kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над произносительной (звуковой) стороной речи младших на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации расказывается о необходимости работы над произносительной( звуковой)стороной речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над произносительной (звуковой) стороной речи младших на уроках литературного чтения»

Работа над произносительной (звуковой) стороной речи младших на уроках литературного чтения


Важное место в системе речевого развития учащихся занимает работа над произносительной (звуковой) стороной речи. Долгое время этому направлению речевой работы не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в 1класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность.

Однако специальное изучение произносительных качеств речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения, касающиеся произносительной стороны речи : речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции (нечеткое проговаривание отдельных звуков и звукосочетаний) и т. д. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика.

Под произносительной (звуковой)стороной речи понимают совокупность умений и навыков, посредством которых осуществляется речевая деятельность в устной форме.

Выделяют два основных направления произносительной стороны речи:

технику и интонационную выразительность, которые тесно взаимосвязаны.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков отчётливое их произношение , выговаривание, правильное речевое дыхание, а также умение использовать голос и различные средства выразительности.

Среди всех перечисленных умений большое место занимают те,

которые относятся к технике речи. Эти умения характеризуют дыхание, голос и дикцию говорящего.

Дыхание – основа звучащей речи. От правильного речевого дыхания во многом зависят чёткость, выразительность речи, уровень понимания её окружающими.Дыхание может быть произвольным и непроизвольным.

Произвольное - регулируемое дыхание, которое говорящий подчиняет целям, задачам и содержанию речевого общения .Задача учителя состоит в том, чтобы вырабатывать у детей и совершенствовать их произвольное дыхание, учить их управлять дыханием в процессе речи.
Учащихся начальных классов на уроках литературного чтения знакомятся с требованиями к правильному дыханию, упражнениями, направленными на тренировку дыхания. После этого знакомства дыхательные упражнения проводятся на каждом уроке литературного чтения во время речевых разминок. Они разнообразны и преподносятся, как правило, в игровой форме:
1. Вдохнули - на выдохе счет от 1 до....
2. Вдохнули - на выдохе чтение скороговорок, чистоговорок, считалок .
З. «.На берегу моря». («Немного запрокиньте голову назад представьте, что вы лежите на берегу моря. Глубокий вдох - плавный, медленный выдох».)
4. «Паровозик». (Упражнение выполняется стоя, движениями, имитирующими ход колес паровозика)
5. «Бросим мяч». (Упражнение выполняется стоя:
« Вдохнули - на выдохе присели, вдохнули, сделали движение, как будто взяли мяч, вдохнули, встали, на выдохе резко бросили мяч)

6. «3адуем свечу».

7. «Задуем несколько свечей».
8. «Подуем на пушинки». (Упражнение выполняется стоя: «Представьте, что в класс влетели пушинки. Нужно подуть на них так, чтобы они отлетели как можно дальше».)
9. «Сдуем шар». («Представьте, что у вас в руках воздушный шар, который сдувается. Начнем сжимать его ладонями, постепенно соединяя их и произнося звук [ш] ).
10. «Прихлопнем комарика». («Представьте, что вокруг вас летает надоедливый комарик. Избавимся от него. Хлопаем в ладоши, произнося звук [ з]».)
11. «Согреем своим дыханием зверюшек».
12. Чтение текстов разного объема, в которых расставлены паузы.
13. «Нюхаем цветы. («Представьте, что вы гуляете по саду и видите цветок необыкновенной красоты. Понюхайте его».)
Голос - важный компонент техники речи.

На уроках литературного чтения учащиеся начальных классов узнают, какую роль играет в нашей речи хорошо поставленный голос, как меняются качества голоса в зависимости от содержания высказывания, а также конкретной речевой ситуации, в которой находится говорящий.
Во время речевых разминок на уроках учащиеся выполняют различные упражнения для тренировки голоса:
1. Вдохнули — на выдохе считаем от 1 до 10 (или произносим слоги): -
в средней тональности;
постепенно повышая голос;
постепенно понижая голос;
начиная тихо — кончая громко и наоборот.
2. Чтение текстов с разными установками: весело, грустно, печально, торжественно, с усмешкой, удивлением, восхищением, восторгом и др.
3. Чтение текстов с игровой установкой: « Прочитай так, как будто ты Медвежонок (Лисенок, Ежик, Петушок и др.)».
4. Обратное упражнение: «Прочитай текст за кого- то из зверюшек, а мы попробуем узнать по голосу, за кого ты прочитал».
5. Инсценировка небольших отрывков.

Дикция - чистота, правильность и четкость произношения (выговаривание) отдельных звуков, звукосочетаний, слов и др. Наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов (особенно первоклассники) имеют различные нарушения дикции.

Учащиеся знакомятся с понятием «дикция», со скороговоркой
как жанром, предназначенным для выработки хорошей дикции. На всех последующих уроках развития речи во время речевых разминок учащиеся выполняют различные упражнения со скороговорками и небольшими стихотворными текстами, в которых встречаются труднопроизносимые сочетания звуков. Упражнения разнообразные и направлены на:
• усвоение содержания скороговорок: чтение вполголоса (может быть многократным), беседа по содержанию; иллюстрирование (в основном словесное) текста скороговорок;
• подготовку к правильному чтению скороговорок:
хоровое с прохлопыванием ритма, • выразительное чтение скороговорок: с установкой( весело, грустно, печально, торжественно — в зависимости от содержания.

Речевая разминка — комплексный вид работы на уроках литературного чтения в начальной школы. Как правило, в нее входят 2—3 упражнения на тренировку дыхания, голоса, дикции, а также выработку нужной интонации чтения. Задания лучше располагать таким образом, чтобы сложность их нарастала постепенно и каждое последующее было подготовлено предыдущим. Начинать целесообразнее с упражнений на тренировку дыхания, так как именно дыхание является основой всякого речевого действия. Эти упражнения в большей степени доступны детям, часто выполняются непроизвольно, особенно если имеют игровую форму. Затем должны следовать упражнения на тренировку голоса, таких его качеств, как сила, высота. Они требуют от учащихся больших усилий, при их выполнении необходимо постоянно контролировать качества голоса, управлять ими.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Смирнова Елена Ивановна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482620


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства