Работа на тему"Развитие коммуникативных и регулятивных БУД учащихся с ОВЗ средствами проектной деятельности
Работа на тему"Развитие коммуникативных и регулятивных БУД учащихся с ОВЗ средствами проектной деятельности
Данная работа содержит теоретический материал, обосновывающий выбор метода проектов, как эффективного средства развития БУД учащихся с умственной отсталостью, а так же программы по окружающему миру и трудовому обучению с темами проектов, которые можно использовать на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа на тему"Развитие коммуникативных и регулятивных БУД учащихся с ОВЗ средствами проектной деятельности»
Муниципальное бюджетное образование
Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.П. Бондина
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕГУЛЯТИВНЫХ
БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ С
ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнитель:
Наумова Татьяна Юрьевна
учитель-логопед
2021г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Аналитическая часть
1.1 Теоретическое обоснование выбора метода проектов
1.2.Своеобразие развития детей ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости
1.3 Особенности организации работы над проектами с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости
2. Анализ динамики результатов
3. Проектная часть
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Реализация новой концепции развития специального (коррекционного) образования предусматривает введение специальных образовательных стандартов, содержание которых должно отражать потребности обучающихся и соответствовать современным требованиям к условиям их социализации и социальной адаптации.
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который вступил в силу с 01.09.2016 года, предполагает, что обучающиеся с лёгкой степенью умственной отсталости должны достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6)овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
С учетом этих требований стандарта была разработана Адаптированная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью, в которой были конкретизированы требования Стандарта к личностным и предметным результатам, составлена программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД), реализуемая в начальных (0-IV) и старших (V-XI) классах.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержа-нию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Для выполнения новых требований к качеству образования школьников с нарушением интеллекта, определенных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ОВЗ, необходимо обеспечить овладение школьниками совокупностью различных компетенций как системой универсальных способов учебной и социальной деятельности, позволяющей им успешно адаптироваться в социуме.
Однако процесс социализации у данной группы учащихся затруднён, т.к. они не умеют налаживать коммуникативное взаимодействие с окружающими, а именно, не понимают ситуацию общения, не учитывают характеристики партнера и не могут выстраивать свое коммуникативное поведение, ориентируясь на них, не оценивают результаты общения, не в состоянии регулировать свои действия в соответствии с поставленными целями, планом и темпом выполняемой работы.
Поэтому одной из наиболее важных задач в образовательном процессе таких учащихся является формирование (развитие) коммуникативных и регулятивных БУД.
Стандартом к коммуникативным действиям отнесены следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные действия предполагают наличие таких умений, как умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности и оценивать её.
Данные умения необходимы для успешного взаимодействия учащегося с окружающими и вхождения в социум. Следовательно, развитие коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий представляется чрезвычайно актуальной проблемой.
С психологической точки зрения феномен общения исследовался в работах психологов А. А. Бодалева, Д.И Бойкова , Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, М.С. Певзнер и др. Проблемой низкого уровня коммуникативной компетентности регулятивных действий детей с умственной отсталостью занимались Л. М. Шипицина, А.Р. Малер и др. Но в целом можно говорить о дефиците литературы по данной теме. Изучение особенностей и путей формирования коммуникативных и регулятивных действий у данной категории школьников остается остроактуальным и нуждается в изучении.
Одним из наиболее продуктивных подходов для формирования обозначенных действий является проектная деятельность, т.к. в основу самого метода проектов положено умение учащихся взаимодействовать и планировать свои действия, направленные на решение проблемы данного проекта. Таким образом, была сформулирована тема исследования:"Развитие коммуникативных и регулятивных БУД учащихся с умственной отсталостью средствами проектной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования БУД у детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: метод проектов как средство, развивающее коммуникативные и регулятивные действия обучающихся.
Цель исследования: выявление возможностей использования метода проектов на уроках по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) и трудового обучения как средства развития коммуникативных и регулятивных умений обучающихся.
Гипотеза исследования: систематическое использование метода проектов на уроках окружающего мира и трудового обучения способствует развитию коммуникативных и регулятивных способностей учащихся.
Исходя из поставленных целей и рабочей гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Определить степень изученности темы в педагогической и методической литературе;
2. Подготовить и внедрить в практическую деятельность метод проектов, направленный на формирование и развитие у учащихся коммуникативных и регулятивных действий;
3. Проанализировать динамику развития коммуникативных и регулятивных учебных действий учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости в процессе осуществления проектной деятельности;
4. Обеспечить стабильность показателей качества образования.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Теоретическое обоснование выбора метода проектов
В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Следовательно, современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» [6, с.37].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главная задача современного образования, и коррекционного в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формированию у них умения видеть и решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании базовых учебных действий, определяющих современное качество содержания образования.
Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся с умственной отсталостью.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Специалисты в области коррекционной педагогики для решения данной проблемы предлагают в качестве одного из ведущих методов формирования ключевых компетенций школьников с нарушениями интеллектуального развития проектную деятельность.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационных, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста
Проект (от лат. рrojectus, букв. – брошенный вперед): 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план [14, с.3].
Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. [3]. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
В основу ученического проектирования положена идея развития познавательной деятельности обучающихся, их творческого потенциала, «умения самостоятельно мыслить, находить и решать возникающие проблемы, ориентироваться в информационном пространстве» [14, с.25]. Именно поэтому метод проектов возможно эффективно применять и для развития коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий, необходимых для успешной социализации учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, внимание российских педагогов он привлек ещё вначале ХХ столетия, в 1905 г. Группа педагогов под руководством С. Т. Шацкого применяла этот метод на практике.
Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских ученых. В 20-х гг. XX в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах, и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Проектная деятельность предполагает активное взаимодействие всех участников проекта, которое невозможно без чётко поставленных целей по заранее продуманному плану, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умению договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников проекта. Поэтому проектная деятельность, активно требуя применения коммуникативных и регулятивных действий, тем самым развивает и формирует эти действия, способствуя формированию новых компетенций, обеспечивающих дальнейшую успешную адаптацию данной категории детей в социум.
1.2. Своеобразие развития детей ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией ум-ственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отста-лости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую [16,с.11].
В структуре психики ребенка с легкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущение и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности, смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Мышление детей с умственной отсталостью характеризуется целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности.
Волеваясфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющихся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
1.3 Особенностиорганизации работы над проектами детей с лёгкой степенью умственной отсталости
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих задач:
-обучение планированию, т.е. пониманию цели, действию по плану, концентрации на цели на протяжении всей работы;
-обучение контролю и оцениванию своих действий и действий одноклассников;
- обучение умению анализировать и обобщать;
- обучение наблюдению;
- обучение сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ходе работы над проектом;
-обучение конструктивному взаимодействию с участниками проекта;
-обучение принятию оценки деятельности и умению оценивать (рефлексия).
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации (по Сергееву И.С.).
По содержательной специфике проект может быть исследовательским, практико-ориентированным, информационным, творческим и ролевым.
Практико-ориентированный проектнацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проектпо структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, а результатом может быть создание информационной среды класса или школы.
Творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
По количеству участников можно выделить проекты:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран и т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
-краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
-средней продолжительности (от недели до месяца);
-долгосрочные(от месяца до нескольких месяцев) [14, с.45].
Принимая во внимание особенности развития детей с лёгкой степенью умственной отсталости, целесообразно в работе использовать проекты практической направленности, помогающие детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствующие развитию умения наблюдать; развивающие регулятивные и коммуникативные навыки, побуждающие создавать различные предметы утилитарной или прикладной направленности.
Исследовательские и творческие проекты могут быть использованы, но с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, т. к. возможны серьёзные затруднения в процессе работы над ними из-за недостатков в развитии познавательной деятельности и творческой инициативы умственно отсталых учащихся.
Также моя практика работы над проектами показывает, что выполнение проектов небольшой продолжительности (1-2 урока или 1-2 недели) наиболее предпочтительно, так как этот срок позволяет школьникам не потерять интерес к проекту.
Не менее важно определить не только сроки и вид проекта, но и методы проекта как педагогической технологии. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, направленных на решение какой-либо проектной задачи.
Для выполнения поставленных задач, работая над проектом любого вида, учителю необходимо соблюдать следующие условия организации работы:
-проект должен быть посильным для выполнения;
-должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов ( учить детей использовать возможности библиотеки, сайтов интернета и т.д.);
- работе над проектом должна предшествовать предварительная работа по подготовке учащихся к его выполнению (учащиеся должны быть заранее ознакомлены с возможными темами проекта, должно быть проведено разъяснение целей, задач, ожидаемых результатов, намечен общий ход работы над проектом (содержание), отведено время на обдумывание и выбор темы проекта;
- каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта и получить индивидуальную оценку;
Специфической особенностью работы учителя на всех этапах проектной деятельности учащегося с умственной отсталостью является её ведущая направленность, поэтому педагог должен:
-иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематики;
-определять проблему, значимую и понятную для учащегося;
-уметь объяснить ее детям;
-познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте;
-заинтересовать каждого учащегося;
-использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка;
-использовать индивидуально- личностный подход;
-оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
-информировать о его реализации.
В Приложении № 1 предлагается последовательность действий учителя, учащихся и родителей в ходе проектной деятельности, адаптированной для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
2. Анализ динамики результатов
В МБОУ СОШ № 6 им. А.П.Бондина с 2013-2014 учебного года реализуются индивидуальные адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью, находящихся на домашнем обучении. В содержание программы заложены учебные задания, направленные на формирование базовых учебных действий. Но поскольку у детей с лёгкой степенью умственной отсталости из-за особенностей развития высших психических функций затруднено формирование БУД, то им требуются специфические пути и формы, направленные на развитие данных действий.
Нами был проведен входной мониторинг коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости. В качестве оценочной шкалы БУД мы взяли следующую систему оценивания, предложенную Примерной адаптированной основной образовательной программой общего образования умственно отсталых обучающихся:
0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежу-точные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения [ 16,с.83].
Входной мониторинг показал следующие результаты сформированности коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий учащихся.
Уровень сформированности коммуникативных базовых учебных действий учащихся 1 класса с ОВЗ.
Коммуникативные БУД
Сформированность (в баллах)
Умение работать в коллективе и вступать в контакт
0
Обращаться за помощью и принимать помощь
0-1
Слушать и принимать инструкцию
0
Умение сотрудничать
0
Доброжелательно относится и конструктивно взаимодействовать с людьми
0-1
Уровень сформированности регулятивных базовых учебных действий учащихся 1 класса с ОВЗ.
Регулятивные БУД
Сформированность (в баллах)
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность
0
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе
0
Активно участвовать в деятельности
1
Контролировать и оценивать свои действия
0
Этот мониторинг дал нам представление об уровне сформированности коммуникативных и регулятивных действий у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Он не превышает 1 балла, что является низким показателем развития данных действий. Для решения этой проблемы в учебный процесс мы включили проекты практической направленности; нами была разработана программа проектной деятельности на основании программ 2 и 3 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида по предметам «Окружающий мир» и «Трудовое обучение».
Программа проектной деятельности
Развитие устной и письменной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) 2 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
(форма обучения – обучение на дому)
№ п\п
Учебная неделя
Тема урока
Тема проекта
Формируемые БУД
Продукт проекта
1
10неделя
Уточнение и расширение представлений о составе семьи.
Моя родословная
-принимать цели ;
- слушать и понимать инструкцию
-обращать за помощью;
-вступать в контакт
Семейное дерево
2
22 неделя
Комнатные растения
Уход за комнатными растениями
-принимать цели ;
- слушать и понимать инструкцию
-обращать за помощью;
-вступать в контакт
Правила по уходу за комнатными растениями
3
31 неделя
Раннецветущие растения
Городские первоцветы
-принимать цели;
- слушать и понимать инструкцию
-обращаться за помощью;
-вступать в контакт
Альбом наблюдений за появлением первоцветов
(с рисунками первоцветов)
Трудовое обучение 2 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
(форма обучения – обучение на дому)
№ п\п
Учебная неделя
Тема урока
Тема проекта
Формируемые БУД
Продукт проекта
1
3 неделя
Составление композиции из засушенных листьев
Чем рисует осень? (Можно ли нарисовать картину без карандашей и красок?)
-принимать цели;
-активно
участвовать в деятельности;
- слушать и понимать инструкцию
-обращаться за помощью;
-вступать в контакт
Аппликация из осенних листьев
2
24 неделя
Изготовление куколки из нитей
Что такое оберег?
-принимать цели ;
-активно
участвовать в деятельности;
-сотрудничать со взрослыми
Кукла
3
28 неделя
Изготовление закладки
Береги книгу!
- слушать и понимать инструкцию; обращаться за помощью;
-вступать в контакт
Закладка
Развитие устной и письменной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир) 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
(форма обучения – обучение на дому)
№ п\п
Учебная неделя
Тема урока
Тема проекта
Формируемые БУД
Продукт проекта
1
3 неделя
Растения на клумбах
Сохрани лето
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-активно
участвовать в деятельности;
- слушать и понимать инструкцию
-обращать за помощью;
-вступать в контакт
Гербарий
2
5 неделя
Овощи
Витамины на окне
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-активно
участвовать в деятельности;
-следовать предложенному плану и работать в заданном темпе
Пророщенный лук
3
9 неделя
Улица, на которой расположена школа
Мой путь домой.
- слушать и понимать инструкцию; -следовать предложенному плану
и работать в заданном темпе; контролировать и оценивать свои действия
План «Безопасный путь домой»
4
12 неделя
Зима. Сезонные изменения в природе зимой
Забавы детей
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-активно
участвовать в деятельности;
-сотрудничать со взрослыми; контролировать и оценивать свои действия
Альбом с рисунками.
5
16 неделя
Комнатные растения
Цветок для мамы
доброжелательно относиться к людям;
-слушать и принимать инструкцию ; и произвольно включаться в деятельность
Выращивание фиалки или герани из черенка
6
19 неделя
Птицы: снегирь, синица.
Птицы зимой
- сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-обращаться за помощью и принимать помощь; контролировать и оценивать свои действия
Кормушка
7
21 неделя
Домашние животные
Моя кошка
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-активно
участвовать в деятельности;
-контролировать и оценивать свои действия
Правила по уходу за кошкой
8
27 неделя
Обобщение знаний о растениях. Проращивание семян бобов или гороха.
Зачем растениям солнце?
- слушать и понимать инструкцию;
-сотрудничать –
- -активно
участвовать в деятельности;
- следовать предложенному плану
и работать в заданном темпе;
Растения, выращенные на свету и в темноте
Трудовое обучение 3 класса специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида
(форма обучения – обучение на дому)
№ п\п
Учебная неделя
Тема урока
Тема проекта
Формируемые БУД
Продукт проекта
1
2 неделя
Работа с природными материалами. Паучок.
Подарки из природных материалов
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- слушать и понимать инструкцию
- контролировать и оценивать свои действия
принимать оценку деятельности
Сувенир- подарок «Паучок»
2
5 неделя
Работа с древесиной.
Опорный колышек для растений
Как помочь цветку?
- слушать и понимать инструкцию
-обращать за помощью; контролировать и оценивать свои действия ;
принимать оценку деятельности
Колышек для растения
3
8 неделя
Работа с проволокой. Свойства проволоки и приёмы работы с ней.
Проволока- волшебница.
- работать в коллективе;
- слушать и понимать инструкцию; - контролировать и оценивать свои действия;
-принимать оценку деятельности
Дерево счастья для украшения интерьера
5
14 неделя
Работа с бумагой. Изготовление гирлянды из цветной бумаги.
Как украшали ёлки в старину?
- слушать и понимать инструкцию
-обращать за помощью; - понимать инструкцию; - контролировать и оценивать
свои действия;
-принимать оценку деятельности
Ёлочная гирлянда
6
16 неделя
Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков
Волшебница-
иголка.
-слушать и понимать инструкцию активно
участвовать в деятельности;
-следовать предложенному плану и работать в заданном темпе
Открытка (картина)
7
22 неделя
Работа с древесиной. Аппликация из опилок «Собачка»
Опилки? Опилки!
- слушать и понимать инструкцию
-обращать за помощью;
контролировать и оценивать
свои действия;
-принимать оценку деятельности
Аппликация
8
25 неделя
Работа с текстильными материалами. Прихватка.
Как сделать кухню безопасной?
доброжелательно относиться к людям;
-слушать и принимать инструкцию в разных видах учебной деятельности;
принимать оценку деятельности
Прихватка
На различных этапах работы учащиеся учились обсуждать тему проекта, высказывать своё мнение об оптимальных способах решения проблемы, поставленной проектом, осуществляли анализ и систематизацию информации, составляли план предстоящей деятельности, продумывали продукт, консультировались с учителем (экспертом), родителями, анализировали выполненный проект и оценивали свою роль в нём, выясняли причины успехов или неудач, делали выводы.
Результатом этой работы стала положительная динамика в развитии коммуникативных и регулятивных БУД. Так, коммуникативные БУД по итогам 2014–2015 учебного года показали следующие положительные изменения: уровень умения работать в коллективе и вступать в контакт увеличился до 1 балла, обращаться за помощью и принимать помощь – до1-2 баллов, слушать и принимать инструкцию – до 1 балла, умение сотрудничать – до 1 балла, доброжелательно относиться и конструктивно взаимодействовать с людьми – до 2 баллов.
Мониторинг итогов первого полугодия 2015-2016 уч. г. показал, что показатели возросли: до 2 баллов – умение работать в коллективе и вступать в контакт; до 2-3 баллов – умение обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и принимать инструкцию, до 3 баллов – умение сотрудничать, доброжелательно относиться и конструктивно взаимодействовать с людьми.
Полученные данные представлены нами в диаграмме 1.
Уровень сформированностикоммуникативных базовых учебных действий учащихсяс ОВЗ
Аналогичную устойчивую положительную динамику показал мониторинг регулятивных действий. Уровень сформированности умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность вырос с 0 до 1 балла, следовать предложенному плану – с 0 до 2 баллов, активно участвовать в деятельности – с 1 до 3 баллов, контролировать и оценивать свои действия – с 0 до 2-3 баллов. Мониторинг представлен в диаграмме 2.
Уровень сформированностирегулятивных базовых учебных действий учащихся с ОВЗ
Программа формирования БУД посредством проектного метода применялась нами в течение 2014-2016 уч. гг. Метод проектов внедрялся в содержание предметов «Окружающий мир» и «Трудовое обучение». В 2014-2015 уч. году работа над учебными проектами охватывала 16 % от общего количества тем. Это наглядно представлено на диаграмме 3.
В 2015- 2016 уч. году учебные проекты составляли 42 % от общего количества тем. Диаграмма 4
Проектная деятельность способствовала повышению социальной активности учащихся. Это проявлялось в том, что дети начали принимать участие в различных конкурсах, т.е. у них появилась уверенность в своих силах и желание реализовать себя как личность. В 2015 году дети приняли участие в городском конкурсе детских работ «Пасхальный сувенир». В 2016 году – в дистанционном всероссийском конкурсе поделок «Зимушка-зима» и получили диплом участника, а также в городском открытом конкурсе проектов для обучающихся 1-4 классов «Планета красивой речи», где заняли третье место.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Систематическое использование метода проектов в работе с детьми с умственной отсталостью позволяет зафиксировать получение новых качественных результатов в формировании коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий.
3. Проектная часть
Исследование эффективности проектного метода в учебной деятельности, анализ результатов его практического применения в методике проведения уроков, положительная динамика результатов развития коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий, успешная реализация рабочих программ по основным предметам начальной школы свидетельствуют об успешности моей педагогической деятельности в межаттестационный период.
Анализ, выявивший благоприятное воздействие проектного метода на формирование и развитие коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий, позволил нам предположить, что данный метод окажет положительное влияние и на формирование и развитие личностных и познавательных БУД.
Данное предположение позволяет сформулировать основное направление деятельности на последующий межаттестационный период: продолжить работу по развитию личностных и познавательных базовых учебных действий учащихся на основе требований, предъявляемых к условиям, качеству и результатам образования ФГОС второго поколения для обучающихся с ОВЗ. Так же необходимо осуществить отбор технологий, форм и методов, которые будут отвечать задаче формирования БУД.
Цель исследования: формирование и развитие личностных и познавательных базовых универсальных действий как средства социализации учащихся с ОВЗ.
Задачи исследования:
1.Продолжить изучение проектного метода, в качестве средства формирования и развития личностных и познавательных БУД учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью), а так же теоретической и методической литературы на предмет поиска других инновационных методов развития БУД;
2.Осуществить внедрение метода проектов в учебную деятельность на других предметах, включённых в содержании образования адаптированной программы для умственно отсталых учащихся;
3.Осуществить построение педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и проанализировать степень эффективности применяемых для формирования личностных и познавательных БУД метода проектов, а также других инновационных форм и методов работы.
Этапы исследования:
1. Организационный (2016-2017 гг.)
2. Внедренческий (2017-2020гг.)
3. Обобщающий (2021 г.)
Таблица. Реализация целей и задач в межаттестационный период
Этапы исследования
Содержание деятельности
Планируемый результат
I этап
2016 -2017 гг.
Научно-методический
- изучение нормативных и теоретических источников по проблеме, составление плана педагогической деятельности;
-отбор материала для исследования
-теоретическое обоснование внедрения метода проектов в учебную деятельность учащихся с умственной отсталостью для развития личностных и познавательных БУД;
-поиск других инновационных методов развития БУД
II этап
2018 – 2020 гг.
Организационно–содержательный
-отбор форм и методов обучения, отвечающих задачам формирования личностных и познавательных БУД;
-апробация новых форм методов формирования и развития личностных и познавательных БУД ;
-пополнение материально-технической и методической базы кабинета в соответствии с требованиями ФГОС
-адаптация проектного метода и внедрение его в учебный процесс по предметам: чтение и русский язык;
- продолжить работу над созданием банка проектных тем.
III этап
2021г.
Экспертный
- отбор методов диагностики;
- рефлексия собственной деятельности
- мониторинг уровня учебных достижений учащихся
Динамика в развитии личностных и познавательных БУД учащихся с ОВЗ
Заключение.
Обобщив и систематизировав опыт работы, проанализировали результаты педагогической деятельности за межаттестационный период и можем сделать следующие выводы:
работа по внедрению проектного метода в учебную деятельность для формирования коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью проводилась целенаправленно, планомерно и результативно;
использование адаптированного метода проектов в учебном процессе обучающихся с умственной отсталостью способствовало освоению образовательных программ со стабильными положительными результатами по предметам;
эффективное внедрение метода проектов на уроках окружающего мира и трудового обучения продемонстрировало положительную динамику развития коммуникативных и регулятивных БУД;
система педагогического мониторинга сформированности базовых учебных действий учащихся способствовала эффективной диагностике, коррекции и прогнозированию педагогических результатов;
формирование БУД посредством метода проектов осуществлялось не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности;
педагогический опыт был обобщен и представлен в публикациях и на педагогических чтениях.
Своим личным вкладом считаю адаптацию рекомендаций по работе над проектом для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а так же создание программы проектной деятельности для 2-3 классов для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости по окружающему миру и трудовому обучению.
Список литературы
1.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. -М., 1982.- 198 с.
2.Бойков Д.И. Как развить навыки общения у ребенка: Методические рекомендации / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. СПб., 1995.
3.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. – 175 с.
4.Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 208 с.
5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
6.Константинов Н.И., Медынский Е.Н. История педагогики. М. «Просвещение» 2000 г.
7 Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М. 2000. - 365 с
8.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения . М.: Педагогика, 2006. 144 с.
9. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-3 испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
10.Маркова Т.В., Шевырева Т.В., Костенкова Ю.А. Компетентностный подход в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья//Наука и школа. –2014. - №1. – С. 125-128.
11.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. - М., 2005
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.
15.Шипицина Л. М. Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью: пособие для учителя. СПб.: Изд-во «Союз», 2004.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"