Работа учителя начальных классов с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования"
Работа учителя начальных классов с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования"
В условиях современного российского образования согласно закону " Об образовании" и Профессиональному стандарту педагога, одной из ключнвых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа учителя начальных классов с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования"»
"Работа учителя начальных классов с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования"
Автор: К.П.Машихина учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №27» Электронная почта: [email protected]
«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает» (Я. А. Коменский)
«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» (Д. Рескин)
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (учитель)) от 18.10.2013 г. № 544н одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного обучения. Приведенные в качестве эпиграфов высказывания Я.А. Коменского и Д. Рескина как нельзя лучше отражают дух и суть инклюзивного образования. В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений встает задача оценки уровня готовности вверенного им педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики.
Прежде всего необходимо понять, из каких составляющих складывается компетенция педагога, позволяющая работать с детьми, имеющими ОВЗ. Для этого обратимся к тексту Профессионального стандарта педагога. Сложность работы с данным документом заключается в том, что необходимые для работы с детьми с особыми образовательными потребностями знания, умения и трудовые действия обозначены в нем разрозненно. Итак, в деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования для должностей учитель в общепедагогической функции обучение читаем:
- «Необходимые знания: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики»
- «Необходимые умения: использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В функции «развивающая деятельность» значится:
1.«Необходимые знания: основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей»
2.«Необходимые умения:
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся»
3. «Трудовые действия:
- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
- взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
- освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу».
Наиболее полно и в логическом порядке компетенции, необходимые педагогам для осуществления работы с детьми, нуждающимися в организации особых образовательных условий, изложены в практико ориентированной монографии Е.А. Ямбурга и С.Д. Забрамной «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации».
Для получения общих представлений об уровне развития основных компонентов компетенции, позволяющей работать с детьми с ОВЗ, руководителем может быть использован метод анкетирования. С целью повышения искренности получаемых ответов анкетирование можно проводить анонимно. Вопросы анкеты (см. приложение 1) составлялись таким образом, чтобы выявить установки, знания, умения и наличие у педагогов опыта трудовых действий, связанных с данной компетенцией. Анализ полученных данных позволяет сформировать представление об уровне развития в целом данной компетенции в конкретном педагогическом коллективе и выявить наиболее проблемные зоны, над которыми предстоит дальнейшая работа.
Анкетирование проводилось в МАОУ «Средней школе №27» г. Петропавловск-камчатского. В исследовании приняли участие 29 сотрудников, имеющих педагогическое образование. Состав участников анкетирования представлен следующими должностями: учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-специалисты (учителя-логопеды и социальный педагог). На диаграммах 1, 2 представлены возрастная характеристика контингента респондентов и характеристика по длительности педагогического стажа. Как видно по данным диаграмм, практически две трети проанкетированных педагогов (64%) – это люди средней возрастной категории, подавляющее большинство респондентов (94%) имеют стаж работы педагогом более 5 лет.
Диаграмма 1. Диаграмма 2
Возрастной состав респондентов Педагогический стаж респондентов
Количественные результаты проведенного исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Процентные соотношения распределения ответов на вопросы анкеты
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
С каким утверждением Вы согласны в большей степени?
детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования (школы I-VIII видов для детей с различными нарушениями) – 70%
детей с ОВЗ, несомненно, надо обучать в общеобразовательной школе при условии адекватной организации специальных образовательных условий для таких детей – 30%
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
Насколько у Вас сформирована профессиональная установка на готовность работать с любым ребёнком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?
такая установка не сформирована – 26%
постепенно формируется, но не в полной мере – 56%
установка полностью сформирована – 18%
Как бы Вы оценили актуальный уровень своих специальных теоретических знаний, необходимых для работы с детьми с ОВЗ (в области дефектологии, логопедии, специальной клинической психологии)?
специальные знания отсутствуют – 32%
имеются минимальные специальные знания – 62%
специальные знания достаточны для осуществления работы – 6%
Владеете ли Вы умением понимать документацию специалистов (психологов, логопедов, дефектологов)?
да – 22%
частично – 56%
нет – 22%
Имеете ли Вы опыт разработки (совместно с другими специалистами) и реализации программы индивидуального обучения и развития ребёнка с ОВЗ?
да – 8%
нет - 92%
Имеете ли Вы опыт освоения и адекватного применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу?
да – 26%
нет – 74%
Как часто Вам приходилось взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума?
не приходилось – 28%
приходилось 1-2 раза – 40%
приходилось довольно часто – 32%
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
Знаете ли Вы разницу между понятиями интеграции и инклюзии в образовании?
да – 74%
нет – 26%
Выделите наиболее, по-Вашему мнению, сложные для педагога ограничения возможностей здоровья в осуществлении образовательной деятельности (укажите не более 3-х групп, определяя ранг сложности, где 1 обозначает самую высокую степень сложности)
Рейтинг сложности видов ОВЗ, поставленных педагогами на первое место:
психические нарушения, влекущие расстройства личности и поведения – 74%
нарушения зрения – 12%
интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития – 7%
нарушения опорно-двигательного аппарата – 5%
нарушения слуха – 2%
Каковы, на Ваш взгляд, наибольшие сложности в работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ? (Возможен выбор нескольких вариантов)
Частотность выбора факторов сложности в работе с детьми с ОВЗ:
недостаток в общеобразовательных школах педагогов-специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), совместно с которыми необходимо осуществлять обучение ребёнка с ОВЗ – 84%
отсутствие в общеобразовательных школах специальных средств обучения для детей с ОВЗ (учебных пособий, в том числе специальных компьютерных программ, техничес-ких средств и приспособлений) – 66%
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
Каковы, на Ваш взгляд, наибольшие сложности в работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ? (Возможен выбор нескольких вариантов)
недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ – 56%
слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребёнка с ОВЗ (в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребёнка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т.д.) – 50%
невозможность организации специальных образовательных условий в силу отсутствия у ребёнка официально признанного статуса ОВЗ – 46%
Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать следующие выводы о наиболее проблемных зонах в подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ:
´- культура инклюзивного образования пока не сформирована, т.к. на уровне отношения 70% педагогов считают, что детям с ОВЗ лучше получать образование в школах коррекционных видов
´ - профессиональная установка на работу с детьми с ОВЗ находится в стадии формирования, т.к. только около пятой части педагогов считают себя мотивационно готовыми к работе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности
´ - у педагогов имеет место недостаточный уровень специальных знаний, позволяющих осуществлять работу с детьми с ОВЗ (94% не имеют специальных знаний или обладают ими в минимальной степени, только 22% способны понимать документацию педагогов-специалистов)
´ - уровень профессиональных умений по применению специальных технологий, методов, приёмов коррекционно-развивающей работы также недостаточен (три четверти педагогов – 74% не имеют опыта их применения; подавляющее большинство педагогов – 92% не имеют опыта разработки и реализации индивидуальной программы обучения и развития ребёнка с ОВЗ)
´ - опыт взаимодействия педагогов со специалистами ПМПк минимален, т.к. 68% не участвовали в работе ПМПк ни разу или имели подобный опыт 1-2 раза
После проведения исследования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимо задуматься о планировании деятельности в образовательной организации, позволяющей повысить уровень компетентности педагогов по данной проблеме. По результатам проведенного исследования можно определить следующие основные направления работы образовательного комплекса:
- целенаправленное формирование корпоративной культуры инклюзивного образования
- налаживание сетевого взаимодействия с образовательными организациями, имеющими успешный опыт инклюзивной практики, с центрами психолого-медико-социального сопровождения, коррекционными школами
- организация планомерной адекватной единообразной работы психолого-медико-педагогического консилиума
- формирование материально-технической базы для обеспечения специальных образовательных условий разным категориям детей с ОВЗ
- осуществление преемственности в обучении, развитии и психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ОВЗ, на всех ступенях в условиях образовательного комплекса
В заключение следует отметить, что в современных условиях необходимо принятие на государственном уровне специальных ФГОСов для разных категорий детей с ОВЗ как векторов, ориентирующих педагогов в образовательной работе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Кроме этого необходима организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации основам специальной психологии, дефектологии, логопедии, технологиям и методам коррекционно-развивающей работы.
Библиографический список:
1.Е.А. Ямбург, С.Д. Забрамная. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации, М., «Бослен», 2013
2.Е.А. Ямбург Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? М., «Просвещение», 2014.
3.Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н