Работа с рубрикой "Картинная галерея"( мастер-класс)
Работа с рубрикой "Картинная галерея"( мастер-класс)
Материал мастер-класса из личного опыта работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века», автор учебника Н.Ф. Виноградова.
Приемы работы с картинами из рубрики определяются их содержанием, задачами использования, а также тем, насколько обучающиеся подготовлены к восприятию и анализу изображенных объектов после прочтения статьи учебника, или изучения целого раздела. Запас непосредственных впечатлений, полученных путем наблюдений в природе, с опорой на рубрику помогает обучающимся полнее и точнее воспринимать окружающий мир. Ни один урок окружающего мира не проходит без наглядных пособий, рассматривания иллюстраций и картин, поэтому так важна работа с рубрикой.
Материал мастер класса можно использовать на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК «Начальная школа XXI века», а так же других УМК и уроках ИЗО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с рубрикой "Картинная галерея"( мастер-класс) »
МАСТЕР - КЛАСС
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема нашего мастер-класса «Содержание работы с картиной как источником информации».
Выяснение ожиданий слушателей мастер-класса ( перед каждым из участников лежит « картинная рамочка» )
- Уважаемые коллеги, предлагаю на рамках записать свои ожидания от мастер-класса.
Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
● объяснить, какие приемы помогут дополнить изученную тему по ОМ интересной информацией из картин;
● устанавливать взаимосвязь разных способов познания мира;
● получите возможность эмоционально воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику и все это посредством работы с рубрикой «Картинная галерея».
Работа с картиной – это работа с рубрикой « Картинная галерея», которая вводится в учебник « Окружающий мир» УМК «Начальная школа века» со 2 класса.
Рассматривание объектов природы и человеческой культуры занимают значительную часть его учебного и свободного времени. А ведь это наиболее эмоциональный вид деятельности. В начальной школе эмоциональный вид деятельности – это работа с картинами или просто иллюстративным материалом. Ведь именно он облегчает познание сложных обществоведческих понятий, помогает наглядно представить изучаемые объекты, события, личностей, эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни. Все люди по-разному воспринимают эти явления.
-У меня в руках стакан простой воды. Расскажите мне о воде…
Во втором классе дети знакомятся с водоемами, свойствами воды, в третьем классе продолжение темы о воде - «Значение воды для жизни на Земле». И вот мы открываем «Картинную галерею». Перед нами Айвазовский «Девятый вал». Посмотрите и вы на эту репродукцию и скажите теперь, что такое вода. Да, это - стихия, сила, мощь! Этот вывод мы сделали, рассматривая картину.
Мы знаем, что в процессе обучения младшие школьники получают научные сведения об объектах окружающего мира, т.е. узнают точку зрения ученых. Но дети должны знать, этого я добиваюсь, работая с рубрикой
« Картинная галерея», что есть и другое восприятие природы, вещей и людей. Так, одно и то же явление природы ученый, поэт, художник, композитор видят по-своему. Выстраивая работу с рубрикой «Картинная галерея», понимая важность установить взаимосвязь разных способов познания мира, я вижу свою задачу и в том, чтобы подвести детей к пониманию того, что люди смотрят на мир «разными глазами» и изучают его по-разному. Есть взгляд ученого, для которого особенно важны проверенные факты. Он открывает законы существования объектов действительности с помощью научных методов (опыт, эксперимент, наблюдение). Есть взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует другие стороны окружающего мира, в результате чего рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются эстетические и художественные достоинства объекта. Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал— вкладывает в своё произведение.
Таким образом, любой объект окружающего мира может вызвать переживания, всколыхнуть чувства, если посмотреть на него с разных точек зрения. Дети получают возможность одинаковые явления и события изучать научно и на художественных образах. Рубрика «Картинная галерея» формирует у школьников умение эмоционально воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику.
Как непосредственно я это делаю на уроках.
Возвращаясь к картине «Девятый вал», детей и нас восхищает, как необъятно величие разбушевавшейся морской стихии! Как велика и несокрушима сила воды! Грозная стихия невероятной мощи готова смести все на своем пути! Это тоже окружающий нас мир. Это единство системы «природа и человек в ней». Художник тоже это отметил, изобразив упорно борющихся со стихией людей. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны, но воля, мужество, вера человека могут оказаться сильнее стихии.
А теперь перед вами картина Левитана И.И. «Тихая обитель», где вода - это покой, зеркальная чистота и красота.
Рассматривание произведений живописи, описание их, составление
повествовательных рассказов, рассказов-этюдов, беседа по картинам помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности. Уроки с подборками репродукций картин выступают как сопровождение объяснения учителя и обучающихся.
Расскажу вам о таких творческих заданиях, которые строятся на основе восприятия произведений живописи из рубрики «Картинная галерея». Открывается эта рубрика темой
Тема: Все мы – люди…. и портретом П.М. Третьякова кисти Ильи Репина.
Как сделать так, чтобы дети внимательно вглядывались в человека, изображенного на картине?
Я применяю прием «Верные – неверные утверждения». - Уважаемые коллеги, ответьте на вопросы :
Что вы можете сказать о человеке на картине? А о состоянии его души?
Вы верите в то, что этот человек умеет внимательно вглядываться в живописные полотна?
Что предпочитает этот человек: публичную жизнь, обсуждения, споры или внутреннюю сосредоточенность, созерцания и размышления наедине с собой?
Вы верите в то, что этот человек любит уединение?
Куда устремлен взгляд Третьякова: на зрителя, на одну из своих картин, вглубь самого себя?
Рассмотрите внимательно руки Павла Третьякова. Эти пальцы можно назвать длинными, тонкими, нервными, чувствительными?
