота Леопольда»
Учащиеся выделяют первый звук в слове и составляют из них слово на индивидуальных листах.
(слайд: Кикимора болотная и её дружок Леший. Музыка «Голоса леса»)
-Да это же Кикимора болотная и Леший .
(слайд Заколдованное животное.)
-Ребята, посмотрите, что они натворили, они заколдовали лесных животных! МЫ их спасём, если отгадаем, чьи это хвосты…
Хвост (чей?) – лисий, волчий, павлиний, беличий…
Формирование грамматических навыков (образование притяжательных прилагательных). Закрепление произношения звуков Л-Ль в прилагательных
Игра «Чей хвост?»
Работа с деформированным текстом
10. А Леший придумал для нас предложения о лесных обитателях. Послушайте предложение. Правильно ли Леший составил предложение?
Охотник, нашёл, следы, хитрая, лиса.
– Нет, неправильно.
– Исправьте Лешего. (Охотник нашёл следы хитрой лисы.)
Лесник, услышал, крик, пёстрая, сова.
(Логопед просит произносить четко все слова и их окончания)
– Откройте свои конверты и достаньте схемы-карточки. Составим схемы этих предложений:
Вот и подходит к концу наше путешествие.
11. Итог занятия: Скоро прозвенит звонок,
Подведём, друзья, итог!
Рефлексия: Понравилось вам путешествие? (Оставьте на доске пожеланий свои отзывы: Если вам было легко в пути преодолевать испытания, то возьмите желтый смайлик; если вы допускали ошибки и исправляли их, то возьмите зелёный смайлик,
если задания вызывали трудности, то наклейте синий смайлик.)
С какими сказочными героями мы встречались в нашем путешествии? Какие испытания оказались самыми трудными?
Молодцы ребята. Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Со мной были дружные, сообразительные, умные ребята. На память о нашем путешествии я дарю вам эти медали от сказочных героев .