kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Размышления об организации духовно-нравственного воспитания обучающихся 4 классов через курс "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Конкурсе профессионально мастерства "Золотое яблоко"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Размышления об организации духовно-нравственного воспитания обучающихся 4 классов через курс "Основы православной культуры"»

«Золотое Яблоко - 2018»

Направление «Инновационная деятельность в рамках приоритетных проектов системы образования Пермского муниципального района».



Найданова Ольга Семеновна,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

МАОУ «Кондратовская средняя школа»



Размышления об организации духовно-нравственного воспитания обучающихся 4 класса через курс

«Основы православной культуры».


«Основы православной культуры» (ОПК) — один из шести учебных модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную практику с 2012 года.  Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.

Актуальность данной темы обозначена на уровне государства.

Почему Святейший патриарх Кирилл сказал, что введение в школу нового учебного предмета имеет решающее значение для судьбы российского образования? – Потому, что отечественное образование находится в состоянии духовно-нравственного кризиса.

Цель учебного модуля «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Что сегодня понимают под духовно-нравственным воспитанием? Определений много. Об этом писал В.А. Сухомлинский, Р.С. Немов, Г.Н. Волков. Приведу пример из «Википедии»: «Под духовно-нравственным воспитанием понимается один из видов воспитания. Передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий».

За развитие духовных ценностей и Пермская Духовная семинария, на базе которой осуществляется подготовка педагогических кадров для ведения модуля ОПК. Именно она позволила получить новое пространство для инновационной деятельности и в МАОУ «Кондратовская средняя школа». Что помогло по новому развивать духовность подрастающего поколения.

В данной работе изложу систему работы по введению курса ОРКСЭ и модуля ОПК в школе и отражу свой вклад в это важное дело.

Этапы введения новшества:

- внесение изменений в профессиональное развитие педагогов;

- проведение разъяснительной работы с родителями по введению курса;

- создание условий для преемственности между 4 классом и 5-6 классами, введение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).

Первый этап. Внесение изменений в профессиональное развитие педагогов.

Было организовано сотрудничество с Пермской Духовной семинарией с целью моделирования того пространства, в котором будет разворачиваться деятельность всех участников образовательного процесса. Педагоги семинарии проводили мастер-классы, показывали на примере как влияет их урок на чувства детей. Учителя школы загорелись желанием обучаться. Мною так же было принято решение расширить свои компетенции. Подготовка кадров прошла в несколько этапов:


Год

Количество учителей, прошедших

курсовую подготовку

2015-2016

2

2016-2017

2

2017-2018

0

2018-2019

7

В планах нашей образовательной организации обучить всех учителей, т.к. мы понимаем целостность воспитательной составляющей через духовный рост учителя в том числе.

Второй этап. Разъяснительная работа с родителями.

Прежде всего разговор ведётся с классными руководителями. Именно они являются поддержкой и опорой для родителя во время осуществления выбора. На сегодняшний день не все прошли через курсовую подготовку и поэтому необходимо обладать им первоначальными знаниями. Проходит совещание при директоре школы, на котором идёт погружение в программу курса.

Далее мною ежегодно организовывается родительское собрание для родителей третьих классов, с участием представителей разных конфессий и учителей, которые будут вести курс. Цель собрания: раскрыть содержание каждого модуля с целью обеспечения выбора. Тем самым выявляется образовательный запрос и потребности каждой семьи.

Однако следует отметить, что мы сталкиваемся с опасением, непониманием со стороны родителей. Чаще всего выбор родителей останавливался на нейтральном модуле. С 2012 года по 2015 преподавался модуль «основы светской этики». Далее ситуация стала изменяться. Данные по выбору отображены в таблице:


Год

Количество обучающихся

ОРКСЭ

Светская этика

ОПК (%)

Основы мировых религиозных культур

2015-2016

109

106

3 (2,7)

0

2016-2017

127

89

38 (29,9)

0

2017-2018

135

91

44 (32,5)

0

2018-2019

163

53

68 (41,7)

22


Наблюдается рост количества обучающихся, изучающих данный курс. В этом прослеживается целостность и системность работы нашей школ по духовно-нравственному воспитанию.

Могу предположить, что интерес к предмету вырос, выбор модуля родителями был сделан осознанно. Необходимость духовного роста, возрождение христианских традиций осознала родительская общественность.

У меня в 2016-2018 учебном году был 4 класс. 50% из обучающихся посещали уроки ОПК. У многих появилась новая возможность проявить себя. Они участвовали в олимпиаде по православной культуре (Приложение 1), в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира».

Методом наблюдения было установлено, что после урока обучающиеся становились другими: дружелюбными, внимательными, оценивающими адекватно свои поступки.

Мною проводился мониторинг участия ребят в разных делах в 4 классе. Приведу пример:


Благотворительные акции

Цель

Количество участников

«Протяни руку помощи»

Сбор макулатуры с целью получения денежных средств на лечение девочки из школы.

100%

«Протяни руку помощи»

Сбор вещей для «Дома Малютки»

63%

«Доброе сердце»

Сбор тёплых вещей и корма для собак.

78%

К сожалению, а может быть и к счастью, не существует методик для определения уровня духовности ребёнка. Это можно лишь проследить на уровне поступков. А вот уровень воспитанности мною замерялся по методике Н.П. Капустина. В тесте подразумеваются замеры по уровню развития: долга и ответственности, доброты и отзывчивости, честности и справедливости, простоты и скромности. На момент окончания 4 класса повысились общие показатели на 32%.

Третий этап. Создание условий для преемственности между 4 классом и 5-6 классами.

Администрация школы, классные руководители, учителя, преподающие курс понимали, что необходимо продолжать взращивать зерно, которое посажено в 4 классе.

Мы провели анкету среди родителей и детей в 4 классе, в которой предложили вопросы о полезности курса и о необходимости продолжения его. Ответы были получены положительные. Было принято решение о продолжении работы по духовно-нравственному воспитанию через ОДНКНР:


Год

ОДНКНР

5 класс

6 класс

2017-2018

122 человека

0

2018-2019

135 человек

127 человек

В этом учебном году я влилась в состав учителей, преподающих модуль ОПК. Вижу работу с другой стороны. Столкнулась с некоторыми трудностями. Первое – это то, что класс делится на группы. Ко мне приходят дети из двух классов одновременно. Необходимо не только самой со всеми познакомиться, понять их, узнать об их внутреннем мире, но и решать вопросы коммуникации между детьми из разных классов. Темы уроков не предполагают данную задачу. Приходится искать много дополнительного материала.

Веду наблюдения за ростом духовных качеств ребёнка. Анализ анкет показывает, что например за первую четверть текущего года, произвели впечатление и запомнились уроки о добре и милосердии, честности, вежливости и сострадании. Запомнился разговор о любви к родителям. Считаю это может быть результатом уроков ОПК, и используемого дополнительного материала. В этом я вижу приращение духовных качеств ребёнка.

Вторая трудность – это отбор материала. Выбран УМК под редакцией А.В. Бородиной. Практика показала, что материала учебника чаще всего бывает недостаточно. Он сложен для восприятия младших школьников, т.к. у них нет базовых понятий, основ христианской религии, которые традиционно закладывались в семье. Поэтому я в своих уроках применяю видеофрагменты, притчи (Приложение 2), музыкальные и художественные произведения, что способствует усвоению программного материала и придает уроку эмоциональную окраску. Создаю условия на уроке для способности сопереживать, почувствовать себя на месте героя, примерить ситуацию на себя. Что позволяет развивать личностные УУД.

В современном мире большую часть своей жизни ребёнок проводит в социальных институтах, таких как д/с, школа. Где зачастую «ребёнок = УЧЕНИК». В погоне за академической грамотностью, успешностью часто забываем, что перед нами маленький ЧЕЛОВЕК. Учитель для него должен быть путеводной звездой. Доктор педагогических наук В.П. Голованов на XV форуме «Образование: взгляд в будущее» говорил о том, что важно учителю учитывать позицию «ребёнок = ЧЕЛОВЕК». Мне очень нравится его взгляд на обучение. Буду стремиться работать именно так.

  Литература:

Интернет ресурсы:

1. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mir-detstva-v-russkoi-pravoslavnoi-traditsii-filosofskii-analiz#ixzz5Tu4ViB6w

http://stal-nevsky.ru/?p=4044 «Куда уходит детство?»

2. http://www.gcro.ru/index.php/orkse-met-kopil/orkse-hrest/814-sanin

3. Read more: http://elatriym.com/duxovnoe-razvitie/pritcha-pro-popytku-oskorbit-buddu#ixzz3JpyrJgnB

4. https://studfiles.net/preview/2975164/page:5/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Семеновна Найданова

Дата: 05.11.2022

Номер свидетельства: 616752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства