kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса с НОНР, ФФНР. Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ». «Увлекательное путешествие в сказочный лес»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого логопедического занятия  будет интересна для учителей-логопедов,  работающих в 1-ых классах с с детьми, имеющими НОНР и ФФНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса с НОНР, ФФНР. Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ». «Увлекательное путешествие в сказочный лес»»

КГУ Средняя школа №43 им. Г. Мусрепова






Разработка

открытого логопедического занятия с учащимися 1 класса

с НОНР, ФФНР

Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ».

«Увлекательное путешествие в сказочный лес»








Разработала: учитель-логопед Мельник Н.Н;















Петропавловск, 2018 г.

Конспект открытого логопедического занятия

Тема:

Автоматизация звуков «Л» - «ЛЬ»

«Увлекательное путешествие в сказочный лес»

для учащихся 1 класса с НОНР, ФФНР

Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- заепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях;

- обучение выделять данный звук в словах, определять место звука;

- обучение связному речевому высказыванию;

Коррекционно-развивающие:

- устранение дефектного произношения звуков Л-Ль; автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие мелкой моторики рук (обучение сопровождать речь с движениями рук);

- развитие внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

- индивидуальные зеркала;

- письма-конверты от сказочных героев, предметные картинки с изображением диких животных ;

- домики,

- инд. конверты на каждого ребёнка : схемы предложений

- дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Посылка, две стеклянные банки с водой, письмо, ткань синего цвета, плоские бруски от набора «строитель», деревья искусственные для оформления зала, картинки-символы твердых и мягких согласных звуков, доска магнитная, магниты, следы из бумаги.



Ход занятия:

Приветствие: Звучит легкая инструментальная музыка.

Логопед: дети стоят в кругу :

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становись-ка, со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!" (дети садятся)

  1. Введение в тему:

Ребята, сегодня утром, я получила вот эту посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.

Читает: «Ребята, если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить трудные звуки, приглашаем вас в гости. Сказочные герои».

-Какое письмо необычное! Хотите вы отправиться в путешествие? Но как же мы узнаем, с какими именно звуками нас ждут задания, ведь мы уже научились произносить разные звуки. Давайте заглянем в посылку, может быть, там мы найдем какую-нибудь подсказку!? (достает из посылки две банки)

-Что это? – (вода).

Раз эта посылка из волшебной страны, наверное, и вода какая - то необычная. Попробуем совершить волшебство. Поможете мне? Давайте попробуем подуть на эти банки. Только дуть нужно правильно. Губы вытягиваем вперед, вдох – носом, и выдох ртом, через вытянутые губы.

2.Упражнения на формирование воздушной струи.

Ничего не получается. Давайте я вам помогу. (Звучит музыка. Логопед берет банку, трясет ее, вода окрашивается в желтый цвет, затем другую, вода окрашивается в зеленый цвет). Вот чудеса! (с внутренней стороны на крышки нанесен слой гуаши - синей и зеленой)

Характеристика звука по артикуляторным и акустическим признакам.

Я думаю, это - подсказка для нас. Какая вода получилась в банке (показывает первую банку - желтая., а в другой банке, какая вода? – зеленая..

- Какие похожие звуки слышим в этих словах? (л и ль)

3. Характеристика звуков ( Л-Ль дают 2 ученика у доски)

Где находится язык при произнесении звука?

Как работают губы?

Этот звук гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

Глухой или звонкий?

Вы правильно произнесли звук и рассказали о нем.

(характеризуются твердый, затем мягкий звуки, обозначаются символами).

Дети выкладывают колокольчики синего и зелёного цвета.

-Чем похожи (отличаются звуки)?

-Какой буквой обозначим звуки л и ль? (Буквой Л).

- Чем буква отличается от звука? (Звук мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем).

Предлагаю смоделировать букву, но для начала послушайте стихотворение: (показ иллюстрации)

«Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О. Гофман

-На что похожа буква Л? (ответы детей)

На столах цветные прямоугольники из картона:

-подарим эстампы с буквой Л - гостям. (дети выкладывают букву из мелких макарон «звездочек»)

Л: -Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие.

Л: - Знания о каких звуках будут помогать нам сегодня? («Л» -«ЛЬ»).

А для того, чтобы нам легко преодолеть препятствия на пути, нужно сделать зарядку пальчиками.

* Силовая гимнастика с эспандерами:

(Эспандер – кольцо берётся в одну руку и сжимается на каждый слог)

Я в руке кольцо сжимаю- Эспандер в правой руке ребёнка

В руку силу добавляю.

Буду слабых защищать, перекладываем в левую руку.

Буду младшим помогать.

-Делать ее мы будем не только руками, а и своими язычками.

4. Артикуляционная гимнастика под музыку : (слайд-шоу)

«Лягушонок», «Слонёнок», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качеля», «Индюк», «Пароход»

Проводится самомассаж лица: Ручки растираем (дети потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем
Тянем вниз за мочки
А потом руками
Трогаем мы щечки.

Ну что же, отправляемся в путь. Закройте глаза.

(Слайд река, музыка «Музыка воды»)

- Слышите шум?

- Посмотрите, впереди река. (На полу расстелена синяя ткань- модель реки) Нам нужно ее перейти, а для этого нужен мост.

Давайте напилим брёвен. Упражнение «Пила» (дети стоят парами. взявшись за руки крест-накрест. Содружественные движения правой и левой руки, имитация работы пилы)

Запилила пила, отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала – начинай сначала

- Какие звуки мы часто повторяли? (звуки л-ль)

Посмотрите, а вот и готовы бревнышки.

(Дети выкладывают мост из брусков, читая и проговаривая слоговые цепочки, слова).

