По теме исследовательской работы:
«Снежинка- чудо зимы».
Выполнила ученица КГУ «СШ №2»
3 «А» класса Раченко Алиса
Настоящий исследователь преодолеет любые
преграды на своём пути.
Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели.
Стремись к ней,
невзирая на трудности.
Верь в себя,
в то, что ты – настоящий исследователь!
Что мне интересно больше всего? Наблюдать за интересными явлениями в природе.
Чем я хочу заниматься в первую очередь? Изучить материал в энциклопедии, в научном журнале.
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Читаю книги. В Интернете ищу интересные сайты.
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? По литературному чтению, познанию мира, математике, русскому языку.
Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубоко? Явления в природе.
Тем исследования:
«Снежинка – чудо зимы».
Цель и задачи исследования.
Цель исследования:
узнать основную форму снежинки, выяснить, как появляются снежинки, провести опыты.
Объект: снежинка.
Предмет: процесс происхождения снежинок.
Задачи исследования:
изучить процесс образования «снежинок»;
как устроены снежинки, все ли они одинаковые;
привести доказательства о том, что основная форма природной снежинки – шестиугольник, а не восьмиугольник;
опытно-экспериментальным путем попробовать получить снежинку в домашних условиях;
выяснить все ли снежинки одинаковы;
зависит ли форма снежинки от качества воздуха.
Методы исследования:
Опрос, анкетирование.
Беседа с учительницей, с родителями.
Наблюдение за снежинками в природе.
Изучение литературы о снежинках.
Выполнение творческих работ (лепка, технология «квиллинг», конструирование).
Интернет-ресурсы.
Гипотеза исследования :
предположим, снежинки имеют восьмиугольную форму, настоящие снежинки из снега невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать.
Организация исследования.
Подумать самостоятельно.
Что я знаю о снежинках?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Ответ:
Снежинка состоит из воды. Снежинку можно сфотографировать в природе и попробовать её сделать в домашних условиях, но не из воды.
Провести эксперимент.
План работы.
Провести анкетирование.
Изучить образование и форму снежинок.
Изучить состав снежинок при помощи литературы и ресурсов Интернета.
Изучить форму снежинок и влияние температуры на формообразование снежинок.
Изучить от чего зависит цвет снега.
Изучить полезные свойства снега.
Эксперименты.
При помощи морозильной камеры попытаюсь получить снежинку дома, используя ёмкость с водой и опущенное над паром стекло.
При помощи лупы, фотоаппарата попытаюсь сфотографировать снежинку на улице.
Приготовлю насыщенный раствор солёной воды, для изготовления снежинки в домашних условиях.
Провела анкетирование среди своих одноклассников
«Что ты знаешь о снежинках?»
Вопросы анкетирования:
Из чего состоит снежинка?
Все ли снежинки одинаковы?
Почему снежинка шестиугольная?
Можно ли сфотографировать снежинку?
Можно ли получить снежинку в домашних условиях?
Результаты анкетирования.
Из чего состоит снежинка? (Знаю – 74%, не знаю-26%)
Все ли снежинки одинаковы? (Да- 9 %, нет – 83%, не знаю – 9%)
Почему снежинка шестиугольная? (Знаю – 17%, не знаю -83%)
Можно ли сфотографировать снежинку? (Да- 74%, нет – 22 %, не знаю – 4%)
Можно ли получить снежинку в домашних условиях? (Можно – 35%, нельзя – 65%)
Вывод: знания о снежинках не составляют 100%, ребята моего класса не всё знают о снежинках.
Изучила при помощи литературы и собственных наблюдений образование и формы снежинок.
Сделала вывод, что в основе всех снежинок лежит шестигранник.
Изучила состав снежинок при помощи наблюдения, беседы со взрослыми, литературы и ресурсов Интернета.
Действительно, снежинка состоит из воздуха и воды, при таянии образовалась маленькая капелька.
Изучила при помощи литературы, как влияет температура воздуха на образование снежинок.
5. При помощи литературы и ресурсов Интернет изучила от чего зависит цвет снега.
6. При помощи собственных наблюдений, беседы со взрослыми, литературы изучила полезные свойства снега.
Проведение эксперимента.
Эксперимент 1.
«Получи снежинку дома» №1.
Дата
Время
Вид работы
Результат
10.01
20.00 ч
1.Налила в ёмкость воды.
2. Поместила ёмкость в морозильную камеру при температуре – 20 градусов.
-
11.01
9.00 ч
1. Извлекла ёмкость из морозильной камеры.
В ёмкости образовался кусочек льда.
Вывод: снежинку, заморозив воду получить нельзя, получается кусочек льда на дне ёмкости, но не снежинка.
Эксперимент 2.
«Получи снежинку дома» №2.
Дата
Время
Вид работы
Результат
12.01
20.00 ч
1. Взяла кусочек стекла и положила над паром.
2. Поместила запотевшее стекло в морозильную камеру. Температура в морозильнике была -18 градусов.
-
11.01
9.00 ч
1. Извлекла стёклышко из морозильной камеры.
Стёклышко покрылось тонким слоем инея, крохотными капельками замёрзшей воды, капельки не напоминали снежинки.
Вывод: в домашних условиях вырастить настоящую снежинку нельзя, так как нет тех условий, при которых образуются снежинки.
Эксперимент 3.
«Сфотографируй снежинку».
Дата
Время
Вид работы
Результат
9.01
12.00 ч
1.Взяла лупу, фотоаппарат.
-
9.01
13.00 ч
1. Фотографировала падающие снежинки в течении часа...
Фотографии с большим трудом, но всё же были получены.
Вывод: снежинку сфотографировать можно, используя специальное оборудование и достаточное количество времени.
Эксперимент №4.
«Вырасти снежинку в домашних условиях».
Дата
Время
Вид работы
Результат
16.01
12.00 ч
1.Взяла небольшую банку.
2. Налила горячей воды.
3. Насыпала 2-3 ст. ложки соли, тщательно размешала.
4. Сделала из зубочисток снежинку.
5. Обмотала сделанную снежинку ворсистыми нитками.
6. Поместила снежинку в банку.
-
16.01
15.00 ч
-
Через 2-3 часа снежинка начинает постепенно кристаллизоваться.
20.01
12.00
-
Снежинка полностью готова.
Вывод: в домашних условиях можно вырастить снежинку, но не из снега, а из соли.
Заключение.
Этот удивительный мир подарил нам чудо, которое мы с вами можем наблюдать каждый год. Давайте в наш век высоких технологий найдем время остановиться и оценить работу самой Природы, когда снег лежит и падают снежинки! Снежинки уникальные и неповторимые, во все времена интересовали ученых, и некоторые из них посвятили исследованию ледяных кристаллов всю свою жизнь. Как будто сама Природа хочет намекнуть нам, что в основе ее лежит не хаос, не беспорядок, а какие-то очень точные и красивые математические законы.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась – что в природе нет восьмиугольных снежинок и снежинок другой формы все снежинки в основе своей шестиугольные, имеют разную форму, снежинки из снега невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать.