Рабочая программа факультатива для 4 класса "В царстве грамматики"
Рабочая программа факультатива для 4 класса "В царстве грамматики"
Программа факультатива «В царстве граматики» предназначена для учащихся 4 класса.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Факультатив позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива для 4 класса "В царстве грамматики"»
Программа
факультатива в 4 классе
«В царстве грамматики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ В царстве грамматики ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по грамматике.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
В отборе материала к занятиям учитель ориентируется на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного факультатива позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель факультатива: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи факультатива:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Факультатив создается на добровольной основе из ребят 4 класса, имеющих повышенный интерес к русскому языку. Занятия групповые,1час в неделю. Продолжительность одного занятия 45минут. Занятия планируются на весь учебный год. Всего 34 часа.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультатив позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Сроки
Примечание
1 четверть
1.
Сказка «В стране звуков»
1
2.
Игры с буквами и словами «Откроем тайны русского языка»
1
3.
Разные слова, которые звучат и пишутся одинаково.
1
4.
Превращение слов
1
5.
Грамматические сказки, ребусы
1
6.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
1
7.
Анаграммы, метаграммы, головоломки.
1
8.
Дидактические игры и шарады
1
9.
Грамматическая эстафета
1
2 четверть
10.
В гостях у слова
1
11.
Попробуй, измени ударение
1
12.
Играем в прятки с буквами
1
13.
Занимательные кроссворды, шарады
1
14.
Приставки – труженицы
1
15.
Образуем новые слова.
1
16.
Поединок грамотеев
1
3 четверть
17.
Из глубины веков. Архаизмы.
1
18.
Фразеологизмы
1
19.
Сказочные фразеологизмы
1
20.
Загадки - шутки
1
21
Выполнение заданий олимпиад
1
22
Откуда ты имя? Отчество и фамилия.
1
23
Загадки и головоломки
1
24.
Пословицы и поговорки
1
25
Лексические упражнения на сообразительность.
1
26.
Конкурс знатоков русского языка
1
4 четверть
27.
Части речи. Морфологические шарады.
1
28.
Его Величество - Имя существительное.
1
29.
Морфемы правят бал.
1
30.
Слова – невидимки и слова - перевёртыши
1
31.
В королевстве ошибок
1
32
Дидактические игры, кроссворды, шарады
1
33.
КВН
1
34.
Итоговое занятие
1
Литература.
1.Учебник для 4 класс в 2-х частях. Русский язык. В.К. Павленко, Г.В.Клыпа
Алматыкітап басбасы 2015г.
2.Методические рекомендации к урокам русского языка. 4 класс. 2015г.
3. Занимательная грамматика
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991г.