В этой руке есть грация, благородство? Она могла бы принадлежать человеку, занимающемуся физическим трудом или пианисту?
Этот жест рук говорит о сдержанности натуры или об эмоциональности?
Если бы вы не знали, кто это, вы бы поняли, что это знаменитый человек, имеющий отношение к искусству?
Вы верите, что именно этот человек потратил всю свою сознательную жизнь на создание одной из самых лучших коллекций живописи в мире и на то, чтобы сделать ее достоянием своего Отечества?
Вызывает ли у вас чувство гордости то, что этот человек ваш соотечественник?
Портрет Третьякова сопоставляется с портретом мальчика, «Захарка» кисти Венецианова. В учебнике замечательные вопросы к рубрике.
Произведения художников и композиторов имеют тесную связь, так как один и тот же объект воспринимают мастера. Дети это умеют чувствовать.
Прием «чувственного» сопоставления
Из двух пейзажей на темы «Золотая осень» и «Зима» необходимо выбрать один, соответствующий музыке пьесы Г. Свиридова .( Звучит пьеса «Осень»)
2. Из двух картин на темы «Ранняя весна » и «Зимний лес » необходимо выбрать ту, которая соответствует музыке пьесы ( звучит «Весна. Вальс »
Г.Свиридова).
3. И.М. Левитан «Вечерний звон» и песня «Вечерний звон». Как художник и композитор выразили свою любовь к Родине ?
Прием «мыслительное экспериментирование».
Тема: Лес и его обитатели .
- Представьте себе, что вы открыли туристическую фирму. Необходимо составить рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в нашей стране. Подумайте, о чем можно рассказать, используя репродукции картин Шишкин И.И. «Сосны, освещенные солнцем» и
А.И. Куинджи «Березовая роща», представленные в рубрике «Картинная галерея».
- Вам дается одна минута, после чего каждая группа представить свой устный проспект.
Метод « Исторический коврик»
Тема: Образование – часть культуры общества.
- Возьмите конверт белого цвета и расположите картины художников Б.М. Кустодиева , Владимирова И. А. ,Морозова А.И., Н.П. Богданова-Бельского, Решетникова Ф.П. и Т. Максименко в хронологической последовательности .
Прием «Исторический ковёр» можно использовать и при изучении темы «Наша Родина». В «Картинной галерее» учебника представлена целая серия картин Васнецова : «Как Москва строилась» , «Основание Москвы»,
«Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», картиной Рериха «Город строят».
Тема: Золотой век русской культуры родства
Прием: «Подпиши визитную карточку»
- Возьмите конверт голубого цвета. В нем находятся «визитки» ( портреты из рубрики «Картинная галерея» к теме). Подпишите визитку.
Прием«Извлеки сведения»
Если внимательно «входить в картину», можно узнать интересные сведения из нее. Возьмите конверт зеленого цвета.
- Какие важные достижения, выводы отметишь и сделаешь ты , вглядываясь в картины? Вам дается одна минута.
Васнецов А. М. «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке»
Б.М. Кустодиева «Праздник на Неве». 1923 г. «Ярмарка», «Троицын день», «Торг в Новгороде» , А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун»(1940 г.)
Репродукции картин из рубрики «Картинная галерея» - замечательный материал для составления синквейнов.
Составьте синквейн к теме «Лес», используя картины:
По картинам Репина И. Е. «Стрекоза» и Серова В.А. «Мика Морозов».
Прием «Вхождение в картину»
А.М. Васнецов «В горнице древнерусского дома московских времен».
Беседа:
Хотелось бы вам побывать в этой горнице?
Какие элементы декора из этой горницы есть в вашем доме?
Возможен ли сейчас такой дизайн современных квартир?
Какими элементами эта горница кардинально отличается от современной квартиры? Сравни окна горницы и своего дома.
Сравни двери горницы и своего дома. Почему в горнице двери низкие?
Какие элементы горницы сделаны для украшения помещения?
Какие цвета преобладают в оформлении горницы , а вашего дома ? Почему?
Почему произошли такие изменения?
Каково главное достоинство такого жилища?
Много ли деревянных вещей в вашем доме? Что в наш век заменило дерево?
Как отапливался древнерусский дом? А ваш дом?
Чем освещалась горница? А ваш дом?
Почему столько стульев разной высоты и формы в этой горнице?
Почему так много подушек на кровати?
Как вы думаете, чего не хватает в этой горнице?
Чем развлекали себя наши предки?
Что в древнерусском доме выполняло роль шкафа, гардероба?
Какие игрушки напоминают современные? Почему они видоизменились, но сохранились ?
Вы рабы вещей? А наши предки?
В заключении нашего мастер-класса предлагаю вам виртуальную экскурсию в книжную лавочку прошлого столетия с опорой на репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова « Книжная лавочка».
( Участники делятся на три группы. Используя инструкции и пакеты лубочных картинок, готовят краткий материал об экспонатах и экскурсовода. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
Релаксация
- Наш мастер класс подошел к концу. Прошу вас оценить нашу работу. Возьмите в руки «картинную рамочку». Если мастер- класс оправдал ваши ожидания – приклейте в рамочку бабочку зеленого цвета, не полностью оправдал - бабочку голубого цвета, совсем не оправдал- красного цвета.
_Благодарю вас за работу. Спасибо за оценку.
Дорогие коллеги, я желаю вам успешной работы с рубрикой «Картинная галерея» и хочу прочитать замечательные слова Аркадия Александровича Пластова, которые полностью подходят к теме нашего мастер-класса:
«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия — на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись»