«Работа со словарными словами как одно из условий формирования орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО».
«Работа со словарными словами как одно из условий формирования орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО».
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа со словарными словами как одно из условий формирования орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО». »
«Работа со словарными словами как одно из условий формирования орфографической зоркости у младших школьников при реализации ФГОС НОО».
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Сычевская Н.Г.
План работы:
1.Актуальность выбранной темы.
2.Что такое «словарная работа» .
3.Методы и приемы работы над словарными словами.
4. Пути, средства ее выполнения. Применение инноваций, педагогическая обоснованность.
5.Работа над словарным словом на различных этапах урока
6. Материал для работы со словарными словами.
7.Заключение.
8. Список литературы, использованной при подготовке работы.
9.Приложение №1, №2.
1.Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет?
2.Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературногоязыка. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист А. В. Текучев.
Слово – основная звучащая единица языка. Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Из слов рождается не только удвоение мира (слова-предметы, которые человек непосредственно видит, ощущает и слова, которые непосредственно не воспринимались и не входили в состав общественного опыта конкретного человека), но и волевое действие по управлению своим восприятием, представлением, памятью и действиями.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.
Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.
1 .Запись слов по алфавиту.
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.
По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.
2. Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
3. Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами
Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
8. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
9. Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
10. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )
Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.
13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
14.Комментатор(вставь пропущенную орфограмму, объясни). Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (опасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы. Например: Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и, е)ТРА(т, д )Ь 1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением; 2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
15.«Немой» словарик. Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
16.«Толковый» словарь. Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
17.«Этимологический» словарик. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
18.«Картинный» словарь. Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
19.Выборочный диктант. Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
20.Схемы - угадайки.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. ___О___О___ (воробей, молоко..) _______СС__ ( касса, масса…)
21.Копилка - минутка.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
22.«Лишнее слово».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения: 1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5. 2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную . 4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д. Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!
23.Буквы – липучки (магниты). Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
24.«Мнемонический» словарик. Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами. Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. МЕБЕЛЬ из ЕЛи. ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.
25.«Шифровки». Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею. Шифровка «слоговое сложение». Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА ГО РОД НА РОД ТРА ВА У ГОН ВА ГОН ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем. Шифровка – алфавит. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з… В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную. Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные). Шифровка «Части слова». Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. Корень – как у слова МОРОЗИЛКА. Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА. Окончание – как у слова КОНЬКИ. В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ . Шифровка «Добавь гласные». (Или «Испорченная печатная машинка»). Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например: Живые существа: КРВ (КОРОВА) ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК) СБК (СОБАКА) ВРН (ВОРОНА)
26.Кроссворды. Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания.
27.«Недостающие пазлы» По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
28.«Проба пера». В 3-4 классах работа по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. (для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы и до понедельника предлагается написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: 1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву; 2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-, -оло-; 3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)… 4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов. «Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
29.«Тематическое меню» Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова… ЗАДАНИЯ: 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»). 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…). 3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…». 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…). 5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам. Например: М_ШИНА – МАШИНИСТ 6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например: К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д. 7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
30.«Головоломки» Составление и разгадывание ребусов.
31.Загадки – шутки (игры). 1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…). 2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…) 3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…). Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
32.«Мудрый словарик». Пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
4.Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, учитель помогает им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»). «Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.
«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.
«Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание. В моей копилке много шуточных слов – рифмовок, взятых из разных источников, которые помогают детям узнавать и запоминать эти «очень опасные слова» и в дальнейшем, по возможности, писать правильно.
Я скажу сестре и брату,
Что железную лопату
И топор, и молоток
С буквой «о» пиши, дружок.
Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русского языка заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме.
Для быстрого запоминания логически несвязанных слов предлагается составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому используются в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Воспользовались веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи- запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».
Гараж.
Автобус, аллея, асфальт и трава.
В «опасные» снова играем слова.
Аптека, базар, магазин и народ,
Калитка, квартира, забор и завод,
Рабочий, работа, газета, багаж.
Приехали снова мы с папой в гараж.
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Простота и легкость запоминания позволяет охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова записываются в тетрадь. Если словарных слов в предложенной рифмовке мало, для работы с ней достаточно 1-2 дней, если много, то и уроков тоже больше – все зависит от уровня развития учащихся.
Частое включение стихов в уроки положительно сказывается на развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением. Простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе. Другие формы работы: словарные диктанты, состоящие из отдельных слов и словосочетаний. Диктуются слова по темам, охватывающим многие стороны жизни детей, взрослых, животных. Пример:
Очень важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова, «Толковым словариком русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.
Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. Пример:
«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой. А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверка проводится по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа:
1.Ответь письменно одним словом:
-комната для занятий в школе;
-человек, который едет на поезде или автобусе;
-дорога с рядами деревьев по сторонам и т. д.
2.Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:
Сообщение по телефону, телеграфу -….
Килограмм- это тысяча…
Смотр готовности войск-….
3.Ответь на вопросы и ответы запиши:
Кто подает билеты в кассах?
Как называется рисунок в книге? 4. Разгадывание кроссвордов:
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Большое полосатое животное(тигр)
2. Синий полевой цветок (василек)
3. Длинноногая птица (аист)
4.Черное животное семейства кошек (пантера)
5. Существо, носящее на себе домик (улитка)
6. Лохматый, косолапый (мишка)
7. Рогатая, бодатая (коза)
8. Речная рыба (карась)
Имя сказочного героя
5. Работа над словарным словом на различных этапах урока
1.Введения нового слова с непроверяемым написанием.
Эффективно использовать загадку как вид упражнений, например:
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей
интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создаёт
благоприятные условия для запоминания слов. Рассмотрите краткий
этимологический словарик на основе труднопроверяемых написаний, который поможет сориентироваться при выборе приёмов объяснения нового словарного слова. Например, слова:
Завод
Толкование. 1. Промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный завод, судостроительный завод) или разводят животных: лошадей, рыбу (конный завод, рыбоводный завод).
2. Приспособление для приведения в действие механизма.
Этимология. Слово образовалось от глагола заводить (разводить, выводить). Исторически в нём выделяется приставка за-. Завод - заводить = «место, где что либо заводят. разводят, выводят».
Пословицы и поговорки, Завод красен не планом, а его выполнением.
На нашем заводе брак не в моде.
Предложения. 1. Мой отец работает на заводе.
2. В магазине было много игрушек с заводом.
3. Стране свою работу сдал прославленный завод.
4. Учитель повёл наш класс на завод.
Карандаш
Толкование. Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования, черчения.
Этимология. Слово карандаш пришло к нам из тюрского языка. Первая часть слова кара означает «чёрный», а вторая даш - «камень». Карандаш - кара, даш = «чёрный камень».
Однокоренные слова. Карандашик, карандашный.
Фразеологизм. Взять на карандаш - взять что-нибудь на заметку.
Загадки. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья. Чёрный Ивашка -
Палочкой этой Деревянная рубашка.
Могу построить я: Где носом поведёт.
Башню, дом, самолёт Там заметку кладёт.
И большущий пароход!
Пенал
Толкование. Длинная коробочка, футляр для храпения ручек, карандашей, перьев и других письменных принадлежностей.
Этимология. В старину писали гусиными перьями, позднее металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал. Пенал - пена = «перо», «ящичек для перьев». Однокоренные слова. Пенальчик, пеналище.
Загадки.
В этой узенькой коробке Портфель у меня
Ты найдёшь карандаши, Не велик и не мал:
Ручки, перья, скрепки, кнопки - Лежит в нём задачник,
Что угодно для души. Букварь и ...
Тетрадь
Толкование. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
Этимология. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова. Тетрадь - тетра - «четвертая часть листа».
Пословицы и поговорки. В тетради не пером пишут - умом.
Тетрадь - зеркало ученика.
2. Запоминание нового слова.
Хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.
3. Первичное закрепление.
Трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.
4. Обобщение полученных знаний о слове.
Здесь можно использовать различные средства обучения. Грамматические игры, ребусы, кроссворды. Всё это содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.
Необходима систематическая и целенаправленная работа над словарными словами, нужно чтобы одно и тоже слово учащийся использовал 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов. Поэтому, особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
2. Запишите слова, начинающие на букву р (т, м, о....)
3. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
5. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
6. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных мест» в слове, т.е. орфограмм. Находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускает их.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составомслова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.
Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
1. От данных слов образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
3. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?
4. Найдите в тексте однокоренные слова.
5. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
5. Выпишите в три столбика слова из словаря: в 1-ый - слова женского рода, во 2-ой - слова мужского рода, в 3-ий –слова среднего рода.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми.
1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение. (Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками - аллея).
3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания (Рисунок в книге - картинка).
4. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Лексические упражнения дают возможность детям объяснить значения слов как прямые, так и переносные, выясняется многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи»,
«Одежда», «Животные» и т.д.
2. К предложенным словам подбери антонимы (весело, хорошо, девочка).
3. Назови одним словом (руководитель школы -.директор).
4. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его (автомобиль, урожай, трамвай, самолёт).
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, формируется навык грамотного написания словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Систематическая работа на каждом уроке даст неплохие результаты в обучении грамотному письму.
Слово из словаря
При подаче нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул и тем самым оживить урок русского языка можно при помощи загадок и занимательных заданий.
Задания по типу «закончи стихотворение».
Массу в тысячу грамм
Называют...(Килограмм)
Ты спросишь:
«Как, дружок, живёшь?»-
Одаришь доброй вестью.
Нас водой не разольёшь –
Всегда мы всюду...(Вместе)
Солнце выглянуло вдруг –
Стало ярким всё...(Вокруг)
Веселые припевочки
Запели звонко...(Девочки)
Мне запомнить нужно это,
Получив оценку «пять»:
Как зовем мы ту часть света,
Куда уходит солнце спать. (Запад)
В моей комнате стоит
И к себе меня манит.
Если вдруг устану
Ночи ждать не стану:
Лучше лягу я бочком
И забудусь сладким сном. (Кровать)
Кто приходит первым в класс,
Моет доску он для нас,
Все растения польёт,
Мусор с пола уберёт.
Следит за порядком,
Раздаёт тетрадки? (Дежурный)
Осень краску принесла
Цвета солнца и тепла.
Цвет тот золотистый,
Яркий и лучистый. (Жёлтый)
Покупая марки,
Не пошёл на лекцию,
Потому что
пополнял
Личную...(Коллекцию)
Удивляется мой брат:
Бумеранг летит...(Назад)
- Ты, Серёга, молодец! –
Похвалил меня...(отец)
Скажу тебе я: «Посмотри»,
А ты ответишь: «Не гляди».
Скажу тебе я: «Позади»,
А ты ответь мне...(Впереди)
Он и тёплый, он и ясный,
Денёк солнечный...(Прекрасный)
Лена с Машей возле дома
Лук сажают в лунки.
Это всё в моем альбоме
На моём...(Рисунке)
Подходит к дому Клава,
А Петр свернул...(Направо)
На краю деревни дом,
Под окном смородина.
Я родился в доме том –
Это моя...(Родина)
У меня есть дружок –
Замечательный щенок.
А с красавцем котом
Мы подружимся...(Потом)
Образование слов
Алфавит - название получилось из сложения греческих слов альфа и бета (в произношении вита).
Берег - от индоевр. брег (высота).
Берёза - от белый. Буквально: дерево с белой корой.
Беседа - без + седа (без сиденья).
Богатый - от богъ (имущество).
Вокзал - от вокс + хал.л (Джейн Вокс - bXVIII в. владелица увеселительного заведения близ Лондона).
Воробей - от ворк (звук воркования), воробушек.
Ворона - от ворк (как и воробей).
Газета - первоначально так называли монету, за которую можно было купить газету (газета - от газа (сорока в Италии), так как на монете была вычеканена сорока).
Голубой - от голубь (цвета голубя).
Горох - от горх (тёртый).
Декабрь - от десять (в римском календаре декабрь - десятый месяц: год начинался с марта).
Деревня - от дерево. Буквально: место, очищенное от деревьев.
Дневник - от день.
Дорога - от дор (расчищенное место).
Железо - от g2/ (жель - камень, кость (по функции и сходству).
Заяц - от заи, зая - прыгун.
Календарь - от календы - первые числа каждого месяца в римском календаре, когда должники платили проценты.
Капуста - от капут (голова).
Колесо - от коло (круг, что-нибудь вращающееся).
Корабль - от кораб (лёгкое судно, лодка), родственное с кора, короб. Буквально: судно, похожее на плетеную посудину.
Лопата - от утраченного лапа (лист). Буквально: широкая как лист.
Малина - от маленькая (или от малан - пятно, др.-инд.).
Медведь - мед и ведает. Буквально: мед едящий или знающий, где мёд (медоед).
Народ - тот, кто народился (изначально на - приставка).
для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника: Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
балкон (займете, из итальянского яз. balcone "балкон")
бутерброд (из немец, яз. butter "масло" + brot "хлеб")
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + ре "нога")
вермишель (от лат. слова vermis "червяк")
герой (от греч. слова heros "богатырь древних времён")
гимназия (от греч. слова gymnasion "площадка для гимнастических упражнений", позднее - "школа", где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon "животное") + парк ) изумруд (займете, из тюркск. яз. zumrud) капуста (от лат. слова caputium "головка")
карандаш (из тюркских языков кара - "чёрный", даш - "камень")
килограмм (от греч. слова chilioi "тысяча")
колесо (от древнеславян. слова коло "круг")
компас (от лат. слова compasso "измеряю")
конверт (от франц. слова couvert "покрытый")
корзина (от древнеслав. слова корза "древесная кора")
спасибо (образовалось путём слияния русских слов "спаси богъ", затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele "далеко" + gramma "запись"'
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele "далеко" + phone "звук")
тетрадь (займете, из греч. яз.: tetradion "тетрадь", образовано от tetras "четвёртая часть листа")
трамваи (анг. tramway, где tram "трамвай" + way "дорога, путь") тротуар (франц. trottoir "тротуар", образованное от глагола trotter "ходить" футбол (займете, из анг. яз. football, foot "нога" + ball "мяч") цирк (заимств. из лат. яз. circus "круг")
шахматы (персидское выражение "шах умер")
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно). Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
От зари до зари (весь день).
Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво). Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь - хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение - земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало - половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали, В барабаны застучапи. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер Из калитки вышел. Постучал в окошко, Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой ... (А. Блок)
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
В рощах птичье пение, А в классе - тишина. (Я. Аким)
Одеяло убежало, Улетела простыня. И noдyШKa, как лягушка, Ускакала от меня. (К. Чуковский)
Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой По лесной onyШKe, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)
За стеной костяной, Соловейко, спой! (Язык)
Занимательные формы работы с учащимися.
Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка.
Игра «В букву».
Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.
Игра «Угадай - ка».
Детям предлагается угадать слово по согласным буквам: КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ
Игра «Собери слово».
Р П А Т А Д Е Т Ь Л Н (Тетрадь, пенал).
Игра «Поиск».
Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).
Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт). И, наоборот, можно дать конец слова: Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начала откусили, Из книжки в норку утащили. (...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).
Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ
Игра «Догадайся, что за слово».
ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО
Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16 (билет) (яблоко) О О О О о О О О О О
Способы организации ассоциативных связей.
Перед запоминанием трудных слов рекомендуется провести работу над их смысловым значением. Сначала свои предложения высказывают дети, затем учитель даёт толкование слова с помощью словаря или (и) показывает картинку, иллюстрацию его значения.
1 .Графический приём. Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо запомнить, выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова.
а).Картинки:
ассоциация по смыслу:
л...пата ...гурец яг...да м...рковь ябл...ко
ассоциация по смежности и сходству:
м... л... ко Молоко везут круглые колеса. м...л...т...к Он забивает круглые гвозди, п... суда Это круглая сковорода.
букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик.
Шифровки - ребусы.
У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. 2.Фонематический приём.
Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные. Пенал. Открыли пенал, а там - пена. Ужинали ужи. В космос построили мост. Данные виды заданий способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют процессы изучения и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами. Ужин. Космос (т).
7.Заключение. Прогнозирование результатов.
Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти.
Предполагаемый уровень обучения.
уровень - знания. Рассчитанный на простое запоминание и воспроизведение изученного материала.
уровень - понимание. Предполагает от учащихся ответа на вопросы: «почему? зачем? что будет?», умение объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи.
уровень - применение. Умение применять изученный материал на практике, находить и исправлять свои и чужие ошибки. Предполагаемые результаты обучения - дети должны узнавать словарные слова в тексте, уметь правильно их писать и находить ошибочные написания.
Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко, свободно.
Повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова. Вначале слово надо произнести по слогам, потом слоги произнести все вместе, особенно выделяя непроверяемый звук. В трудных местах обязательным выделением звука в слове подчеркивается его трудность. Встречаются слова, которые надо произносить многократно. Зато это прочный фундамент для правописания
Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике. Много полезного почерпнула из опыта работы учителя из г. Азова –З. Баевой, которая предложила богатый игровой материал, т. к. считает: «зубрежка не дает прочных знаний». Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который очень доступен и может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.
Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формируется у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Список литературы, использованной в работе:
М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников»
В.В. Волина «1000 игр с буквами и словами»
«Откуда пришли слова»
В.Д. Купров «Словарная работа на уроке русского языка»
В.В. Ераткина «Приемы обучения непроверяемым написаниям»
Л.И. Наймушина «Слова из словаря»
Р.С. Рыскужина «Работа в парах сменного состава»
З.И. Баева «Чтобы ошибок не делать в словах»
П.С. Тоцкий «Орфография без правил»
С.Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения»
Л.М. Фридман «Психологический справочник учителя»
Г.Г. Граник
С.М. Бондаренко «Секреты орфографии»
Л.А. Концевая
Р.Н. Бунеева
Е.В. Бунеев «Русский язык» (2 части)
О.В. Пронина
Приложение №1
Методы и приемы
работы
над словарными
словами.
1.Запись слов по алфавиту
1 Задание: (на доске) записать по алфавиту
диван, песок, альбом, вагон,
тетрадь, пальто, бетон.
Результат: альбом, бетон, вагон, диван,
пальто, песок, тетрадь.
2 Задание: азбука, газета, алмаз, пакет,
герой, пенал, графин, апельсин,
помидор, пионер, автобус, горох,
алфавит, гараж, пирог.
Результат: автобус газета пакет
азбука гараж пенал
алмаз герой пионер
алфавит горох пирог
апельсин графин помидор
2.Выборочный диктант
Задание: из 1 части рассказа И. Соколова-Микитова выписать слова: 1 столбик – с б/у гласными, 2 столбик – словарные.
Результат: поля (поле) колхозник
срезают (срезать)картофель
тяжелый (тяжесть) капуста
зеленый (зелень) кочан
грядами (грядка) морковь
краснеют (красный) ягода
рябина (рябь) огород
алеют (алый) калина
3. Выборочный ответ
Задание: найти и выделить правильный ответ.
Слова
ответ
Слова
ответ
1 2 3 4
1 2 3 4
б . атон
г . зета
г . рох
а о а о
о а а о
о а о о
ко …ектив а…ея ко…идор
л лл л лл лл л л лл рр р рр р
Результат: ответы №1 – 3 (а а о), №2 – 4 (лл лл р)
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Задание: записать столбиками по алфавиту с б/у –а, с б/у – о, с б/у –и, с б/у –е слова: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
Результат:
а е и о
газета металл диван комар
канава теперь лимон командир
салют тетрадь сиреньпобеда
5.Сопоставление слов с противоположными орфограммами.
Задание: сгруппировать слова по наличию двух или одной согласной: пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс), те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория, кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).
Результат:
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
6.Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание: (слова с удвоенными согласными) – подобрать родственные слова – другие части речи: металл, суббота, группа.
Результат:
металл- металлический, металлист
суббота- субботний, субботник
группа- группировать, групповой
7.Подбор и запись синонимов и антонимов.
Задание: подобрать и записать синонимы к словам: метель, граница, Отечество; антонимы к словам: работать, мешать.
Результат:
метель- вьюга, буря, метелица, пурга
граница- рубеж, межа, край, предел
Отечество- Родина, Отчизна
работать- отдыхать, праздновать
мешать- помогать, пособлять
8.Составление предложений с данными словами.
Задание: составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар.
Результат: 1. К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.
2. Мой брат служит матросом на большом корабле.
3. В нашем летнем лагере был строгий режим.
4.Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе чисто.
9.Сочинение по опорным словам.
Задание: написать сочинение по теме «Навокзале» со словами: багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Задание: подобрать и записать слова с иноязычными элементами: авто-, колл-, грамм-.
Результат:
1 2 3
автодорога коллектив грамматика
автомобиль коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
12. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Задание: рассказать о Ваньке Жукове (из рассказа А.П.Чехова «Ванька») используя слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес.