kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с рубрикой "Картинная галерея"( мастер-класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал мастер-класса из личного опыта работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века», автор учебника Н.Ф. Виноградова. Приемы работы с картинами из рубрики определяются их содержанием, задачами использования, а также тем, насколько обучающиеся подготовлены к восприятию и анализу изображенных объектов после прочтения статьи учебника, или изучения целого раздела. Запас непосредственных впечатлений, полученных путем наблюдений в природе, с опорой на рубрику помогает обучающимся полнее и точнее воспринимать окружающий мир. Ни один урок окружающего мира не проходит без наглядных пособий, рассматривания иллюстраций и картин, поэтому так важна работа с рубрикой. Материал мастер класса можно использовать на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК «Начальная школа XXI века», а так же других УМК и уроках ИЗО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с рубрикой "Картинная галерея"( мастер-класс) »

МАСТЕР - КЛАСС

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема нашего мастер-класса «Содержание работы с картиной как источником информации».

Выяснение ожиданий слушателей мастер-класса ( перед каждым из участников лежит « картинная рамочка» )

- Уважаемые коллеги, предлагаю на рамках записать свои ожидания от мастер-класса.

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

● объяснить, какие приемы помогут дополнить изученную тему по ОМ интересной информацией из картин;

● устанавливать взаимосвязь разных способов познания мира;

● получите возможность эмоци­онально воспринимать окружающую действи­тельность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику и все это посредством работы с рубрикой «Картинная галерея».

Работа с картиной – это работа с рубрикой « Картинная галерея», которая вводится в учебник « Окружающий мир» УМК «Начальная школа века» со 2 класса.

Рассматривание объектов природы и человеческой культуры занимают значительную часть его учебного и свободного времени. А ведь это наиболее эмоциональный вид деятельности. В начальной школе эмоциональный вид деятельности – это работа с картинами или просто иллюстративным материалом. Ведь именно он облегчает познание сложных обществоведческих понятий, помогает наглядно представить изучаемые объекты, события, личностей, эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни. Все люди по-разному воспринимают эти явления.

-У меня в руках стакан простой воды. Расскажите мне о воде…

Во втором классе дети знакомятся с водоемами, свойствами воды, в третьем классе продолжение темы о воде - «Значение воды для жизни на Земле». И вот мы открываем «Картинную галерею». Перед нами Айвазовский «Девятый вал». Посмотрите и вы на эту репродукцию и скажите теперь, что такое вода. Да, это - стихия, сила, мощь! Этот вывод мы сделали, рассматривая картину.

Мы знаем, что в процессе обучения младшие школьники получают научные сведения об объектах окружающего мира, т.е. узнают точку зрения ученых. Но дети должны знать, этого я добиваюсь, работая с рубрикой

« Картинная галерея», что есть и другое восприятие природы, вещей и людей. Так, одно и то же явление природы ученый, поэт, художник, композитор видят по-своему. Выстраивая работу с рубрикой «Картинная галерея», понимая важность установить взаимосвязь разных способов познания мира, я вижу свою задачу и в том, чтобы подвести детей к пониманию того, что люди смотрят на мир «разными гла­зами» и изучают его по-разному. Есть взгляд ученого, для которого особенно важны про­веренные факты. Он открывает законы суще­ствования объектов действительности с по­мощью научных методов (опыт, эксперимент, наблюдение). Есть взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует другие сто­роны окружающего мира, в результате чего рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются эстетические и художествен­ные достоинства объекта. Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал— вкладывает в своё произведение.

Таким образом, любой объект окружающего мира может вызвать переживания, всколыхнуть чувства, если посмотреть на него с разных то­чек зрения. Дети получают возможность одинаковые явления и события изучать научно и на художественных образах. Рубрика «Картинная гале­рея» формирует у школьников умение эмоци­онально воспринимать окружающую действи­тельность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику.

Как непосредственно я это делаю на уроках.

Возвращаясь к картине «Девятый вал», детей и нас восхищает, как необъятно величие разбушевавшейся морской стихии! Как велика и несокрушима сила воды! Грозная стихия невероятной мощи готова смести все на своем пути! Это тоже окружающий нас мир. Это единство системы «природа и человек в ней». Художник тоже это отметил, изобразив упорно борющихся со стихией людей. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны, но воля, мужество, вера человека могут оказаться сильнее стихии.

А теперь перед вами картина Левитана И.И. «Тихая обитель», где вода - это покой, зеркальная чистота и красота.

Рассматривание произведений живописи, описание их, составление

повествовательных рассказов, рассказов-этюдов, беседа по картинам помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности. Уроки с подборками репродукций картин выступают как сопровождение объяснения учителя и обучающихся.

Расскажу вам о таких творческих заданиях, которые строятся на основе восприятия произведений живописи из рубрики «Картинная галерея». Открывается эта рубрика темой

Тема: Все мы – люди…. и портретом П.М. Третьякова кисти Ильи Репина.

Как сделать так, чтобы дети внимательно вглядывались в человека, изображенного на картине?

Я применяю прием «Верные – неверные утверждения».
- Уважаемые коллеги, ответьте на вопросы :

Что вы можете сказать о человеке на картине? А о состоянии его души?

Вы верите в то, что этот человек умеет внимательно вглядываться в живописные полотна?

Что предпочитает этот человек: публичную жизнь, обсуждения, споры или внутреннюю сосредоточенность, созерцания и размышления наедине с собой?

Вы верите в то, что этот человек любит уединение?

Куда устремлен взгляд Третьякова: на зрителя, на одну из своих картин, вглубь самого себя?

Рассмотрите внимательно руки Павла Третьякова. Эти пальцы можно назвать длинными, тонкими, нервными, чувствительными?

В этой руке есть грация, благородство? Она могла бы принадлежать человеку, занимающемуся физическим трудом или пианисту?

Этот жест рук говорит о сдержанности натуры или об эмоциональности?

Если бы вы не знали, кто это, вы бы поняли, что это знаменитый человек, имеющий отношение к искусству?

Вы верите, что именно этот человек потратил всю свою сознательную жизнь на создание одной из самых лучших коллекций живописи в мире и на то, чтобы сделать ее достоянием своего Отечества?

Вызывает ли у вас чувство гордости то, что этот человек ваш соотечественник?

Портрет Третьякова сопоставляется с портретом мальчика, «Захарка» кисти Венецианова. В учебнике замечательные вопросы к рубрике.

Произведения художников и композиторов имеют тесную связь, так как один и тот же объект воспринимают мастера. Дети это умеют чувствовать.

Прием «чувственного» сопоставления

  1. Из двух пейзажей на темы «Золотая осень» и «Зима» необходимо выбрать один, соответствующий музыке пьесы Г. Свиридова .( Звучит пьеса «Осень»)

2. Из двух картин на темы «Ранняя весна » и «Зимний лес » необходимо выбрать ту, которая соответствует музыке пьесы ( звучит «Весна. Вальс »

Г.Свиридова).

3. И.М. Левитан «Вечерний звон» и песня «Вечерний звон». Как художник и композитор выразили свою любовь к Родине ?

Прием «мыслительное экспериментирование».

Тема: Лес и его обитатели .

- Представьте себе, что вы открыли туристическую фирму. Необходимо составить рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в нашей стране. Подумайте, о чем можно рассказать, используя репродукции картин Шишкин И.И. «Сосны, освещенные солнцем» и

А.И. Куинджи «Березовая роща», представленные в рубрике «Картинная галерея».

- Вам дается одна минута, после чего каждая группа представить свой устный проспект.

Метод « Исторический коврик»

Тема: Образование – часть культуры общества.

- Возьмите конверт белого цвета и расположите картины художников Б.М. Кустодиева , Владимирова И. А. ,Морозова А.И., Н.П. Богданова-Бельского, Решетникова Ф.П. и Т. Максименко в хронологической последовательности .

Прием «Исторический ковёр» можно использовать и при изучении темы «Наша Родина». В «Картинной галерее» учебника представлена целая серия картин Васнецова : «Как Москва строилась» , «Основание Москвы»,

«Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», картиной Рериха «Город строят».

Тема: Золотой век русской культуры родства

Прием: «Подпиши визитную карточку»

- Возьмите конверт голубого цвета. В нем находятся «визитки» ( портреты из рубрики «Картинная галерея» к теме). Подпишите визитку.

Прием «Извлеки сведения»

Если внимательно «входить в картину», можно узнать интересные сведения из нее. Возьмите конверт зеленого цвета.

- Какие важные достижения, выводы отметишь и сделаешь ты , вглядываясь в картины? Вам дается одна минута.

Васнецов А. М. «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке»

Б.М. Кустодиева «Праздник на Неве». 1923 г. «Ярмарка», «Троицын день», «Торг в Новгороде» , А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун»(1940 г.)

Репродукции картин из рубрики «Картинная галерея» - замечательный материал для составления синквейнов.

Составьте синквейн к теме «Лес», используя картины:

И.И. Шишкин «Корабельная роща», А.И. Куинджи «Березовая роща».

Синквейн Дети

По картинам Репина И. Е. «Стрекоза» и Серова В.А. «Мика Морозов».

Прием «Вхождение в картину»

А.М. Васнецов «В горнице древнерусского дома московских времен».

Беседа:

Хотелось бы вам побывать в этой горнице?

Какие элементы декора из этой горницы есть в вашем доме?

Возможен ли сейчас такой дизайн современных квартир?

Какими элементами эта горница кардинально отличается от современной квартиры? Сравни окна горницы и своего дома.

Сравни двери горницы и своего дома. Почему в горнице двери низкие?

Какие элементы горницы сделаны для украшения помещения?

Какие цвета преобладают в оформлении горницы , а вашего дома ? Почему?

Почему произошли такие изменения?

Каково главное достоинство такого жилища?

Много ли деревянных вещей в вашем доме? Что в наш век заменило дерево?

Как отапливался древнерусский дом? А ваш дом?

Чем освещалась горница? А ваш дом?

Почему столько стульев разной высоты и формы в этой горнице?

Почему так много подушек на кровати?

Как вы думаете, чего не хватает в этой горнице?

Чем развлекали себя наши предки?

Что в древнерусском доме выполняло роль шкафа, гардероба?

Какие игрушки напоминают современные? Почему они видоизменились, но сохранились ?

Вы рабы вещей? А наши предки?

В заключении нашего мастер-класса предлагаю вам виртуальную экскурсию в книжную лавочку прошлого столетия с опорой на репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова « Книжная лавочка».

( Участники делятся на три группы. Используя инструкции и пакеты лубочных картинок, готовят краткий материал об экспонатах и экскурсовода. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)




Релаксация

- Наш мастер класс подошел к концу. Прошу вас оценить нашу работу. Возьмите в руки «картинную рамочку». Если мастер- класс оправдал ваши ожидания – приклейте в рамочку бабочку зеленого цвета, не полностью оправдал - бабочку голубого цвета, совсем не оправдал- красного цвета.

_Благодарю вас за работу. Спасибо за оценку.

Дорогие коллеги, я желаю вам успешной работы с рубрикой «Картинная галерея» и хочу прочитать замечательные слова Аркадия Александровича Пластова, которые полностью подходят к теме нашего мастер-класса:

«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия — на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Работа с рубрикой "Картинная галерея"( мастер-класс)

Автор: Путря Людмила Валентиновна , Чурилова Ольга Леонидовна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства