kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка и применение авторских сетевых образовательных ресурсов как способ реализации доступности и последовательности исследовательского обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы реализации доступности и последовательности исследовательского обучения учащихся 1-4 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка и применение авторских сетевых образовательных ресурсов как способ реализации доступности и последовательности исследовательского обучения»

Е.Н. Волкова

учитель начальных классов

МОУ «Казинская СОШ»
Валуйского района Белгородской области

(с. Казинка Валуйского района)


Разработка и применение авторских сетевых образовательных ресурсов как способ реализации доступности и последовательности исследовательского обучения младших школьников


Использование информационных технологий в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе, на сегодняшний день является объективным и естественным процессом [1; 32]. А освоение технологий разработки авторских сетевых образовательных ресурсов и применение их в различных областях учебно-воспитательного процесса может помочь педагогу в решении широкого спектра задач, в том числе и в реализации доступности и последовательности исследовательского обучения младших школьников.

Актуальность темы: Разработка и применение авторских сетевых образовательных ресурсов является современным и действенным средством в решении образовательных задач.

Цель работы: обеспечение доступности и последовательности исследовательского обучения младших школьников.

Методы и приемы работы:

- сбор теоретической информации;

- разработка сайта интерактивного обучения;

- практическое применение авторского сетевого образовательного ресурса.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса учащихся к исследовательской деятельности;

- увеличение количества учащихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность;

-повышение результативности участия обучающихся в конкурсах исследовательских работ школьников;

- реализация доступности и последовательности исследовательского обучения младших школьников.


Стремительное развитие информационной культуры привело к тому, что современный человек начинает освоение компьютера с самого раннего детства. Актуальность применения информационных технологий в начальной школе не вызывает сомнения.

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехника, Интернет [3; 13].

Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в глобальной сети Интернет [4; 7].

Согласно ФГОС, информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология, и они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях современный учитель обязан уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться ресурсами глобальной сети Интернет.

Интернет-технологии, в частности, сетевые образовательные ресурсы, как компонент информационных технологий с каждым годом приобретают все большую актуальность в образовательном процессе. Сегодня практически каждый педагог начального образования понимает важность внедрения Интернет-технологий в педагогический процесс, видит все преимущества их использования: повышение мотивации учения, скорости усвоения знаний, качества обучения, активности учащихся [5; 27].

Исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений современного образования. Она входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные [2; 1].

Восемь лет назад, когда я начала заниматься исследовательской и проектной деятельностью с учащимися начальной школы, я столкнулась с довольно серьезной проблемой. На тот момент не существовало доступных для сельской школы педагогических технологий, позволяющих последовательно обучать младших школьников принципам проведения исследовательской работы. Поэтому, изучив методическую литературу по данному вопросу, в том числе труды А.И. Савенкова, А. Обухова, А.В. Леонтович, я начала на практике разрабатывать те или иные подходы к исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Как руководитель методического объединения учителей начальных классов я несколько лет работала по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников». За эти годы накопился богатый методический материал, результативность применения которого доказана на практике. Мои ученики неоднократно становились призерами региональных и всероссийских конкурсов проектно-исследовательских работ «Я - исследователь», «Первые шаги в науке». В 2013 году я разработала авторскую программу внеурочной деятельности «Познаем мир вместе», направленную на освоение учащимися исследовательских навыков.

В процессе апробации программы накопленный методический материал решено было обобщить в виде авторского сайта интерактивного обучения для юных исследователей «Познаем мир вместе», поддержкой которого является полевая тетрадь юного исследователя.

Целью разработки сайта интерактивного обучения было создание такого сетевого образовательный ресурса, который предоставит учащимся возможность в доступной форме, последовательно и в индивидуальном темпе осваивать теоретический материал, проверять свои знания и применять их на практике, как под руководством педагога, так и самостоятельно.

Этот сайт, не имеющий аналогов сети Интернет, был создан нами с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся начальной школы, а также в соответствии с современными требованиями к содержанию образования. Сетевой ресурс является универсальным, применение материалов данного сайта не имеет верхней возрастной границы, подходит для изучения принципов исследовательской деятельности учащимися с 7 лет, учителями и родителями.

Следует отметить, что разработка авторских сетевых образовательных ресурсов – это высокая ступень использования информационных технологий, требующая определенной технической и методической подготовки педагога.

Разработка сайта интерактивного обучения состоит из двух этапов:

  1. методический (подбор теоретической информации, разработка тестов, тренингов и т.п.);

  2. технический (разработка структуры сайта, создание web-страниц, загрузка на сервер).

Было разработано четыре программы работы с сайтом: «Начинающий исследователь», «Опытный исследователь», «Педагог» и «Родитель».

Программа «Начинающий исследователь» адаптирована для детей от 7 лет, она содержит курс интерактивного обучения, состоящий из 20 этапов. Проходя обучение, ребенок ведет полевую тетрадь и проводит свое первое исследование. В процессе освоения теоретической информации и прохождения тренингов дети знакомятся с понятием «исследование», учатся правильно формулировать тему, цель, задачи, составлять план исследования, обосновывать актуальность проблемы, формулировать собственные знания, работать с книгами, правильно оформлять ссылки на письменные источники, проводить письменный, устный и интерактивный опрос, безопасно работать в сети Интернет, применять методы наблюдения и эксперимента, оформлять графические материалы, подводить итоги исследования и делать выводы. Завершает интерактивное обучение экзамен.

Раздел «Опытный исследователь» поможет ребенку в оформлении текста исследовательской работы, разработке презентации, подготовке к защите. Также здесь можно найти полезные ссылки и исследовательские работы детей, скачать полевую тетрадь.

Раздел для педагогов содержит методическое руководство по работе с сайтом, ссылку на полевую тетрадь юного исследователя, полезные методические материалы для проведения исследований, исследовательские работы школьников, полезные сайты.

В разделе для родителей можно найти советы по развитию творческого мышления детей, полезные ссылки, советы по проведению исследовательских работ.

С 2014 года ведется официальная апробация сайта, а промежуточные результаты уже позволяют говорить об эффективности применения данной технологии: количество учащихся класса, вовлеченных в исследовательскую деятельность, увеличилось в несколько раз, отмечено повышение интереса к исследовательской деятельности на 70%. Также зафиксированы высокие результаты участия обучающихся в конкурсах исследовательских работ.


Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и применение авторских сетевых образовательных ресурсов способствует реализации доступности и последовательности исследовательского обучения младших школьников, дает возможность ребенку осваивать методы и приемы исследовательской деятельности в индивидуальном темпе, под наблюдением учителя или дистанционно.


Литература:

  1. Артамонов А.Д. Технические университеты в информационном обществе / А.Д. Артамонов, Г.И. Ловецкий. – М. : МГТУ, 2004. – 288 с.

  2. Городинская Е.В. Доклад «Исследовательская деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса учащихся» https://урок.рф/library/issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoj_shkole_k_073108.html (дата обращения 26.09.2018)

  3. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования / М. Лапчик // Информатика и образование. – 1991. – №6.

  4. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. - Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 114 с.

  5. Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимов, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 237c.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Волкова Елена Николаевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490768


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства