Просмотр содержимого документа
«Расширение образовательного пространства как средство активизации исследовательской деятельности младших школьников»
Расширение образовательного пространства как средство активизации исследовательской деятельности
младших школьников
Автор:
Кирьянова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1,
педагог дополнительного образования
Одной из главных задач современного начального общего образования является получение обучающимися разностороннего опыта деятельности, развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
Цель исследовательской деятельности заключается в овладении учениками функциональным навыком исследования как универсальным способом освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. Происходит активизация личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе получения субъектно новых знаний - самостоятельно добытых знаний, которые являются новыми и имеют личностное значение для конкретного ученика.
Именно исследовательский подход в обучении направлен на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как:
- способность к самообучению;
- навыки ориентироваться в информационных потоках;
- умение видеть, понимать и решать проблему.
Учебно-исследовательские умения формируются в процессе соответствующей деятельности, которая организуется педагогом в условиях развивающего обучения как целостной системы.
Урочное время, несомненно, даёт возможность постепенно овладевать данными умениями. Но чтобы мотивировать детей, стимулировать и активизировать природную потребность искать новое, дать возможность выбрать такую тему для исследования, которая интересует и самого ребёнка, и будет полезна другим людям, я использую дополнительные временные и информационные ресурсы, расширяя образовательное пространство детей.
Все дети класса дополнительно занимаются в детском объединении «Витаминчики» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «В стране здоровья». Это позволяет расширить тематику исследований, выполнять как индивидуальные, так и групповые исследования и проекты, приобретать практику публичных выступлений оформления результатов.
Использование ресурсов школьной библиотеки
Поиск информации – важная составляющая любого исследования. Занятия, организованные в библиотеке позволяют научить детей работать с такими информационными источниками как книга и интернет.
Использование ресурсов кабинета химии для проведения опытов
При проведении опытной части исследования, требующей дополнительного оборудования, дети имеют возможность познакомиться с инструментами химического кабинета, узнать о существовании растворов, вступающих в реакции, о технике безопасности при работе с ними.