5. Закрепление произношения звуков «Л» -«ЛЬ» в слогах: (дети читают и выделяют в словах звук и л-ль) . Формирование навыка чтения слогов и слов.

Ла-ла-ла — лопата и пила.

Лу-лу-лу — купили мы пилу.

Ля-ля-ля — зеленые поля

Лю-лю-лю — малину я люблю.


Лы-лы-лы - люди веселы


Ло-ЛО-ЛО - людям всем тепло


Проходят по «мостику» далее.

(Слайд двери в лес, музыка «Голоса леса»)

6. Вот мы с вами в волшебном лесу. Что же нас ждет дальше? «Лес загадок»

Под елью - письмо. (Кому: Умным и послушным ребятам.)

От кого: Укатился я из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал меня, дружок?

Я самый непослушный,

Говорливый, простодушный

И румяный…(Колобок).


Посмотрите, да это же Колобок.

Смотрите, записка какая-то.

Л. читает : «Пройти дальше сможете только тогда, когда отгадаете про моих таежных друзей загадки, в названиях которых есть звуки «Л»-«ЛЬ». А вот и задания. Слушайте внимательно!

Загадки

Закрепление произношения звуков «Л»-«ЛЬ» в словах. Загадки сопровождаются показом иллюстраций. Дети называют отгадку и определяют место звука в слове.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. /Лось/


***

Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей ... /Лев/

***

Догнала зайчонка

И ловит второго

Огненно-рыжая, злая (...) /Лиса/

***

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду /Волк/

***

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая (...) /Белка/

***

Как гора огромен он

Ну конечно, это /Слон/


Посмотрите (обращает внимание на картинки) . Мы с вами отгадали все загадки, но, по-моему, что-то здесь не так! Колобок нам дал задание назвать жителей тайги.

- Кто-то из животных здесь лишний? (дети определяют лишних животных: слон и лев) и делят на две группы по признаку твердости - мягкости звука).

Все животные в сказочном лесу живут дружно. Давайте расселим их по домикам. В синий поселим тех, у кого в названии старший братец Л, а в зелёный – младший. (Дети делят животных на две группы по признаку твердости - мягкости звука

Дифференциация звуков [л], [ль] в словах на слух:


лось лиса

белка лев

волк

Молодцы, вот и еще одно задание мы выполнили.

7. Динамическая пауза (под музыку).

8. Пора идти дальше. Что же впереди?

по карте «Лужайка эрудитов»

Л: Кто такие эрудиты? (люди, обладающие эрудицией, т.е. много знающие)

- Звонок на сотовый телефон логопеда

«-Прослушайте голосовое сообщение:

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Ведь даже травинка чувствует боль!» -

Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Поёт добродушный кот…(Леопольд).

Попал в неприятную ситуацию. Стал стар. Растут внуки. Грамоту забыл. Прошу помощи. Письмо моё найдете на лужайке эрудитов.

Отправляемся на Лужайку эрудитов. (ходьба на месте)

? Л: Какое совпадение, что в пути сопровождают нас сказочные герои? (Колобок, Леопольд)

- Что общего в именах героев? (звуки л-ль)

- Какой буквой обозначим эти звуки? (буквой Л).

Чтение письма от Леопольда:

*Внуки учат буквы и очень хотят научиться писать моё имя, но не знают, с какой буквы оно начинается. Помогите найти букву Л среди тех букв, которые написаны у вас на листах.

Ученики находят на своих листах букву Л среди других букв и зачеркивают её.

Запись на листе: А П Л М Н Л И Д Л

* Развитие фонематического восприятия.

Ребус «Составь слово из звуков».

Логопед: Дети, составим слово из первых звуков названий картинок и узнаем «любимый вид спорта кота Леопольда»

Учащиеся выделяют первый звук в слове и составляют из них слово на индивидуальных листах.

Картинки: фартук, утка, тапочки, бабочка, облако, лопата.

(ФУТБОЛ)


9. (слайд болото Музыка «Голоса леса»)

Посмотрите, впереди – болото. Кто же здесь живет?

(слайд: Кикимора болотная и её дружок Леший. Музыка «Голоса леса»)

-Да это же Кикимора болотная и Леший .

(слайд Заколдованное животное.)

-Ребята, посмотрите, что они натворили, они заколдовали лесных животных! МЫ их спасём, если отгадаем, чьи это хвосты…

Хвост (чей?) – лисий, волчий, павлиний, беличий…

Формирование грамматических навыков (образование притяжательных прилагательных). Закрепление произношения звуков Л-Ль в прилагательных

Игра «Чей хвост?»



Работа с деформированным текстом

10. А Леший придумал для нас предложения о лесных обитателях. Послушайте предложение. Правильно ли Леший составил предложение?

Охотник, нашёл, следы, хитрая, лиса.

– Нет, неправильно.

– Исправьте Лешего. (Охотник нашёл следы хитрой лисы.)

Лесник, услышал, крик, пёстрая, сова.

(Логопед просит произносить четко все слова и их окончания)

– Откройте свои конверты и достаньте схемы-карточки. Составим схемы этих предложений:

Вот и подходит к концу наше путешествие.

11. Итог занятия: Скоро прозвенит звонок,

Подведём, друзья, итог!

Рефлексия: Понравилось вам путешествие? (Оставьте на доске пожеланий свои отзывы: Если вам было легко в пути преодолевать испытания, то возьмите желтый смайлик; если вы допускали ошибки и исправляли их, то возьмите зелёный смайлик,

если задания вызывали трудности, то наклейте синий смайлик.)

С какими сказочными героями мы встречались в нашем путешествии? Какие испытания оказались самыми трудными?

Молодцы ребята. Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Со мной были дружные, сообразительные, умные ребята. На память о нашем путешествии я дарю вам эти медали от сказочных героев .
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мельник Надежда Николаевна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456497


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства